Медведев, Путин и "Мистраль"
Государственный визит российского президента Дмитрия Медведева во Францию 1-3 марта сего года должен был стать историческим событием. Предполагалось, что Николя Саркози укрепит свои позиции человека, поддерживающего хорошие отношения и с Москвой, и с Вашингтоном. Таким образом, он будет в состоянии убедить Москву дать согласие на введение более жестких санкций против Ирана.
Реальная же цель Медведева в ходе этого визита заключалась в наращивании российской военной мощи. Одной из тем переговоров стало обсуждение вопроса о покупке Россией десантного корабля класса "Мистраль", что вызвало активные протесты со стороны Грузии.
Грузинское правительство считает, что покупка Москвой данного корабля станет мечом, занесенным над головой Грузии, поскольку такой корабль, действуя в прибрежных черноморских водах вблизи грузинского и украинского побережья, будет представлять собой крупную угрозу. Не далее как в сентябре прошлого года командующий российским военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий заявил, что будь у России хотя бы один "Мистраль" во время войны с Грузией в 2008 году, эту страну можно было бы усмирить за сорок минут, а не за 26 часов.
Но Россия не намерена ограничиться приобретением всего одного такого десантного корабля-вертолетоносца водоизмещением 23700 тонн и длиной 210 метров. Согласно условиям сделки, обсуждаемой Москвой и Парижем, Россия должна закупить один такой корабль сразу; а еще три корабля планируется построить на российских судоверфях по лицензии. Их можно будет использовать в Арктике, бросая угрожающую тень на новые страны-члены НАТО из Прибалтики.
В дополнение к грузинским протестам, министры обороны Латвии и Литвы также выступили с жалобами в адрес Франции по поводу продажи "Мистраля". Однако, несмотря на возражения всех этих государств, хорошо знающих, насколько капризным и ненадежным может быть их большой сосед, министр обороны Франции Эрве Морен (Hervé Morin) выступил в защиту продажи "Мистраля". Его доводы таковы: на Россию не следует больше смотреть так, будто это по-прежнему Советский Союз. "Россия изменилась, и нам тоже надо менять свои взгляды на Россию", - заявил он во время пресс-конференции накануне визита Медведева.
Однако она не изменилась. Читая недавно принятую военную доктрину России, понимаешь, что это просто более мягкая и вежливая версия документов советского государства с его страхом перед НАТО; государства, оккупационная армия которого занимала половину Европы. Медведев подписал новую военную доктрину 5 февраля (чтобы с ней могли ознакомиться участники ежегодной Мюнхенской конференции по вопросам безопасности). В этой доктрине НАТО является первой из одиннадцати главнейших военных угроз России. (Международный терроризм в этом списке занимает лишь десятое место.)
Реакция на критику этого документа со стороны Медведева наглядно показывает, что он по образованию юрист. Когда ему задали вопрос о том, почему новая доктрина является гигантским шагом назад во времена "холодной войны", он ответил весьма обтекаемо: НАТО не "угроза", а "опасность" номер один. Большинство обозревателей так пока и не поняли, в чем здесь отличие.
Итак, в соответствии с новой российской военной доктриной, Франция как член НАТО теперь официально является врагом Москвы. А поскольку такие "враги" как Франция продают России суперсовременные боевые корабли, считает один московский военный аналитик, то "русским не нужны такие "друзья" как Венесуэла, Иран или Куба".
Компания DCNS (Direction des Constructions Navales Services) и российский военно-морской флот довольно давно обсуждают сделку о поставке "Мистраля". В зависимости от комплектации цена этого корабля может составить от 300 до 500 миллионов евро (404-670 миллионов долларов). Это будет самая крупная сделка по поставке военной техники России государством-членом НАТО. Грузинские источники сказали мне, что французский производитель DCNS постарается представить эту сделку как совершенно безобидную, для чего компания предлагает продать России "пустое" судно, не оснащенное той передовой электроникой, которая уже имеется на вооружении в ВМС Франции. Но в действительности все эти системы все же будут установлены на борту корабля в рамках послепродажного дооборудования, когда "Мистраль" уже будет передан российскому флоту.
Во время диалога Саркози-Медведева Москва настойчиво пыталась продвинуть идею о том, что Вашингтон никому не нужен, и что Европа и Россия могут решить собственные проблемы без расширения НАТО и без любого иного вмешательства США. Такой довод оправдывает продажу "Мистраля" – ведь получается, что Россия, Франция и все остальные страны на континенте в состоянии урегулировать существующие между ними разногласия в рамках "общеевропейского дома". Эту концепцию еще четверть века назад пытался продвинуть советский президент Михаил Горбачев.
"Если эта сделка состоится, то Россия получит такие военные возможности для использования против своих соседей, каких у нее до сих пор не было, - заявил отставной американский адмирал, работающий в настоящее время по договору на ряд новых государств-членов НАТО из Центральной и Восточной Европы, - кроме того, это означает, что в Россию из Франции будет переводиться промышленное производство. Последствия будут печальные. Эта сделка ослабляет США и ослабляет НАТО. Меня тревожит данная поставка, учитывая существующую обеспокоенность по поводу отношения России к НАТО и наши усиливающиеся трения с Москвой".
Если Европа теперь только для европейцев – а НАТО это угроза, а не гарант мира – то США необходимо переосмыслить свое отношение к продаже американской военной техники тем европейским странам, которые на словах и на деле выражают подобные настроения. Если данная сделка состоится, это будет означать, что настало время для перезагрузки отношений США и Франции в военной области.
Рубен Ф. Джонсон, "The Weekly Standard", США