Гуманитарная немощь
Гуманитарная немощь
Гуманитарные проблемы украинцев в России набирают обороты. Очередным "довеском" к непрекращающимся затруднениям украинской библиотеки стала угроза ликвидации еще одного культурного общества. А МИД по большей части хранит спокойствие, изредка делая сдержанные замечания.
Приход к власти Виктора Януковича ознаменовался восстановлением дружеских отношений с Россией. От месяца к месяцу новые украинские власти демонстрировали благожелательность своих намерений: от политических до культурных – время от времени притормаживая на экономических "поворотах". Но в том, что касается гуманитарных взглядов, две страны неоднократно проявляли солидарность, чему инициатива Минобразования Украины – только одно из подтверждений. Хотя нередко общность интересов реализовывалась в режиме игры в одни ворота. Примером этого можно посчитать ликвидацию Федеральной национально-культурной автономии украинцев России (ФНКАУ) или недавний экскурс Владимира Путина в альтернативную историю Второй мировой войны, заметно реагировать на который Киев так и не стал. Но апофеозом двухсторонней культурной дружбы стали, наверное, злоключения украинской библиотеки в Москве.
Прошлогодние обыски в библиотеке, где российские правоохранители старательно искали экстремистскую литературу, заметно взволновали информационное пространство двух стран. Руководство библиотеки недоумевало, Минкультуры "тревожилось", оппозиция попыталась спросить с министра иностранных дел и посла в РФ, а отечественные дипломаты демонстрировали недюжинное самообладание. "Представители российской стороны давали заверения, что речь о закрытии украинской библиотеки в Москве не идет", - заверяли в украинском внешнеполитическом ведомстве, а посольство гарантировало очагу культуры свою поддержку. Правда, уже в январе стало ясно, что эта поддержка (за которую директор библиотеки благодарит сотрудников посольства в интервью) не спасла от следующей серии обыска, а Киев не спешит оказать действенную помощь.
Несмотря на то, что в новом году украинская библиотека в Москве вернулась в рабочий режим, без дальнейшего углубления знакомства с милиционерами ее сотрудники обойтись не смогли. Новый, уже третий по счету обыск, был проведен 14 января и обернулся не только изъятием системных блоков компьютеров, но и применением силы против директора библиотеки. "Меня толкнули в своем кабинете, причем никаких оснований для этого абсолютно не было, я упала на пол и получила ушибы. Мы вызвали "скорую помощь", врачи которой поставили диагноз "гипертонический криз" и хотели отправить в больницу", - рассказывала Наталья Шарина. Что интересно, за день до обыска российский министр иностранных дел заверял журналистов в важности библиотеки для руководства РФ. "Мы за то, чтобы библиотека функционировала. Она, кстати, является муниципальным учреждением культурного профиля, и мы заинтересованы, чтобы она работала и продолжала знакомить россиян с украинской литературой и произведениями украинских писателей и поэтов", - убеждал слушателей Сергей Лавров.
Тем временем в МИД Украины на информацию об обстоятельствах очередного обыска отреагировали, но достаточно скромно. С одной стороны, отечественные дипломаты уповают на то, что "все последующие действия по отношению к этому учреждению культуры будут проводиться аккуратно, взвешенно, с оценкой возможного их влияния на восприятие в украинском обществе отношения России к этническим украинцам, проживающим на территории Российской Федерации". С другой стороны, официальный Киев не теряет веры в лояльность второй стороны. "(МИД, - "Подробности") всячески приветствует желание российской стороны обеспечить нормальную работу библиотеки - этого центра для культуры и образования украинцев в России, чтобы учитывалась и эмоциональная сторона дела", - озвучил позицию своего ведомства директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин.
Проверка твердости намерений российской стороны не заставила себя ждать, хотя на этот раз речь зашла уже не о библиотеке. Несколькими днями позже стало известно, что в РФ планируют через суд (то есть – по той же схеме, что и в случае с ФНКАУ) закрыть еще одно культурное сообщество – Объединение украинцев России (ОУР). В списке претензий – нарушение российского законодательства и собственного устава. И разумеется – никакой политики! Хотя, стоит заметить, что Федеральную национально-культурную автономию ликвидировали в связи с "обнаружением нарушений в хозяйственной деятельности", а уже позже Сергей Лавров уточнил, что дело не только в этом. "Была прекращена деятельность ФНКА УР, поскольку ее руководство вело работу не по решению культурных и образовательных вопросов и по реализации соответствующих проектов, как об этом заявлялось в ее уставе, а вело, в общем, политическую деятельность, и деятельность, которая была неприкрыто направлено на подрыв наших двусторонних отношений", - заявил главный дипломат России.
Возможное сворачивание еще одного культурного объединение украинцев России мимо МИД Украины не прошло. Но, снова-таки, позицию министерства трудно назвать однозначной. "…Российская сторона должна отдавать себе отчет, что закрытие ОУР вызовет волну негатива в Украине, на что МИД и другие структуры власти просто вынуждены будут отреагировать", - заметил Олег Волошин. Накануне глава мидовского департамента информационной политики обещал "давать стратегическую оценку каждого шага", "самым серьезным образом отстаивать" и всячески "содействовать". Вот только наблюдение за подобным содействием помогает сложиться впечатлению, что скромничающий Киев и в самом деле "просто вынужден" реагировать.
До сих вмешательство украинской власти в развернувшийся гуманитарный конфликт интересов не впечатляло своим разнообразием, а главное – действенностью. Помимо обещаний позаботиться, самой громкой акцией последних дней стала передача библиотеке в подарок 24 книг от Виктора Януковича – жест красивый, но проблем культурного учреждения не решающий. Подход, который декларирует официальная Украина, более всего походит на увещевания заботливого родителя а-ля "Не переживай, малыш, мы купим новую игрушку!". То Николай Азаров, узнав, что московская библиотека российской "приписки", обещал организовать новую, на которую можно влиять "более решительными и более жесткими" действиями. То все тот же Олег Волошин обнаружил, что Объединение украинцев России работало "неэффективно", и напомнил, что МИД готов "побуждать украинскую общину к тому, чтобы она сама создала новую большую организацию".
Обновленческие декларации украинских властей можно воспринимать двояко. С одной стороны, обещание создать в скором времени что-то новое, на некоторое время может удобоваримо пояснить, почему же нет достойной поддержки "старого". С другой – не исключено, что планы руководства страны несколько шире, чем желание красиво отпустить проблему на самотек. Эксперты не исключают, что проблемы ряда культурных общин могут объясняться тем, что их представителей трудно заподозрить в преданности, как руководству РФ, так и нынешней украинской власти. "На мой взгляд, нелояльные организации будут ликвидированы, но будут созданы новые, псевдоукраинские организации Украины в Москве, лояльные к российскому режиму", - допускает заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый.
К какому бы компромиссу ни пришли дипломаты двух стран, специалисты полагают, что "за закрытыми дверями" подобные вопросы решаться не должны. Дополнительная "секретность" также может поясняться чуть более далеко идущими планами, чем может показаться на первый взгляд. Хотя, вполне возможно, что такая предупредительность украинской стороны связана с нежеланием лишний раз выносить гуманитарный сор из избы, особенно во времена, когда слово "национализм" у руководства соседнего государства пользуется особой популярностью. В МИД уже продемонстрировали огорчение тем, что сегодняшние трудности могут работать на оппонентов власти. "(Ситуация, - "Подробности"), к сожалению, играет на руку тем, кто не заинтересован в развитии конструктивных отношений между Украиной и Россией, тем, кто исходит из логики: сожгу родную хату, лишь бы только соседнюю страну дымом заволокло", - сетует Олег Волошин на неаккуратность россиян. В любом случае, Киев, похоже, не собирается обращаться в ОБСЕ, как того советовал еще в декабре экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко (за это взялась оппозиция), а готов решить проблемы полюбовно. Тем более что в РФ вопрос с той же библиотекой уже взят под контроль "самых высоких руководителей инстанций федеральных" – после этого, вероятно, беспокоиться уже не о чем. На высочайшем уровне между двумя странами, судя по всему, по-прежнему царит "бартерное" взаимопонимание, а "низы" должны уповать на лучшее (а заодно – наблюдая за "гуманитарщиной" – отвлекаться от насущных экономических проблем) и не вестись на провокации "неконструктивных" политиков. Главное, чтобы партнерство оставалось стратегическим, а с культурой – и между делом разобраться можно.
Ксения Сокульская