Мобилизационные задачи для власти
Экс-министр обороны Украины и глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко провел в гостях у «АиФ» не один час. Тем для обсуждения оказалось немало, однако все они сводились к одному вопросу: насколько мы, украинцы, защищены сегодня от угроз и опасностей, исходящих из окружающего мира?
Под информационным прицелом
- ПОЧЕМУ Украина не защищает свое информационное пространство? Это особенно ярко проявилось во время недавнего «газового противостояния». Существует ли во властных структурах орган, отвечающий за информационное поле и рекомендующий правительственным органам так или иначе реагировать на информацию, поступающую из внешнего информационного пространства?
- В Законе «Об основах национальной безопасности Украины», который был принят в 2003-м году, говорится в том числе и об информационной безопасности, прописаны угрозы и, как им следует противостоять. Задача координации возложена на СНБО, в этой структуре есть соответствующее подразделение. Есть и в нашем парламентском комитете специальный подкомитет по вопросам информационной безопасности. Сегодня информационное пространство Украины полностью открыто: украинцам доступны спутниковое телевидение и СМИ, издающиеся в других государствах. В этом, несомненно, большой плюс, однако есть и обратная сторона. Страна действительно уязвима при хорошо спланированных информационных атаках. Может ли государство как-то реагировать на это? Очевидно, да. Но это должны быть разумные, логичные действия, в стиле открытости, присущей третьему тысячелетию. Здесь формальный запрет - не самое лучшее решение...
- Вы на днях предложили новую версию Конституции. Зачем? Что это даст?
- Нужно менять систему власти, а не только ее носителей. Первое - в Украине не должно быть трех конфликтующих правительств, как сейчас. Имею в виду Секретариат президента, Кабмин и СНБО. В новой Конституции Порядка я предлагаю одно правительство. Одно! Во главе лично с президентом. Избрали тебя люди - сам формируй правительство, реализуй свою программу и отвечай за нее лично. Второй ключевой момент новой Конституции - передать реальную власть и реальные ресурсы на места. Чтобы районные и поселковые советы решали вопросы сами, а не ездили за каждой подписью в столицу. И тогда центральная власть в Киеве, за которую все так отчаянно борются на выборах, подешевеет.
ГАИ спасли... пчелы
- РАССМАТРИВАЛ ли ваш комитет тему кредита от МВФ и потенциального кредита от России с точки зрения финансовой безопасности?
- Детально - нет, пока разбираемся со скандалом вокруг переговоров по кредиту. Такого не должно быть, когда о факте проведения переговоров все, включая верховную власть, узнают из СМИ. Меня беспокоят не только не скоординированные с президентом и Кабмином действия, но и содержание директив на переговоры. В частности, обсуждение в Москве состояния нашего золотовалютного резерва. Это то, что называют секретом для собственного парламента, - а России открывается?.. А что касается кредита МВФ, то я не уверен, что его нужно сегодня брать, и тем более - брать любой ценой. Отдавать придется очень скоро и болезненно. Не исключаю, что эти средства будут использованы не по назначению либо их просто разворуют. Государство во время кризиса должно побеспокоиться о жизненно важных потребностях людей, оно не должно спасать весь частный сектор, рассчитываясь за его просчеты и за то, что руководители химических и металлургических предприятий, ослепленные сверхприбылями, вместо модернизации своих производств покупали самолеты, пароходы и элитную недвижимость или просто выводили деньги из страны через офшоры.
- Почему вы в своих законодательных инициативах ополчились на ГАИ?
- Никто не ополчался. Я внес законопроект, которым предлагаю решить больной для миллионов водителей вопрос: исключить ГАИ из процедуры проведения техосмотров автомобилей. Нигде в мире полиция техосмотрами не занимается! А у нас занимается и неплохо зарабатывает на людях. Кстати, с прошлого года роль ГАИ сводится лишь к проверке документов, сбору денег и выдаче талона. Президент - помните? - хотел одним махом вообще разогнать ГАИ. А потом оказалось, что решения президента для этого недостаточно. Для этого надо внести изменения в 41 закон, включая Закон о пчеловодстве. Без шуток, ГАИ ведь и ульи должна иногда сопровождать.
Армия: без портянок и без сена
- ЗА ВРЕМЯ вашего пребывания на посту министра обороны в армии успели начаться заметные изменения. Что действительно удалось реализовать?
- В 2005-м я столкнулся с тем, что учения проводились на карте с несуществующим условным противником, на несуществующей границе, условно проходящей где-то посередине территории Украины. Как мне объяснили, реальный сценарий на реальных границах не обыгрывался, поскольку это могло быть «чувствительно для соседей». Я сказал: мы отвечаем за оборону государства, поэтому будем отрабатывать реальные ситуации! «Игрушечность» убрали. Мы определили семь типовых сценариев применения армии - весь спектр внутренних и внешних угроз военного характера. И довели до каждого полка или бригады конкретные задачи, которые они должны решать в каждой из семи ситуаций. За подписью министра обороны и начальника Генштаба. Впервые!
Еще - радикально сократили резервистов. Зачем нам «бумажный» резерв численностью более 6 млн. человек, который никогда не готовится? А ведь для того чтобы его учитывать хотя бы на бумаге, в военкоматах сидело 15 тыс. человек - больше дивизии! Мы внедрили принципиально новый резерв постоянной готовности. Он наполняется людьми, которые идут служить добровольно и на платной основе. Они приписаны к конкретной воинской части, в течение года примерно месяц проходят реальную подготовку, а в случае опасности будут стоять в строю.
Пересмотрели мобилизационные планы для экономики страны - на случай войны. Это был Клондайк абсурдности! Когда начальник Генштаба принес мне впервые их на подпись, он, наверное, рассчитывал, что я подпишу, не читая, - это был документ на сотни страниц. Но я читал все. Спрашиваю: зачем в та-кой-то области мы требуем заготовить 100 тысяч тонн сена на случай войны? В нашей армии есть конница? Или зачем промышленности надо изготовить более 5 млн. коробок спичек? Я сам курю, но даже в окопе буду пользоваться зажигалкой. Или задача заводу имени Малышева - изготовить сотни танков. Сколько времени нужно, чтобы их построить? Около шести лет. Вы себе представляете военные действия в центре Европы, которые длились бы больше шести лет? Мобилизационные задачи - это не просто планы на бумаге; это «замороженные» на предприятиях мощности, линии производства, запчасти, металл, топливо. А в наших условиях все это - на сумму в 50 млрд. грн. - не просто лежит, оно списывается, разворовывается...
- Военными, в частности?
- Военных мы вообще отстранили от занятий коммерцией. На территории Украины со времен СССР осталось много избыточного военного имущества Минобороны. Год у меня ушел на то, чтобы отделить людей в погонах от решения коммерческих вопросов с этим имуществом. Для этого был создан специальный государственный департамент из 70 человек - исключительно гражданских.
- Накануне каждого призыва политики начинают обещать переход на профессиональную армию. Когда перейдем?
- Теперь вижу - нескоро, хотя все было готово для перехода. Общество к этому давно готово. Не хотят наши парни служить срочную службу, увиливают, как только могут. Да и потребность уменьшилась, из 100 человек сегодня призывают 7-8. Идут в основном те, кто не может откупиться, в итоге - имеем рабоче-крестьянскую армию. Остро стоят вопросы социальной справедливости и качества подготовки солдат - их образования, здоровья, мотивации. Однако на уровне президента, Верховной Рады и правительства нет понимания того, что переход на профессиональную армию -это не сугубо военная, а общегосударственная задача.
- Может ли наша нынешняя армия от отчаяния взять оружие и выйти на улицы?
- Что вы хотите от меня услышать? Давайте не будем провоцировать. Меня беспокоят заявления вице-премьера Турчинова о том, что над нами уже нависла угроза вооруженного противостояния. Надо быстро принимать решения для выхода из кризиса, а не втягивать в конфликты армию или МВД! Хочу еще раз обратиться к первым лицам государства: остановитесь, подумайте о безопасности страны, у вас еще есть шанс оставить в истории след, а не наследить!