Никогда люди не врут так часто, как перед выборами
Жарким летом 1994 г., в разгар кампании по выбору президента Республики Беларусь Александр Лукашенко созвал пресс-конференцию. Сидя в помещении национального пресс-центра напротив журналистов, он просил у них помощи. Рядом маячили соратники — Леонид Синицын и Виктор Шейман.
«Мой штаб подготовил обращение непосредственно к вам, уважаемые журналисты», — озвучил Александр Григорьевич тему встречи.
Леонид Синицын зачитал текст: «Первый тур выборов президента Республики Беларусь показал, какова власть журналистского слова. Одновременно журналисты продемонстрировали и свою беспомощность в условиях абсолютной государственной монополии на информацию.
Им навязывались выводы, оценки. Их заставляли произносить в теле— и радиоэфире слова, которые не соответствовали их собственным гражданским позициям. После 23 июня 1994 г. обстановка кардинально изменилась. Фактически наш народ сделал выбор, проголосовав против нищеты, лжи и бесправия. Против курса нынешнего правительства. Президентские выборы на деле обернулись вотумом недоверия власти, и власть не смогла, (если и хотела) скрыть волю народа. Пусть уходящие еще пытаются воздействовать на народ, но их время кончилось. Народ освободился от страха перед теми, кто находился наверху. Сегодня от этого страха должна освободиться и пресса. Не скрываем, что наша команда, команда Александра Григорьевича Лукашенко, верит в свою победу. Поэтому мы готовы гарантировать в случае победы всем работникам средств массовой информации следующее:
1. Ликвидацию монополии государства на средства массовой информации, отказ от политической цензуры.
2. Прекращение преследования журналистов по политическим соображениям, безопасность и достойную работу сотрудникам всех средств массовой информации, кто против воли был втянут в кампанию лжи и клеветы на кандидатов, противостоящих Вячеславу Кебичу.
3. Создание нормальных условий для творческой работы журналистов и свободное получение ими информации независимо от воли чиновников.
Взамен мы сегодня просим вас лишь об одном: наберитесь мужества и докажите народу, что вы служите его интересам, а не воле правящей клики, толкающей народ в пропасть. Покажите людям, что вы способны объективно отображать события, а не только бояться за свое личное благополучие. Наша общая задача — и политиков, и прессы, — отвести народ от пропасти. И мы вместе сможем добиться этого, если у нас хватит гражданского мужества. Наберемся же терпения и попытаемся сделать так, чтобы народ с облегчением расправил плечи, а пресса вдохнула глоток свободы. Нельзя жить рабами, управлять рабами и воспитывать рабов. Верю в ваше мужество, порядочность и чувство профессионального достоинства».
Вот так все и было. Железный канцлер Отто фон Бисмарк некогда заметил, что никогда люди не врут так часто, как во время войны, после охоты и перед выборами. Хотя почему врут? Возможно, в тот момент, когда политик произносит свои предвыборные обещания, он свято верит в то, что выполнит их. И даже некоторое время после выборов, наверное, тоже верит и даже продолжает обещать: на своей первой пресс-конференции после избрания его президентом Республики Беларусь Александр Лукашенко заявил о необходимости восстановить «Белорусскую молодежную» и «Крынiцу». А потом он понял, что все у него получилось и продолжать обещать уже не обязательно.
Произошло это как-то очень быстро, и уже в декабре победоносного 1994 три газеты вышли с белыми пятнами на месте снятого доклада Сергея Антончика. А потом понеслось: подписание указа об освобождении от должности главного редактора «Советской Белоруссии» Игоря Осинского, затем — главного редактора «Народной газеты» Иосифа Середича, закрытие вещания «8 независимого телеканала», увольнение главного редактора газеты «Знамя юности» Михаила Катюшенко...
С апреля по июль 1995 г. с эфира было снято пять программ студии «Политика». Причем, первую программу «Теледебаты» снимал лично господин Синицын, который на пресс-конференции опять же лично зачитывал заявление с обещанием ликвидировать монополию государства на средства массовой информации и отказ от политической цензуры.
Меняется тон и содержание высказываний президента: «Если какая-нибудь газета допустит хоть малейшую неточность — не будет газеты»... «Журналисты российских радио, я хочу вам заявить: собирайтесь и уезжайте обратно в Москву, пока мы не нашли вас». Вот тебе и глоток свободы для прессы...
Всего через год после избрания президентом Александр Лукашенко в своем выступлении по национальному телевидению заявил, что для независимых средств массовой информации «лимит времени исчерпан», посоветовав им также «потом не обижаться». Что вы, Александр Григорьевич, кто ж на вас обижается... Только чтобы вы делали без тех самых журналистов, которых вы когда-то призывали к тому, чтобы вместе отвести народ от пропасти и сбросить оковы проклятого рабства? На кого бы вы все эти годы перекладывали ответственность за ваши «неправильно истолкованные» заявления? Не будь нас, все бы пребывали в уверенности, что ваши слова надо понимать именно так, как они были вами сказаны. Вот ужас-то! И не обижайтесь на нас за эту публикацию ведь вы сами показали, чего стоят ваши предвыборные обещания и заявления.
Александр Григорьевич! Мы готовы подписаться под каждым словом вашего пламенного обращения образца 1994 г. А готовы ли сегодня еще раз подписаться под ним вы?
Вероника Черкасова, "Салiдарнасць", Беларусь