Кремль перестраивает продуктовую стратегию быстрее, чем ООН
Москва продлевает запрет на экспорт зерна еще на год: Путин и Медведев опасаются политических последствий удорожания продуктов и пытаются показать, что следят за ценами и пресекают спекуляции, пишут СМИ. Мечта России стать сельскохозяйственной сверхдержавой - под вопросом. Волнения могут начаться в бедных районах по всему миру, прогнозирует ООН, назначив экстренное заседание на 24 сентября.
Цены на зерно растут (гречка за последние две недели стала дороже на 60%), и Кремль принимает меры, пишет Кортни Уивер в блоге The Financial Times. В то время как Владимир Путин в четверг объявлял о запрете на экспорт, Дмитрий Медведев успокаивал потребителей обещаниями, что в России не будет нехватки мяса, молока и сахара. "Обеспокоенный политическими последствиями, которые может вызвать резкое повышение цен на продукты, Медведев обвинил в колебаниях цен спекулянтов" и сказал, что тех, кто причастен к спекуляциям, надо наказывать.
Всего несколько лет назад Кремль заявлял о намерении России накормить мир, привлекая своим огромным сельскохозяйственным потенциалом иностранных инвесторов, однако экономическая депрессия, засуха и продление эмбарго на экспорт зерновых показали, насколько эта мечта далека от воплощения, пишет испанская El País.
Путин, уже задумывающийся о выборах будущего года, знает, что ничто так не раздражает россиян, как дорогие продукты. Однако запрет на экспорт означает жестокий провал глобальных амбиций России в вопросе зерна, говорится в комментарии, озаглавленном "Зерновое фиаско".
Скудость ресурсов должна дать "пищу для размышлений" всем правительствам, пишет в The Independent исполнительный директор банка HSBC по экономическим вопросам Стивен Кинг. Глобализация принесла колоссальные экономические выгоды, но распределены они неравномерно. Неудивительно, что в Мозамбике после 30-процентного подорожания хлеба произошли бунты.
"Хлеб подорожал, потому что повысились цены на пшеницу. Одна из причин повышения - реакция на прекращение поставок из России", - продолжает автор. По его мнению, на глобальном макроэкономическом уровне подорожание пшеницы не нанесет большого ущерба, но "куда тревожнее политические аспекты". Рост цен на продовольствие, поясняет специалист, создает проблемы не только для стран-импортеров, но и для стран-экспортеров, так как "внутри страны происходит перераспределение доходов в пользу производителей продовольствия и в ущерб потребителям". Если система налогообложения и социальных льгот не компенсирует этот эффект, возникает риск социальной нестабильности: "Никто, в конце концов, не хочет ходить голодным".
"Простое решение в этой ситуации - отстаивание национальных интересов", - замечает автор. На его взгляд, эмбарго на вывоз зерна из России - "откровенно-протекционистская мера, которая поддерживает российских потребителей продовольствия в ущерб всем потребителям в остальном мире". Но еще хуже, полагает автор, что у российских производителей отпадают стимулы для расширения сельхозпроизводства.
Второй продовольственный кризис за два года - это настоящий сигнал тревоги, говорится в редакционном комментарии The Financial Times по поводу продления эмбарго на вывоз зерна из России и продовольственных бунтов в Мозамбике. Правда, в начале 2008-го цены подскочили намного выше, чем сейчас, но нынешнее подорожание пшеницы тянет за собой цены и на другие продукты.
"Связь между продовольствием и политической стабильностью в развивающихся странах очевидна", - предостерегает газета. Необходимы срочные меры, прежде всего - увеличение инвестиций в ирригацию и другие способы улучшения качества земель. Нужны также международные нормы, которые прояснят, при каких обстоятельствах странам позволено приостанавливать экспорт сельскохозяйственной продукции, советует издание.
О ситуации на мировом продовольственном рынке пишет немецкая Die Welt. Автор статьи Клаудия Эренштайн вспоминает времена, когда склады стран ЕС были полны сливочным маслом, говядиной и зерном, что помогало удерживать стабильные цены. Однако за последние два месяца цены на зерно на международных биржах поднялись с 130 до 230 евро за тонну. Одна из причин - это засуха в России и запрет на экспорт российского зерна. Однако цены вздувают также спекулянты. Например, "в Мозамбике, одной из самых бедных стран мира, одно лишь объявление о повышении цен на хлеб вызвало голодные бунты".
Меры по усилению прозрачности и международного контроля могут исключить слишком сильное колебание цен, уверена министр сельского хозяйства Германии Ильза Айгнер.
Через два года после предыдущего кризиса, когда цены на продукты в Великобритании выросли почти на 15%, продовольственная инфляция возвращается, пишет The Observer. На прошлой неделе Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO) назначала экстренное заседание на 24 сентября, чтобы обсудить продовольственный кризис. В то же время российское правительство продлило запрет на экспорт пшеницы еще на год в рамках борьбы с засухой и инфляцией в своей стране.
Экономист FAO Абдолреза Аббассиан предрекает дальнейшие общественные беспорядки в менее развитых странах в случае, если цены на основные продукты питания продолжат рост: "Шаг России является еще одним неудачным событием, которое продлит тенденцию к повышению цен на зерно и будет способствовать ценовой нестабильности на мировых рынках. Волнения могут начаться в бедных районах по всему миру, если цены на основные продукты питания будут расти".
Далее издание кратко прогнозирует динамику цен на такое продовольственное сырье, как мясо, пшеница, какао, сахар и кофе.