Контрольный визит
Контрольный визит
Первым высоким гостем, посетившим Украину в 2011 году, стал еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле. Руководство страны этот факт назвало "символичным". Но надеяться на то, что год пройдет под знаком благосклонности ЕС, пока еще рано.
Еще один год надежд
На 2011 год у украинских властей заранее было намечено громадье евроинтеграционных планов. Главный толчок к этому дал ноябрьский саммит Украина-ЕС. В ходе него в очередной раз решили дальше договариваться по поводу договора о зоне свободной торговли (до того, чтобы плотно подойти к формулированию текста соглашения, дело не доходит у обеих сторон) и ассоциации, а также, наконец, приняли План действий, выполнение которого позволит нашей стране рассчитывать на введение безвизового режима с Евросоюзом. Правда, в отличие от более традиционных в подобных ситуациях "дорожных карт", план по-украински содержит требования к Киеву, но не четко зафиксированные даты. Неунывающее руководство страны, впрочем, решило, что конкретика — дело будущего. И может быть — даже ближайшего.
В канун нового года официальный Киев постарался заручиться поддержкой Венгрии — страны, которая будет председательствовать в ЕС на протяжении первого полугодия 2011-го. Посетивший Украину в декабре президент Венгрии Пал Шмитт заверил, что "Мы со своей стороны сделаем все от нас зависящее, чтобы выполнить важные для Украины приоритеты: это и либерализация визового режима, и создание глубокой всеохватывающей зоны свободной торговли". Действительно, среди своих приоритетов Будапешт называет содействие дальнейшему развитию идей "Восточного партнерства", программа которого распространяется и на Украину. Но будут ли Киев выделять на фоне других "партнеров" — сказать сложно. Помимо решения экономических проблем, в ближайшие время новая страна-председательница ЕС планирует заниматься более насущными задачами расширения Евросоюза — так, Венгрия рассчитывает на то, что уже к концу первого полугодия будут все-таки закончены переговоры о вступлении в "европейскую семью" Хорватии...
И все же Киев смотрит в евробудущее с большим оптимизмом. Встречая 11 января Штефана Фюле руководство страны заверяло, что сделает все от него зависящее, только бы всецело содействовать успеху диалога. По порции обещаний раздали все высококопоставленные переговорщики. Президент страны, отметив, уже было сказано, символичность происходящего, подтвердил незыблемость курса на преобразования. "Сегодня реформы в Украине – уже реальность, а не декларация намерений. Я абсолютно убежден, что 2011 год станет годом радикальных реформ в Украине", - поделился верой в будущее глава государства. При этом гарант, памятуя об интересе европейцев к изменениям украинского избирательного законодательства, уверил, что без реформ политического, а не только экономического, характера Украина в этом году не обойдется.
По большому счету, каждый представитель властной верхушки успел в очередной раз пообещать еврокомиссару перемены в "подшефной" области. Так, министр иностранных дел Константин Грищенко рассказал о том, насколько серьезно Киев готов трудиться ради отмены виз. "Украинская сторона решительно настроена выполнить свое "домашнее задание", и в ближайшие дни будет создана координационная комиссия по выполнению плана действий во главе с премьер-министром Украины", - пояснил глава внешнеполитического ведомства, обещая еще до конца января предоставить годовой план конкретных мероприятий. Не меньшую готовность к работе продемонстрировал и премьер-министр. Только по долгу службы Николай Азаров больше сосредоточился на теме зоны свободной торговли. И снова-таки вопросом первоочередных мероприятий Украина обещает заняться в ближайшее время. Только на этот раз ответственным назначается первый вице-премьер Андрей Клюев, который после реорганизации Кабмина стал "старшим" по экономике. Есть вероятность, что переговоры о ЗСТ (которая, напомним, по мнению премьера может быть создана уже в этом году) и в самом деле продлятся еще недолго. Во всяком случае, сам Штефан Фюле упомянул о том, что обсуждение может увенчаться компромиссом уже летом. Украинская же сторона "между делом" поделилась с высоким гостем еще одним проектом: как бы так решить газовую проблему, чтобы довольны оказались все. "Правительство будет продолжать пытаться достичь прогресса в переговорах с Российской Федерацией по поставкам и транзиту газа. Я надеюсь на большую активность Евросоюза в этом плане. Все должны считаться с тем, что Россия добывает газ, ЕС потребляет, а Украина обеспечивает доставку российского газа потребителям", - поделился Николай Азаров с еврокомиссаром. Впрочем, идею о том, что предмет давних мечтаний — изменение формулы образования цены на газ, Украина могла бы получить в рамках трехстороннего консорциума, Николай Янович в 2011 году уже высказывал. Но при этом следует отметить, что энергетические переговоры в интересы господина Фюле все-таки не входили. Его визит выполнял, скорее, контролирующую функцию.
Рука на пульсе
Судя по небольшой степени насыщенности визита решениями, а не заявлениями, целью очередного посещения Киева еврокомиссаром был разговор о том, как мы с ними интегрируемся. Причем совсем уж приятной для руководства страны эта беседа не планировалась: кроме политической верхушки Штефан Фюле собирался встретиться и с правозащитниками и журналистами, да и не все заданные изначально темы для обсуждениями приятно звучали для властного уха. "Перед нами много вызовов. Не в последнюю очередь комиссар Фюле хочет поговорить о свободе собраний, свободе прессы, правах человека, развитии демократии. Так как это ценности, на основании которых ЕС хочет строить свои отношения с Украиной", - заранее пояснил пресс-атташе представительства Европейского Союза в Украине Давид Стулик.
С церемониальной точки зрения, как и можно было ожидать, высокие встречи прошли, как и должно. Украинские власти рассказали, как много они готовы сделать ради реформ и во имя демократии, а комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства уже далеко не в первый раз напомнил о значимости пресловутых ценностей. При этом украинская сторона всеми силами старалась представить себя в лучшем свете. Например, глава правительства не упустил возможность использовать все доступные доказательства либеральности правящего режима. "По мнению Николая Азарова, акции протеста, которые проходили в стране (речь идет о "налоговом Майдане", - "Подробности"), - лучшая иллюстрация того, что несогласные имеют возможность выразить свою позицию, и власть не препятствует этому", - цитирует пресс-служба Кабмина точку зрения премьер-министра. С учетом того, как немало власти сделали для усложнения жизни протестующих (начиная от риторики "Контрабандисты и Уклонисты", заканчивая судебными запретами и быстрым сворачиванием палаточного городка, как только это стало "прилично"), подобная интерпретация происходившего прозвучала достаточно свежо. Хотя, и не оригинально — представители правящего лагеря уже не раз отмечали (и особенно часто это делает заместитель главы АП Анна Герман), что Запад не в полной мере понимает особенности демократии по-украински.
В Европе, судя по всему, все-таки предпочитают ориентироваться на более привычные образцы поведения. Так, Штефан Фюле не устает напоминать: "Однако есть один вопрос, в котором мы не можем согласиться ни на какие компромиссы и не можем строить наше совестное будущее – это несоответствие нашим общим ценностям". При этом, отвечая на вопросы журналистов, еврокомиссар, уточнил, что он разделяет впечатление о том, что юстиция в Украине применяется "избирательно". Напомним, в самом конце 2010 года свою обеспокоенность исключительным интересом украинской Фемиды к экс-чиновникам-оппозиционерам высказали США.
Европейцы, по всей видимости, полностью игнорировать своеобразное поведение Киева не собираются. Правда, о резких официальных формулировках и весомых шагах, на которые рассчитывают оппоненты власти (к примеру, винницкие правозащитники обратились к правительствам стран Евросоюза с просьбой не выдавать визы украинским чиновникам и "силовикам", причастным к антидемократическим инициативам), речь пока не заходит. Штефан Фюле, чей визит некоторые специалисты оценили как "желтую карточку", показанную украинским властям, не спешит делать публичные выводы — официальная точка зрения Брюсселя будет сформулирована позже. И маловероятно, что Киев услышит в свой адрес критику, подобную той, что сейчас обрушилась на голову Александра Лукашенко (часть европарламентариев даже настаивает на исключении Беларуси из "Восточного партнерства"). Формально украинские власти ведут себя намного "аккуратнее", не устают демонстрировать свою приверженность курсу на реформы и декларировать высокие идеалы. Но и с учетом всей внешней доброжелательности функционеров ЕС, которые встретили смену власти в Украине не без оптимизма, следует помнить: разговоры об интеграции — это еще далеко не сам процесс интеграции. Евросоюз неоднократно отмечал: поддерживать тесные отношения он только будет с теми странами, которые готовы играть по общепринятым правилам. И если отечественный "пульс демократии", который регулярно проверяет не только комиссар по расширению, Брюссель перестанет устраивать — трагедии, вероятно, не случится. Но и рассчитывать на энтузиазм Запада в тех же вопросах смягчения визового режима или упрощения сосуществования будет намного сложнее.
Ксения Сокульская