Онопенко: Судья или политик?
Онопенко: Судья или политик?
11 марта судьи Верховного суда Украины отказались снимать с должности своего председателя Василия Онопенко. Несмотря на то, что ранее группа судей выступила с инициативой отставки главы ВСУ, большинство коллег их не поддержало. А Онопенко снова оказался в жестком противодействии с украинской властью.
Судья или политик?
Василий Онопенко - единственный высокопоставленный "осколок" предыдущей власти, удержавшийся в кресле после победы Виктора Януковича на президентских выборах. Неудивительно, что он находился в состоянии перманентного конфликта с представителями властной вертикали, которые не могли смириться с неподконтрольным им главой Верховного суда. Многие обозреватели даже саму судебную реформу, в ходе которой роль ВСУ в отечественной судебнойсистеме была сведена практически к нулю, объясняли стремлением лишить влияния лично Онопенко. Ко всему добавились уголовные дела против зятя Онопенко Евгения Корнийчука и старшей дочери Ирины.
А в феврале Онопенко вдруг встретился с Януковичем. Сам Онопенко после встречи с президентом отметил, что тот не влияет на деятельность правоохранительных органов, опровергнув тем самым слухи о "политических делах" новой власти. "Насколько я знаю, он пытается не влиять на эти процессы", - сказал Онопенко по итогам встречи с президентом. "Нынешняя встреча стала продолжением темы разговора, состоявшегося в августе 2010 года, в течение которого председатель Верховного суда Украины Василий Онопенко поддержал проводимую президентом Украины реформу, отметив, что предложенный президентом Украины закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" содержит позитивные наработки специалистов ВСУ, которые находят поддержку судейского корпуса, председателя Верховного суда Украины и судей Верховного суда Украины", - решили откланяться на Банковой.
Казалось бы, после этой встречи все проблемы между властью и ВСУ были разрешены: Корнийчук выпущен на свободу под подписку о невыезде, дело против дочери Онопенко закрыто. Более того, Верховному суду вернули часть полномочий. "Прессование Онопенко как раз является свидетельством того, что власть была готова вернуть "старые" полномочия Верховного суда. Под эти полномочия власти и нужен был лояльный человек. Вот почему началась кампания против окружения Василия Онопенко", - говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Несмотря на такое развитие событий, идиллические отношения между властью и главой ВСУ продержались недолго. В конце февраля стало известно, что Онопенко могут выразить недоверие его коллеги – судьи Верховного суда Украины. Формальной причиной такого поведения судей могли стать заявления председателя Верховного суда, в которых он поддерживал судебную реформу. Один из судей инициаторов голосования Николай Гусак отметил: "Он (Онопенко – ред.) занимался политикой и не был судьей Верховного Суда, не был тем, кто осуществляет правосудие. Василий Васильевич, занимаясь политической деятельностью, привнес ее и сюда. Мы тогда слукавили, голосуя за него". В то же время Гусак отметил, что он не хочет "чтобы Верховным Судом руководили из других кабинетов, чтобы вся власть была приватизирована одной партией – партией власти". О попытке сместить Онопенко через выражение недоверия первым заговорил народный депутат от БЮТ Сергей Соболев. "Этот сценарий заключается в выражении недоверия председателю ВС судьями этого суда на пленуме. Если раньше этого добивались с помощью действий Генеральной прокуратуры и другой дискредитации Онопенко, то на этот раз это хотят сделать руками судей", - сказал он 25 февраля. По информации СМИ, еще в феврале судей Верховного суда поодиночке вызывали в АП и предлагали место высокие должности в ВСУ, если те помогут сместить Онопенко. "В обмен на голосование за выражение недоверия Онопенко обещали должность заместителя председателя Верховного суда. "Собеседования" проводит один из высокопоставленных чиновников администраци", - сказал изданию высокопоставленный собеседник из украинского парламента изданию "Коммерсант-Украина". Что характерно, в день голосования по кандидатуре Онопенко на посте главы ВСУ судья Печерского районного суда Оксана Царевич отказала Корнийчуку в закрытии уголовного дела. Более того, она отказала бывшему замминистра юстиции в изменении меры пресечения с подписки о невыезде на взятие на поруки народных депутатов или освобождение под залог. По словам Царевич, для этого "не появились дополнительные основания". Сам же Онопенко просит не трогать его семью и не связывать происходящее с Корнийчуком с его профессиональной деятельностью. Однако не делать это весьма сложно... Но зачем власти снимать Онопенко с должности, если она с ним вроде как договорилась?
Слишком независимый
Представители власти отрицают свою заинтересованность в смещении Онопенко с занимаемой должности. "Для нас не имеет значения, кого судьи ВС изберут своим новым председателем", - говорит заместитель главы Администрации президента Андрей Портнов. Именно Портнов отвечает за "судебное" направление в АП – он возглавляет Главное управление по вопросам судебной реформы и судоустройства. Но откуда такая уверенность, что судьи изберут "нового председателя"?
Онопенко неудобен нынешней власти потому, что он достаточно сильная, а главное - независимая политическая фигура. Даже бывшему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко не удавалось полностью контролировать председателя ВСУ. В дни же, когда у власти оказались "регионалы" и начали проводить свои реформы, направленные на построение единой административной вертикали, Онопенко был одним из немногих высокопоставленных чиновников, которые осмеливались критиковать власть, не опасаясь потерять свой пост. Не в последнюю очередь именно принципиальная позиция Онопенко по поводу судебной реформы была причиной того, что на него "взъелись". Однако председателя ВСУ в нелегком деле борьбы с украинской властью поддержала Европа – Венецианская комиссия раскритиковала Кабинет министров за проект судебной реформы. Этим Онопенко еще сильнее настроил против себя власть имущих. Кроме того, необходимо помнить, что именно Верховный суд Украины в 2004 году признал фальсифицированными результаты второго тура выборов президента Украины, по которым победу одержал Виктор Янукович. Вот почему контролю над Верховным судом Администрация президента уделяет такое пристальное внимание. Не исключен, впрочем и личный мотив - эдакое "сведение счетов".
Сам же Онопенко не намерен сдаваться. Еще до голосования он раскритиковал тех судей, которые решили выступить против него. "Мне обидно за тех судей, в том числе занимающих административные должности и зависящих в работе от власти… стоят на коленях. Это не судья, которого вызывают в кабинет и дают указания… Я лично верю, что Верховный Суд возродится, он не убит, несмотря на определенные усилия, я не буду говорить кого. Он возродится, если меньше ему будут вставлять палки в колеса", - сказал Онопенко на пленуме в ВСУ, где рассматривался вопрос о его снятии. По его словам, он сделал все, что мог, чтобы Верховный суд оставался независимой от власти институцией и ему нечего стыдиться. "То, что я делал до этого, мне не стыдно. То, что я не сделал, это не от меня зависит. Хотя есть ли в этом зале тот, кто все сделал?" – задал Онопенко вопрос присутствовавшим на пленуме судьям. Но Онопенко не был бы главой ВСУ, если бы пользовался для своей защиты одним лишь красноречием. За день до голосования он обстоятельно, с ссылками на законодательные акты Украины, с приведением конкретных фактов ответил на все претензии судей, которые хотели его снять с должности. Подытоживая Онопенко отмечает, что приведенные им аргументы являются основанием для однозначного вывода о том, что инициирование вопроса о выражении ему недоверия лишено каких-либо правовых оснований, а вынесенное на рассмотрение пленума ВСУ представление является фактически и юридически необоснованным. Итог известен – судьи поддержали действующего главу ВСУ. Путем тайного голосования 46-и судей, присутствующих на пленуме, недоверие Онопенко выразили 17 судей, не поддержали инициативу о выражении недоверия 28 судей. Один протокол был признан недействительным. Однако вряд ли власти так легко примут поражения. А это означает, что ВСУ еще не раз будет местом политических баталий.
Борис Рудь