Надолго ли генпрокурор останется на посту?
Одним из наименее "пострадавших" от смены руководства страны органов власти поначалу оставалась Генеральная прокуратура. Но статус-кво может сохраниться ненадолго: срок полномочий Александра Медведько подходит к концу, перестановки замов уже завертелись, а спрос с ведомства растет…
"Заместительная" круговерть
В канун второго тура президентских выборов и вскоре после него можно было допустить, что Генеральная прокуратура рискует на некоторое время оказаться одним из наименее интересных фронтов кадровых работ наряду с, к примеру, Национальным банком, который до сих пор возглавляет Владимир Стельмах. И в самом деле – Александр Медведько относится к числу немногих должностных лиц такого уровня, сохранивших свой пост. Главной причиной тому обычно называлась потенциальная лояльность генерального прокурора по отношению к новым обитателям Банковой. Но немаловажную роль также мог сыграть и "календарный" принцип. Как известно, "пятилетка" полномочий главы ГПУ заканчивается в ноябре 2010 года. Поэтому, не исключено, что масштабная кадровая встряска в Генпрокуратуре была отложена в не слишком долгий ящик.
Оставив за генеральным прокурором его кресло, полностью дистанцироваться от перестановок по следственной части новая власть не стала. Как и в случае с другими силовыми ведомствами, заметная часть свежих назначений в прокурорской среде выглядит иллюстрацией карьерных успехов выходцев из донецкого региона. Коснулись перемены и руководства Генпрокуратуры. Несмотря на то, что Александр Медведько продолжает оставаться на своем посту, расстановка сил среди его замов подверглась заметной коррекции.
Одним из первых возможных "симптомов" смены ситуации служит назначение на пост первого заместителя генерального прокурора до того многолетнего "просто" зама Виктора Пшонки – давнего друга президента. Следующей гипотетической "ласточкой" стало добровольное увольнение другого давнего заместителя генпрокурора – Татьяны Корняковой. По мнению некоторых "регионалов", ее уход мог быть связан с возможным президентским недовольством. В любом случае, долго оставаться без работы Татьяне Корняковой не пришлось. В конце июля она стала заместителем "энергетического" министра Юрия Бойко. Предполагается, что в Минтопэнерго "новая метла" будет заниматься коррупционными проблемами. А с учетом того, что одним из дел чести новой власти является расследование судьбы газа "РосУкрЭнерго", подобное назначение выглядит особенно интересно…
На смену Татьяне Корняковой в заместители к Александру Медведько пришел бывший первый зам прокурора Запорожской области Виктор Занфиров, собравший букет положительных характеристик от новых коллег. Но почти в тоже время куда большее внимание заинтересованной общественности привлекло перераспределение обязанностей в "замовской" среде. В июле курирование "важняков" вновь отошло к Ренату Кузьмину. Управление по расследованию особо опасных дел было вотчиной "донецкого" кадра, как, по слухам, близкого к нынешнему крымскому премьеру Василию Джарты, так и имеющего отношение к группе влияния Ахметова-Колесникова и ранее, до того момента, как в прошлом году Александр Медведько не объединил его с Главным следственным управлением. Тогда отреформированное направление возглавил Виталий Щеткин. Сохранил он контроль над ГСУ и сейчас, но "важное" управление снова стало отдельной структурной единицей. Кроме того, к сфере действий вернувшего былые полномочия Рената Кузьмина теперь относятся и три вопроса, заниматься которыми при правлении Виктора Ющенко он не мог. Речь идет о делах о гибели Вячеслава Чорновола, отравлении предыдущего президента и убийстве Георгия Гонгадзе, контроль над которыми дорогого стоит.
Проверка боем
Вполне вероятно, что в ближайшее время степень успешности и лояльности нынешнего руководства Генпрокуратуры будет активно проверяться "боем", причем свою роль могут сыграть и упомянутые выше важные дела. Пока же следственное ведомство демонстрирует готовность и умение ловить пожелания сильных страны сей на лету и соответственно на них реагировать. Речь идет о кампаниях разных масштабов. Преданность власти может быть проиллюстрирована и по "мелочи". Например, на днях выяснилось, что, по мнению Генпрокуратуры, задержанный было в Борисполе немецкий эксперт Нико Ланге действительно угрожал безопасности нашего государства. Еще одним интересным моментом остается затянувшееся выяснение подробностей "ратификационной" драки в парламенте в апреле 2010 года, по итогам которой "нунсовец" Олесь Доний долгое время не признается пострадавшим…
С другой стороны, Генеральная прокуратура со рвением взялась за исследование прегрешений предыдущей власти. И если аресты экс-заместителя главы "Нафтогаза" Игоря Диденко, бывшего руководителей таможни Анатолия Макаренко и заместителя начальника отдела Энергетической региональной таможни Тараса Шепитько по делу "РУЭ" и экс-заместителя Госказначейства Татьяны Грицун – из-за задержек с возвращением залогов, внесенных претендентами на покупку Одесского припортового завода – на слуху, то о возобновлении уголовных дел против Юлии Тимошенко уже некоторое время громко не вспоминают.
Но не оппозицией единой – эксперты не исключают, что от Генпрокуратуры может зависеть и дальнейшее коалиционное благополучие. Так, во всяком случае, расценивается проведение очной ставки между Алексеем Пукачем и Владимиром Литвином. В конце июля о том, что наказание за убийство журналиста может понести "кто-то из украинских высокопоставленных должностных лиц", заговорил руководитель следственной группы Александр Харченко. А вот в противоположном лагере в такое развитие событий не слишком верят. К примеру, Геннадий Москаль высказался в пользу того, что заказчиком резонансного преступления в итоге будет сочтен уже умерший генерал Эдуард Фере…
Кто бы ни был назван виновником гибели Георгия Гонгадзе, внимание к расследованию не угасает не только в Украине. "Тестом на свободу слова" это дело считает генеральный директор "Репортеров без границ" Жан-Франсуа Жульяр. Успешное доведение следственного "долгостроя" до стадии "Виновники будут наказаны" действительно бы сыграло на руку имиджу Виктора Януковича. И многое в такой ситуации зависит от генерального прокурора, который уже неоднократно обещал, что если не в июле – то уж точно в августе дело будет передано в суд. Впрочем, делом Гонгадзе перечень своеобразных проверок Александра Медведько на профпригодность, возможно, не ограничится. Немаловажную роль может, например, сыграть расследование обстоятельств взрыва в запорожской церкви, на которое глава Генпрокуратуры попросил неделю. Кто знает, может быть, в случае успеха шансы Александра Медведько сохранить свой пост увеличатся. Тем более что он по-прежнему считается одним из основных кандидатов на роль своего преемника.
Среди других претендентов на пост генерального прокурора чаще всего называют имя Виктора Пшонки, чей статус первого зама был расценен как весомый намек. Персонально президента такой выбор предположительно устроил бы. Но неизвестно, устроил ли бы он все слои президентского окружения, особенно в свете того, что усиление Рената Кузьмина, чьи отношения с Пшонкой, по слухам, оставляют желать лучшего, было расценено как попытка выстроить в стенах Генпрокуратуры эффективную систему сдержек и противовесов. Кроме "донецкого" специалиста по важным делам, которому уже приходилось выполнять роль "серого кардинала" в 2007 году, еще одним кандидатом на пост Генпрокурора считается уже знакомый с кругом этих обязанностей заместитель главы АП Геннадий Васильев, громче всего напомнивший о себе в последнее время презентацией нашумевшей "контрольной закупки" наркотиков, организованной силами сотрудников президентской администрации. Не забывают недобрые языки и имя вечного борца за высокий пост Святослава Пискуна, но сам он подобные намерения отрицает… Но окажется ли к концу осени-началу зимы (а, может, и раньше) Украина с новым (или новым старым) генеральным прокурором пока сказать трудно. И многое здесь зависит не только от служебного рвения сравнительно нейтрального в политическом отношении Александра Медведько, но и от расстановки сил вокруг президента.
Ксения Сокульская