Первый после президента
Первый после президента
1 октября разрешилась интрига вокруг Основного закона страны. Конституционный суд Украины признал незаконными изменения в Конституцию, которые были внесены в 2004 году. Таким образом, Украина вернулась к редакции Основного закона от 1996 года. Обратный переход от парламентско-президентской до президентско-парламентской республики будет чреват для украинской политики не только усилением роли президента, но и превращением Администрации президента в самый главный орган исполнительной власти в стране.
Банковая усиливается
Возвращение Конституции-96 многие эксперты и политики назвали возвращением "эпохи Кучмы" в украинскую политику. В Украину вернулось время сильного президента. И как результат – роль его администрации снова сильно возрастает. При президентстве Леонида Кучмы вторым человеком в государстве был не премьер-министр, не глава парламента, а именно глава АП. Последнего боялись, именно он был эдаким серым кардиналом. Когда же во главе АП стал Виктор Медведчук, окончательно стало ясно, что исполнительная власть в Украине – это отнюдь не Кабинет министров, который сам получал указания. Указания шли же от президента через АП.
Президент не вездесущ и не всемогущ, но в соответствии с Конституцией-96 он имеет всю полноту власти. Не парламент и уж тем более не правительство. Поэтому теперь, как во времена Кучмы если нужно будет "решать вопросы" на высшем уровне, чтобы получить, как у булгаковского профессора Преображенского, "тщательную бумажку, фактическую броню", нужно будет искать покровителей не в правительстве, не в руководстве парламентских фракций, а идти напрямую к президенту Украины. А "доступ к телу" контролируется естественно Администрацией президента. Кроме того, именно в недрах этого бюрократического органа рождаются президентские указы, которые в связи с возвращением Конституции-96 оставаясь де-юре подзаконными актами, де-факто приобретают силу законов. Так что законодательная деятельность Верховной рады и ее вес на политической арене оказываются под большим вопросом.
Отныне центр политической жизни страны с улицы Грушевского окончательно переместился на Банковую. "Тушки", закулисные переговоры с лидерами фракций и групп остались в прошлом. Конституция-96 помимо всего прочего не содержала ни слова о фракциях и о том слабом подобии императивного мандата, которое привнесла в украинскую политику Конституция-2004. Многочисленные переходы по фракциям снова возможны и ничуть не наказуемы; Рада утратила былое влияние. Не зря Владимир Литвин, сам побывавший главой АП, а ныне занимающий кресло спикера украинского парламента, был в свое время против Конституции-96. 17 сентября он говорил: "Сегодня нет оснований говорить о том, что завтра Украина вернется к Конституции 1996 года. И вообще мне трудно представить, как это может произойти". По его словам, Конституция-96 Украине-2010 года была "не нужна". Теперь же Литвин заявляет, что вернуться к старой редакции Основного закона Украина без Верховной рады не сможет. Хотя в решении КСУ черным по белому написано: "Признание неконституционным закона №2222 … означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции Украины, которые были изменены, дополнены или исключены законом №2222". Глава парламента выпал из когорты основных политических игроков. И Литвин это прекрасно осознает.
Борьба кланов
В последнее время в связи с непопулярными мерами, принятыми украинским правительством, в обществе муссировались слухи о том, что отставка главы Кабинета министров не за горами. Мол, когда Николай Азаров примет меры, непопулярные среди народа, - и его "уйдут". Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться. Однако теперь ожидаемая с лета отставка главы правительства откладывается. Во-первых, Азаров теперь далеко не второй человек в государстве. Он теперь лишь "бледная тень" не только президента, но и главы АП. Естественно, возникает вопрос: насколько такое изменение распределения властных полномочий в государстве будет удовлетворять основные группы влияния, которые входят в Партию регионов? Не секрет, что своему успеху в борьбе за власть Янукович обязан умению ловко лавировать между основными группами влияния. Украинский президент не попадает в зависимость ни от одной из вышеупомянутых групп, играя на противоречиях между ними и не позволяя ни одной из групп становиться сильнее остальных. Как отреагируют "кланы" на возвращение Конституции-96?
Решение КСУ усиливает группу главы АП Сергея Левочкина. Левочкин – опытный аппаратчик. Свою карьеру в Киеве он начинал с поста научного консультанта президента Кучмы. Позже он станет первым помощником Кучмы. Во время премьерства Януковича в 2006 году Левочкин работал руководителем Службы премьер-министра Украины. С избранием Януковича на пост президента Украины, Левочкин и становится главой АП. Усиление группы Левочкина в Партии регионов прогнозировал еще 13 июля экс-министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич. "Мы должны констатировать, что эта группа доминирует среди всех групп в Партии регионов и является самой влиятельной. Влиятельней, чем Азаров, Клюев и другие", - сказал тогда Шуфрич. К группе Левочкина относят и олигарха Дмитрия Фирташа. Такое существенное усиление одной группы влияния может привести к опасному для президента изменению баланса сил в ПР. Более того, сейчас, когда благодаря решению КСУ вся ответственность за события, происходящие в стране, будет возлагаться исключительно на президента, не исключено, что остальные группы влияния будут искать среди политиков других защитников собственных интересов. Ведь многие меры, предпринимаемые новой властью, воспринимаются народом Украины без особого восторга. Подорожание коммунальных услуг и продуктов питания никого не оставляет равнодушным. Если же Янукович не компенсирует остальным группам усиление группы Левочкина, ожидаемо появление новых политических проектов, или увеличение финансовой поддержки уже имеющихся.
У основных групп влияния в Партии регионов, в частности - группы Ахметова - еще есть время подумать, и решить, что делать в связи с усилением в партии группы Левочкина. И на каких условиях с ней договориться.
Борис Рудь