Национализм тучных мужчин

13.08.2010 в 14:38

Росбалт-Украина

 

Русские на Украине будут поражены в правах, пока Россия не станет сильнее или не исчезнет сама. До этих пор любая власть в Киеве будет пестовать национализм как валюту для торга с Москвой.

В том, что президент Янукович снова забыл о своих предвыборных обещаниях юго-востоку Украины, никто уже не сомневается. Реализация положений европейской Хартии о языках нацменьшинств искусственно затягивается: доля учреждений дошкольного, школьного и высшего образования, использующих русский язык в качестве основного, не увеличилась даже на 5%; нет никаких сдвигов в сторону русскоязычия в делопроизводстве и судопроизводстве.

Замглавы администрации президента Виталий Портнов публично заявил, что делопроизводство и судопроизводство по-прежнему будет идти исключительно на украинском, а кто не понимает единственный госъязык – пусть пользуется услугами переводчика.

Несмотря на обещания расширить – или хотя бы не сужать сферу использования русского языка – чиновники, не говорившие по-украински при Кучме, при Януковиче вынуждены учить мову. Показательно, что на ней впервые заговорил влиятельный премьер-технократ Николай Азаров. А глава МВД Анатолий Могилев, которому Янукович под угрозой увольнения приказал выучить украинский за два месяца, запретил подчиненным обращаться к нему на русском.

Доля теле- и радиовещания на русском языке официально также не выросла. Региональные ТРК в Крыму и на юго-востоке, отступившие от «канонов Вакарчука» самостоятельно или по решению местных советов, столкнулись с претензиями органов исполнительной власти, вписанных в жесткую «вертикаль» новой власти.

Единственная сфера, где русского языка стало больше – это дубляж иностранных фильмов. Теперь из разрешено крутить с дубляжом на русский – при наличии титров на украинском. Однако тут сработала, скорее, близкая Партии регионов бизнес-логика, поскольку убытки национального кинопроката от насильственной украинизации при Ющенко оказались катастрофическими: кинотеатры просто опустели.

Кадровая политика регионалов также не говорит о благорасположении к русскому языку и русской региональной идентичности. Заместителем начальника управления по вопросам культуры и искусств Одесского горсовета, где у Партии регионов монопольное большинство, назначена лидер городской организации Руха Надежда Яшан. В высших органах исполнительной власти (полномочия парламента постоянно сокращаются) единственным последовательным сторонником русскоязычия можно считать лишь министра образования Дмитрия Табачника. Однако реально расширить преподавание на русском и избавить от националистических мифов гуманитарные дисциплины ему не удалось.

Мало того, президент публично демонстрирует недовольство взглядами министра. «Каким образом Вы хотите строить стратегию развития образования? – спросил, если верить президентской пресс-службе, Янукович у Табачника. – Думаю, что без участия гражданского общества это сделать невозможно».

Поскольку жители юго-востока Украины поражены общерусской неспособностью к самоорганизации, очевидно, что под «гражданским обществом» подразумевается Галиция (и ее духовный полпред в АП Анна Герман), у которых к Табачнику немало претензий. Иначе говоря, Янукович наказал министру образования Украины учитывать интересы галичан, мало совместимые с интересами жителей юго-востока.

Конечно, публичность этого акта объясняется близостью местных выборов: Партии регионов надо по максимуму отобрать у Юлии Тимошенко голоса на западе Украины. Ранее, преследуя эту же цель, правящая коалиция законодательно отсекла от выборов региональные партии, самовыдвиженцев и блоки, включая БЮТ, вынудив Тимошенко реанимировать полузабытую партию «Батькивщина». Отсюда же – реанимация «Единого центра» Виталия Балоги.

Но объяснять оранжевый крен «регионалов» одной лишь близостью выборов было бы наивно. Хотя типичные персонажи восточноукраинской элиты говорят и думают по-русски, украинский национализм заложен глубоко в природе этих тучных мужчин с незабытым советским прошлым. Понять этот парадокс можно, только мысленно стерев восточную границу Украины и посмотрев на Татарию с Башкирией или на республики Северного Кавказа, чьи элиты успешно меняют свой показной национализм на дотации Москвы.   

Как и национал-единороссы, Партия регионов – лишь одна из реинкарнаций местного партхозактива, уже второе десятилетие живущего под лозунгом «Украина (Татарстан, Башкирия, Тыва, Дагестан, Чечня...) – не Россия». Этот лозунг может быть официальным или неформальным, но у этнических русских есть проблемы во всех этих республиках. Односторонний, направленный почти исключительно против русских, национализм для местных элит – в первую очередь, инструмент экономического торга с Кремлем. Именно поэтому чиновники национальных окраин РФ пестуют у себя этнический эгоизм, вплоть до терактов. Именно по этой технической причине украинские «регионалы», приходя к власти, каждый раз с удовольствием отдают «гуманитарку» на аутсорсинг людям, которых в душе продолжают считать чужаками и за глаза называют «нациками».

В случае с Партией регионов это не предательство идентичности, это просто инстинкт самосохранения. Мудрость этой тактики хорошо видна на примере еще одного типичного партхозлидера — Александра Лукашенко. Из лучших побуждений он отказался от белорусской идентичности, которую справедливо считал химерой, в пользу общерусской. А когда Москва потребовала отдать прибыльные активы, остался без внешней поддержки. Теперь, глядя на газовые скидки Киеву, Лукашенко спешно выращивает в себе Януковича: опасно быть большим патриотом России, чем она сама.

Виктор Ядуха

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив