Россия отрепетировала конфликт с Украиной?

07.10.2009 в 14:24

ИноСМИ

 

Неделю назад завершились российско-белорусские учения "Запад-2009" - самые масштабные военные маневры на границе России и НАТО за весь период после окончания холодной войны. Россия ввела на территорию Белоруссии две армии при поддержке авиации и перебросила на Балтику крупные силы Черноморского и Северного флотов. В полном объеме проходило испытание интегрированной системы воздушной обороны обеих стран. Без сомнения, маневры стали подведением итогов и проверкой российской военной реформы (новой стратегической концепции, планов операций, программ трансформации вооруженных сил, реорганизации систем командования).

Разумеется, факт проведения таких учений не вызывает удивления. Это совершенно нормально: если есть армия, она должна тренироваться. Армия, которая этого не делает, противоречит смыслу своего существования, становится бесполезным звеном в общей системе безопасности. Отсутствие учений говорит о слабости всей системы, а, прежде всего, об отсутствии планов, которые бы требовали учебной проверки. Следовательно, если Россия проводит учения, это означает, что ее армия вновь обретает многоаспектную операционную и стратегическую форму, что она входит в нормальный ритм функционирования, включающий в себя: политические и стратегические цели, планы операций по их достижению, учебную проверку планов и подготовку военных сил к их реализации.

Красноречиво название учений. Оно пришло в неизмененном виде из времен Варшавского договора, когда, действительно, сценарием маневров "Запад" была война с НАТО. Маневры этого года также были репетицией войны с Североатлантическим альянсом. Но многое говорит о том, что они касались не только, а возможно даже, не столько альянса: такой сценарий был бы слишком нереалистичен для того, чтобы на его основе российские власти решили устроить генеральный экзамен своей многолетней военной реформе. Я был бы удивлен, если бы подлинной магистральной идеей учений "Запад-2009" не был бы самый серьезный реальный вызов России: ведение военной кампании ограниченного масштаба в т.н. российской сфере влияния (Украина и Закавказье) с одновременным операционным обеспечением защиты от возможного вмешательства в эту кампанию НАТО. Эта защита от НАТО могла включать в себя демонстрацию силы, направленную на отпугивание и сдерживание, а также учитывать боевые действия по прикрытию в локальном масштабе. Вероятнее всего, в данных учениях Североатлантический альянс являлся необходимой точкой соотнесения, но не был основным объектом интереса.
      
Основания для таких выводов дает хотя бы морская часть маневров, в которой участвовали десантные силы Черноморского флота. Они отрабатывали масштабную десантную операцию с участием других видов вооруженных сил. Несомненно, это не метод борьбы с пиратами, как объясняли наблюдателям, там отрабатывались иные задачи.

Это была убедительная демонстрация возможностей данного флота в ситуации конфликта в сфере его ответственности, т.е. в регионе Черного моря. Достаточно представить на карте учений зеркало на линии белорусско-украинской границы и взглянуть в зеркальное отражение театра маневров (или просто развернуть его на 180 градусов), чтобы на месте Калининградской области, где Черноморский флот тренировал десант, увидеть Крым, а на месте прибалтийских стран - Украину и Грузию. Польша в этом зеркале "передает" часть своей территории черноморским странам НАТО, и таким образом может играть в сценарии роль исходной территории для возможного военного давления НАТО на Россию, включившейся в региональный конфликт в "своей" сфере влияния.

Такие предположения и реальная суть учений не являются неожиданными. Это логичное следствие российской политики и стратегии безопасности последних лет. Нет сомнений, что в ближайшие годы Россия будет вынуждена концентрировать свои стратегические усилия именно на южном направлении (принимая во внимание такие потенциальные горячие точки, как Крым, Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье). Так что не стоит удивляться, что она может отрабатывать такие сценарии. Стоит их анализировать, принимать во внимание в наших концепциях и планах, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Стоило бы также время от времени испытывать наши, союзнические военные механизмы, чтобы иметь уверенность в их работоспособности. Здесь нечего стыдиться. Мы должны более решительно требовать от НАТО проведения учений альянса на нашей территории.

 

Станислав Кожей, "Wirtualna Polska", Польша

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив