Политические темы избирательной кампании
Политические темы избирательной кампании
Местные выборы традиционно относятся к числу мало политизированных. Мотивация предполагает избрание, скорее, "сильных хозяйственников" и социальных работников.
Спецификой нынешней кампании является то, что она проходит самостоятельно, не на фоне кампании в парламент, и, частично, по партийным спискам. К тому же, она проходит на фоне государственного переворота. Т.о., ее политизированность заметно выше, чем обычно.
В нынешней избирательной кампании можно выделить пять политических тем.
Тема контрнаступления оппозиционных сил
Эту тему активно педалирует, прежде всего, Юлия Тимошенко.
Идея проста: представить выборы как "третий тур" президентских выборов и, пользуясь неминуемым снижением рейтингов ПР, выдвинуть тезис о неполной легитимности Януковича.
Рейтинги должны снизиться как в силу естественного процесса, поскольку ПР переходит из статуса "победителей" в статус "власти", так и в силу неудач власти в социально-экономической политике, обусловленных, в первую очередь, сотрудничеством с МВФ.
Дальше зависит от фантазии.
С одной стороны, можно заявить, что местные выборы показали факт
фальсификации президентских выборов - раз уж рейтинги Януковича выше, чем у ПР на выборах. На самом деле, в силу разной мотивации избирателей динамика рейтингов не о чем не говорит, да и не будет сравнимых общенациональных данных. Но тут важно желание.
Кстати, сейчас можно предположить, что явка избирателей на этих выборах будет несколько ниже, чем на президентских. Поэтому, думается, даже на Донбассе абсолютное число голосов, полученных ПР, будет меньше.
С другой стороны, можно заявить, что Янукович лишился поддержки избирателей. Что, кстати, будет чистой правдой в силу упомянутых выше причин.
Предсказуемо же плохие результаты дезорганизованной оппозиции объявляются результатом фальсификаций.
Тема репрессий против оппозиции
Опять же, лидер тут БЮТ, который постоянно убеждает избирателей в том, что выборы будут сфальсифицированы и не факт, что отданные за "Батькивщину" голоса перейдут именно оппозиции, вследствие т.н. "рейдерских захватов" партийных организаций.
Ну а оппоненты БЮТ не без помощи внутри блока потрудились над тем, чтобы подсказать избирателям, что даже попавшие по назначение голоса достанутся представителям сексуальных меньшинств и серийным маньякам - правда, избиратели Тимошенко к такой пропаганде маловосприимчивы.
Сходную роль играет подписание Яценюком соглашений со своими организациями. Т.е., за "Фронт перемен" тоже нельзя голосовать - кандидатам от этой партии сам Яценюк не доверяет.
Клятвы на Библии и кресте в БЮТ имеют большую моральную силу, но тогда надо что-то делать с Олегом Медведевым. Он так пропагандирует мысль о том, что нарушение крестоцелования является признаком украинского патриотизма - именно за это, а вовсе не за "украинство", был анафемирован Иван Мазепа, что кандидаты от БЮТ становятся перед выбором: быть исключенными из БЮТ за нарушение присяги или за недостаточный патриотизм, выразившийся в ее соблюдении...
Так или иначе, все эти заявления и действия показывают избирателям, что лидеры оппозиции слабы, неуверенны, не контролируют свои организации и не способны бороться с режимом Януковича.
Возможно, это действительно так, но может речь идет просто о системной ошибке. Не может же, например, Тимошенко, признать, что процессы, проходящие в ее партии не "рейдерские захваты", а те же, что ранее поразили НДП и СДПУ(о)? Из тех партий тоже убегали целыми организациями под давлением власти, но все отлично понимали, что происходит...
Но может (и, как показывает опыт, - ой как может) дело в другом: оппозиции значительно важнее показать обществу факт фальсификаций, по возможности - усилив их роль, чем получить реальный результат на выборах. В чистом виде ремейк 2004 года, когда задолго до выборов было заявлено, что, если на них не победит Ющенко, значит, выборы были сфальсифицированы.
Украинских политиков результаты волеизъявления по-прежнему не интересуют: провластные всегда готовы нарисовать, то что нужно, оппозиционные - захватить власть без каких-то там голосований. Ветеранам же Майдана не возбраняется наслаждаться ощущением того, что их цинично использовали.
Тема "освобождения" (или "обороны") от "донецких"
Эта тема может быть популярной во многих регионах, но только в Крыму она получает фактическое подтверждение своей актуальности. Зачем Януковичу потребовалось "строить" крымчан при помощи Джарты, так и осталось непонятным...
Рассматривать "макеевскую оккупацию" как способ противодействия татарам не берется даже Леонид Грач. Более того - он сам (!) призывает Меджлис к участию в контроле за выборами. Можно ли было себе такое представить еще недавно?
Не исключено, что весомость этой темы на большей части территории страны будет снижаться. Поскольку Янукович теперь уже не зависит от парламента, он может позволить себе проводить менее донбассоцентричную кадровую политику.
Тема языка (закона о языках)
Оппозиция на полную катушку использует ее для усиления своих позиций в Центре и на Западе страны.
Партия регионов и Блок Литвина довольно активно используют эту тему для дискредитации президента и коалиции на Юго-Востоке страны. Во всяком случае, сигналов о том, что закон приниматься не будет, а сама тема нужна исключительно для мобилизации избирателей ПР перед выборами, предостаточно.
Казалось бы - государственный статус русского языка является программным требованием для ПР и КПУ. Блок Литвина - сила, лишенная какой-либо идеологии, и, потому, весьма договороспособная по идеологическим вопросам. Значит надо активно пропагандировать закон как шаг к официальному двуязычию. Но ничего подобного не происходит! Даже коммунисты воздерживаются от полемики с националистами...
Тема, безусловно, способствует усилению раскола страны и дает дополнительную аргументацию националистической оппозиции. Однако, это раскол не на русско- и украиноговорящую Украину, а раскол на Украину и Галичину - примерно 15% избирателей; даже Киев в данном вопросе за Галичиной не пойдет.
С точки зрения электоральных интересов Партии регионов "сшивать" их смысла нет. Националистические избиратели за ПР голосовать все равно не будут, а позиция ненационалистического, но патриотического и украиноговорящего избирателя будет определяться не фактом принятия закона о языках, а информационной работы по объяснению того, почему эксперты ПАСЕ требуют от Украины принятия такого закона, а отечественные "евроинтеграторы" изо всех сил этому противятся...
Тема конституционной реформы
Здесь ситуация трагикомическая. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, на протяжении последних 5-ти лет стремившиеся отменить действующую Конституцию, возмущаются по поводу того, что их программа реализована Виктором Януковичем.
Хотя, конечно, логика в этом есть - решение КС от 1.10.10 примерно такое же "правовое", как решение ВС от 3.12.04, и можно с полным основанием говорить о государственном перевороте.
Кроме того, "оранжевые" проводили перевороты в 2004 и в 2007 годах, чтобы нивелировать выбор относительного большинства граждан. Янукович же проводит переворот в развитие выбора относительного большинства граждан.
Вопрос о том, зачем этому большинству такое "развитие", оставим за скобками - в конце концов, избиратели Ющенко и Тимошенко тоже оказались недовольными "развитием" их выбора...
Безусловно, тема переворота будет использована оппозицией на местных выборах, но выглядит она малоинтересной с электоральной точки зрения.
А вот Партия регионов может представить решение КС и заявления Януковича как шаг к развитию местного самоуправления. Отмена действующей Конституции уже представляется президентом как стартовая позиция для внесения изменений в разделы, касающиеся местного самоуправления, в то время как позицию оппонентов ПР легко представить, как попытку заблокировать такие изменения.
* * *
Кроме того, могут получить политическую окраску многие темы, которые не выглядят политическими. Например, очень популярная тема повышения коммунальных тарифов переводится коммунистами в плоскость сотрудничества с МВФ, а ведь повышение тарифов - действительно уступка перед Фондом.
А эта тема уже носит ярко-выраженный политико-идеологический характер.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга