Парламентская коалиция: В постели с драконом

14.06.2010 в 15:43

Зеркало недели

 

«Мой муж — подлец. Верните мне мужа». Отношения между партнерами по парламентской коалиции все больше напоминают сцены из семейной жизни. С той разницей, что партнеров в коалиции — трое, и коммунисты с литвиновцами устраивают регионалам сцены ревности по очереди. То КПУ требует больше любви (к «заветам Ильича», разумеется), то соратники спикера напоминают о том, что давно не видели кадровых «подарков» от того, ради которого они бросили союзников по предыдущей коалиции. Народникам вообще в последнее время кажется, что все их игнорируют. Даже собственные выдвиженцы на посты в правительстве. Потому и шьют им классическую «аморалку», вроде «сауны на рабочем месте». А уж регионалы, по мнению литвиновцев, вообще распоясались — переманивают лучшие кадры на местах в свои ряды. Угрожая неуступчивым увольнениями и суля податливым перспективы карьерного роста. «Бело-синие» успокаивают расстроенных союзников как могут. Объясняют, что никого переманивать не собирались, а если и случаются «перегибы на местах» — так виновников обязательно накажут. Как только народники назовут конкретные фамилии. И вообще, если верить регионалам, их партия напоминает «дракона Шушу» (из полузабытого венгерского мультика), доставлявшего соседям неудобства исключительно по доброте душевной и из-за огромных размеров. Ну просто не получалось у него повернуться, чтобы не помять стоящего слишком близко к телу…

Впрочем, даже лучшие политические психотерапевты из ПР не могут не признать, что Литвин им если и нужен, то не так остро, как несколько месяцев назад. Спикер, конечно, фигура значимая. И лично Владимир Михайлович на этом посту регионалов вполне устраивает. Но вот амбиции его однопартийцев, почему-то уверенных, что все еще владеют «золотой акцией», не могут не раздражать. В конце концов, коалиция уже создана. Депутатов-перебежчиков хватает с запасом. И на их удержание сил и средств требуется никак не меньше, чем на обхаживание народников. Почему они должны иметь какой-то приоритет? Тем более непонятно, почему нужно закрывать двери перед теми, кто решил перейти из-под литвиновского крыла к регионалам. Их ведь и переманивать особо не нужно. Рейтинги партий — и, соответственно, их возможности на местных и даже парламентских выборах — известны всем, а политики (и национального, и местного масштаба) всегда ищут нишу поперспективнее. В ПР — и не только в ПР — намекают, что и от желающих присоединиться к коалиции в Верховной Раде отбоя нет. Поговаривают, что Янукович даже настойчиво рекомендовал Андрею Клюеву (традиционно ответственному за пополнение большинства) приостановить рекрутирование новых коалициантов. Дескать, триста голосов нужны исключительно для точечных голосований. Удерживать «всю эту ораву» в коалиции на постоянной основе — слишком хлопотно и накладно. И международные наблюдатели нервничают. И спикер
боится оказаться лишним. А превращать пусть и не такого влиятельного союзника в противника президент точно не хочет.

Не исключено, конечно, что Литвин своими демаршами хочет не просто напомнить о своем существовании, но и набить цену. О реальных перспективах своего блока на выборах (и уж тем более о возможности продолжить свое пребывание на посту спикера) он ведь тоже догадывается. Поэтому вполне может хотеть конвертировать бонусы своего нынешнего положения в реальные политические дивиденды уже сейчас. И что показательно, регионалы вроде бы не против. Естественно, «в рамках разумного». Тем более что и сам Владимир Михайлович старается быть предельно аккуратным — даже жалобы на «непартнерское» поведение ПР предпочитает публиковать не от своего имени, а от имени «озабоченных партийцев». А если и критикует инициативы регионалов лично — скажем, по языковому вопросу или по дате местных выборов, — то мотивирует свои действия исключительно заботой о Конституции и реноме власти. Видимо, не слишком верит в сказки про добродушного дракона.

Впрочем, умеренность Литвина можно объяснять по-разному. Поговаривают, скажем, что Василию Хмельницкому, чье влияние на спикерскую фракцию неоспоримо, сейчас не до жиру и не до ссор с коллегами-регионалами. Уж слишком поиздержался он в последнее время и слишком увяз в киевских проектах, которые по разным причинам никак не могут принести финансовый эффект. С другой стороны, люди посвященные уверяют: Владимир Михайлович всерьез верит, что поддержка со стороны власти может обеспечить успех его проекту на выборах и что отправляться в самостоятельное плавание ему сейчас никак нельзя.

Разумеется, делиться — не в привычках «бело-синих». В пользу Литвина может сыграть разве что одно обстоятельство: его электоральное поле с «региональным» не слишком пересекается и в ПР могут поверить, что Владимир Михайлович будет отнимать голоса у оппозиционеров — в первую очередь в центральной Украине. Коммунистам в этом смысле сложнее. Каждый их голос «бело-синие» считают — хотя бы потенциально — своим. И уже поэтому договориться лидерам КПУ с коалиционными партнерами будет непросто. Да и нужно ли? Леонид Грач, скажем, открыто заявил, что компартии нужно выходить из коалиции. И чем скорее, тем лучше. Правда, Грач — это особый случай. И ситуация в Крыму, где он рассчитывает на успех в первую очередь, довольно специфическая. Плюс — у Леонида Ивановича уже традиционно не складываются отношения с Петром Николаевичем. Стоило, скажем, Симоненко раскритиковать Януковича за инициативу провести местные выборы 31 октября, как Грач президента поддержал. Зато сейчас лидер крымских коммунистов сам клеймит позором власть за «готовность выполнять рецепты МВФ» (в самом МВФ, кстати, в этой готовности уверены гораздо меньше).

Неудивительно, что в офисе КПУ на Борисоглебской демарш Леонида Ивановича предпочитают объяснять вовсе не его принципиальностью и глубокой идейностью. Дескать, легко Грачу говорить — его организация к местным выборам уже готова, в том числе и финансово. В центре с этим гораздо сложнее. Скажем, Константин Григоришин, еще недавно, по его собственным словам, раскрывавший Симоненко глаза на глобальный кризис капитализма, в последнее время очень сдружился с «акулами капитализма» из ПР. И в том, что он будет безоглядно спонсировать последний и решительный бой с «бело-синими олигархами», штабисты КПУ сильно сомневаются. Вряд ли обрадовались призыву Грача и люди, получившие места в правительстве по квоте компартии. А к их пожеланиям партийный менеджмент прислушивается не менее чутко. Помнится, в апреле Петр Николаевич предлагал партнерам по коалиции срочно рассмотреть вопрос о праздновании дня рождения Ленина на высшем государственном уровне. Предлагал очень настойчиво. Но после того, как решились проблемы с назначением нужных людей в руководстве таможни, вопрос был очень быстро снят. Симоненко до сих пор с гордостью рассказывает, как таможня «прижимает хвост» спекулянтам и эксплуататорам трудового народа. И вы думаете, он согласится оставить этот передовой рубеж классовой борьбы ради какого-то демарша против требований МВФ?

К тому же у регионалов в рукаве есть еще один козырь. Не менее принципиальные борцы за интересы трудящихся из других партий. Идейно близких к коммунистам. И при этом интегрированных во власть. Лидер Союза левых сил, скажем, сейчас неусыпно борется со спекулянтами ценными бумагами. А министр экономики все еще думает над предложением возглавить Социалистическую партию. В случае, если коммунисты действительно захотели бы покинуть коалицию, зеленую улицу альтернативным проектам власть могла бы обеспечить без особого труда. Возможно поэтому в действительности никто никуда не идет.

Есть, конечно, стратеги, которые могли бы посоветовать Банковой или Грушевского сыграть с КПУ в беспроигрышную лотерею. Слепив из сегодняшнего партнера по коалиции «правильную оппозицию», которой будет высочайше позволено не любить власть. Или даже сформировав две оппозиции на выбор. Левую — из компартии, а правую — из «Сильной Украины». Лидер которой, по доходящей до публики информации, уже сидит на чемоданах в ожидании выхода. Под ободряющий шепот социологов. Но для такой комбинации нужно быть хотя бы чуть-чуть грациознее мультяшного дракона. Иначе не получится даже так, как у восточного соседа — с бутафорской «Справедливой Россией». В Белокаменной ведь еще есть люди, имеющие вкус к многоходовкам. А на вершинах киевской власти он, похоже, пропал еще в 2004-м. Здесь предпочитают методы попроще. И подоступнее.

 

Алексей МУСТАФИН

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив