Геополитические войны в украинской церкви

13.07.2010 в 14:32

Сегодня

 

В последние годы Украина, как известно, пребывает в расколе, поделившись на «прозападную» и «восточную» части не только в политической, культурной и идеологической сферах, не только на уровне регионов страны, но и, как ни странно звучит, внутри самой крупной православной конфессии страны — Украинской православной церкви Московского патриархата. Странность тут заключается в том, что УПЦ МП всегда позиционировалась как «пророссийская» конфессия. Но не все так просто.

В начале 1990-х после провозглашения Украиной независимости украинское православие с подачи тогдашнего экзарха Украины митрополита Киевского Филарета — раскололось.

Были образованы две УПЦ: одна — неканонический Киевский патриархат (ее не признает ни одна поместная православная церковь в мире), которую и возглавил Филарет; а другая — каноническая Московского патриархата, предстоятелем которой стал митрополит Киевский Владимир (существует еще и непризнанная Украинская автокефальная православная церковь, но это уже совсем другая история).

Помимо того, что первая не канонична, а вторая — каноническая, других различий вероучительного или догматического характера между этими конфессиями нет вообще, даже святые практически одни и те же. Нет даже различий в одеяниях священников и епископата.

Отличия же их, по большому счету, лежат вне собственно церковно-религиозной сферы — в политико-геополитической: УПЦ КП — это вроде как «украинская», не зависимая от Московского патриарха церковь, а УПЦ МП — вроде как «русская» в силу того, что является частью Русской православной церкви. Но при этом УПЦ КП имеет достаточно ограниченное число приходов (и то, в основном, в Киеве и кое-где в центре и на западе страны).

Фактически УПЦ МП с самого начала была не только канонической, но и единственной действительно общеукраинской церковью, являясь самой большой по количеству приходов.

Поэтому противостояние внутри украинского общества, которое активно началось при президентстве Ющенко, не могло не коснуться и церковной жизни. В этот период Секретариат президента активно начал давить на УПЦ МП с тем, чтобы она объединилась с Киевским патриархатом и УАПЦ. После этого, по замыслам Секретариата президента, «новое образование» публично бы заявило о своем желании создать «поместную церковь». Проще говоря, Ющенко стремился к тому, чтобы УПЦ МП стала автокефальной и отделилась от Москвы.

Так вот, в отношении к этой самой автокефалии среди архиереев УПЦ МП — за нее или против — и сложились три партии: промосковская антиавтокефалистская, автокефалистская и «болото» (ни нашим, ни вашим). Чаша весов в последние годы склонялась в разные стороны. В 2008 году вроде как стали резко набирать вес автокефалисты. Однако избрание в январе 2009 года Патриархом Русской православной церкви Кирилла — человека очень деятельного и авторитетного в кругах не только церковников, но и рядовых украинских прихожан, остановило этот тренд. А ныне, после победы на выборах президента Виктора Януковича, «самостийники» ушли в глубокое подполье. Но окончательно ставить на них крест еще рано... 

«БОЛОТО»: ВМЕСТЕ С ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИЕЙ

«Болото» — это самая многочисленная группа, которая объединяет в себе до 50% архиереев. Ее кредо просто: будет автокефалия — хорошо, не будет автокефалии — тоже хорошо, главное, чтобы не было потрясений и новых расколов. Архиереи из «болота» всего боятся, но больше всего боятся лишиться своих мест. Во время президентства Ющенко по разным вопросам часть «болота» становилась на сторону промосковской группы, другая — на сторону автокефалистов, но сейчас, с приходом патриарха Кирилла и Виктора Януковича, почти все перешли на сторону «промосковской группы». Но если к власти в Украине снова придет некто, подобный Ющенко, «болото» вновь зашатается. Правда, в чем сходятся все представители «болота» — если и делать автокефалию, то только «канонично», с согласия РПЦ. Становиться иерархами еще одной, никем не признанной, церкви они не хотят.

«Хоть они смотрят в рот «и нашим и вашим», но никто из них никогда не поддержит неканоничность обретения автокефалии, никто, подобно Филарету и его епископату, на раскол не пойдет. Это исключено», — сказал нам один из церковников.

ПРЕЕМНИКИ ВЛАДИМИРА


Митрополит Владимир уже в возрасте и находится, мягко говоря, не в лучшей физической форме. Это заставляет, как украинских православных архиереев и украинских политиков, так и патриарха Кирилла, задумываться над тем, кто же станет преемником Блаженнейшего. От «наследника» многое зависит: какой курс изберет УПЦ МП — на отделение от Московской патриархии или, наоборот, — на еще теснейшее сближение. Так, по мнению наших собеседников, наибольшие шансы стать следующим киевским митрополитом имеют три архиерея: митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Все настроены промосковски. Но больше шансов пока у Илариона. Считается, что к нему благоволит и Виктор Янукович. Они давно друг друга знают, все-таки одной и той же областью руководили — тот по государственной, а этот — по церковной части. Да и патриарх не против этой кандидатуры. 

ПРОМОСКОВСКАЯ АНТИАВТОКЕФАЛИСТСКАЯ ПАРТИЯ

По разным оценкам, эта неформальная группа объединяет примерно 35—40% архиереев, причем, их епархии находятся не только на юго-востоке, но и на западе страны. Наиболее известный и самый, пожалуй, радикальный ее представитель — митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.

Эта группа дала понять как предстоятелю УПЦ МП митрополиту Владимиру, так и приверженцам «незалежности» внутри УПЦ МП, что ни на какую автокефалию не согласится и контролируемые ею приходы перейдут под прямое управление Московского патриарха, если каким-то образом эта автокефалия будет провозглашена. Их церковная и светская идеология проста: УПЦ МП — это неотъемлемая часть Русской православной церкви; митрополит Владимир — безусловный духовный и церковный лидер, которому церковь многим обязана, но он всего лишь «промежуточный» глава церкви, настоящий же ее предстоятель — это Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Если бы их воля, то они вообще бы упразднили даже ту автономию, которую УПЦ получила в начале 1990-х от Москвы. Никакой «поместной церкви» и «киевского патриарха» они не желают.

В светской же части архиереи промосковской группы или выступают примерно за то же, что и Партия Регионов, — государственное двуязычие, духовное единство Руси (России, Украины и Беларуси), антиНАТО, и так далее, — или, во всяком случае, не против этой программы.

«Промосковскую» партию поддерживает и большинство прихожан УПЦ МП. Это наглядно показал прошлогодний триумфальный визит патриарха Кирилла, которого тепло принимали как в Киеве и на юго-востоке, так и на западе страны. К тому же эту партию поддерживают практически все монастыри, в том числе и все три лавры — Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. В политической сфере на ее стороне — нынешнее руководство страны: Виктор Янукович и Николай Азаров, а также, естественно, Партия Регионов и коммунисты, отдельные бютовцы и литвиновцы.

АВТОКЕФАЛИСТЫ: ГЕТЬ ОТ МОСКВЫ

В среде архиереев УПЦ МП автокефалисты составляют не более 15%. Причем открыто о своей автокефалистской позиции заявляет только митрополит Черкасский и Каневский Софроний. Он неоднократно и публично говорил о том, что в независимом государстве должна быть «независимая церковь».

В то же время главным идеологом и подвижником автокефалистского движения все же считается молодой и амбициозный 33-летний епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) и группа молодых священников, собравшаяся вокруг него (оппоненты называют их «оранжевыми попами» за поддержку Майдана в 2004 году): о. Петр (Зуев), о. Андрей (Дудченко), о. Георгий (Коваленко), арх. Кирилл (Говорун).

При этом «партия Драбинко», в отличие от Софрония, свои цели открыто не провозглашает — никто из ее членов публично не говорит, что УПЦ должна отделиться от Москвы.

Хотя в самой УПЦ МП автокефалисты малочисленны, но очень влиятельны. Это обусловлено близостью к митрополиту Владимиру епископа Александра Драбинко, который является его учеником и секретарем. Все наши собеседники, как среди архиереев, так и среди политиков, занимающихся делами этой церкви, в один голос заверили «Сегодня» — в силу преклонного возраста киевского митрополита именно Драбинко фактически давно уже руководит делами УПЦ МП. «Митрополит Владимир нежно и по-отцовски относится к Саше. Саша попал в свое время в келейники и референты Блаженнейшего. Из-за болезненности Владимира он стал его сиделкой: поднести лекарство, связаться с епископами или политиками. Владимир так сильно к нему привязался, что фактически уже не может без него обходиться. Посмотрите, Драбинко сопровождает Владимира во всех его передвижениях, поддерживая под руку. Влияние Драбинко на Блаженнейшего колоссально», — рассказал «Сегодня» один источник в УПЦ МП.

Еще один фактор влиятельности группы, который действовал до недавнего времени, а теперь утратил свою силу, — это поддержка Драбинко со стороны тогда еще президента Виктора Ющенко. Именно поддержкой, как Владимира, так и Ющенко, был обусловлен стремительный карьерный рост Драбинко, который буквально за 1,5 года из «келейника и референта» стал епископом!

БОРЬБА АВТОКЕФАЛИСТОВ С ПРОМОСКОВСКОЙ ПАРТИЕЙ


Сейчас в православном мире нет точных правил получения автокефалии. Но те прецеденты, которые были, делают практически невозможным получение автокефалии Украинской православной церковью Московского патриархата.

Для этого нужна как минимум поддержка идеи большинством членов Священного Синода УПЦ МП, чтобы просить Церковь-мать (в данном случае РПЦ) дать ей эту автокефалию. После этого поместный собор самой РПЦ должен принять решение по этому поводу. Но и это еще не все. Если оно будет положительным для УПЦ МП, то его должны «ратифицировать» остальные 14 поместных церквей. И если хоть одна не согласится с этой автокефалией, то УПЦ МП не сможет ее получить. Учитывая отношение к украинской автокефалии как в самой УПЦ МП, так и в Московской патриархии, у автокефальной партии, которую связывают с Драбинко, даже при Ющенко никаких шансов не было. Поэтому она взяла на реализацию «стратегию малых дел» — по чуть-чуть, по капле выдавливать из церковной жизни «русский дух».

Во-первых, она занялась поддержкой гуманитарных начинаний Ющенко. Особенно это касалось трактовки Голодомора и реабилитации Мазепы, которого РПЦ в свое время придала анафеме. Так, в одном из заявлений УПЦ МП в 2008 году Голодомор был назван в ющенковской трактовке геноцидом. Впрочем, большинство членов Синода объявило, что давало другую формулировку. Что касается реабилитации Мазепы, то представители автокефалистов полагали: в силу того, что поводом для анафемы стала политика, а не собственно церковно-религиозные моменты, то она может быть пересмотрена. Также группа проводила «украинизацию» внутренней жизни в УПЦ МП.

Во-вторых, автокефалисты занялись установлением тесных связей с УПЦ КП и УАПЦ. Ни для кого не секрет также и тесная дружба Драбинко с филаретовским епископом Евстратием Зорей, с которым они тесно трудятся над «преодолением раскола» (сам Драбинко сказал нам в интервью, что для него Евстратий не епископ, «а просто Ваня»). Именно с подачи Драбинко УПЦ МП активизировала переговоры с УПЦ КП по «преодолению раскола». Однако осенью 2009 года они в общем-то ничем не закончились. Патриарх Кирилл вообще воспротивился их продолжению. Мало того, он отозвал из Киева в Москву одного из столпов «партии Драбинко» — «министра иностранных дел УПЦ МП» архимандрита Кирилла (Говоруна), чем существенно ослабил автокефалистов.

Впрочем, перелом в пользу сторонников сохранения единства с Русской православной церковью произошел значительно раньше — как раз накануне избрания Кирилла Патриархом РПЦ. В январе 2009 года во время собрания украинской делегации на Поместный Собор в Москве. Автокефалисты собирались утвердить решение, согласно которому делегация должна была потребовать от Поместного Собора вынести вопрос об утверждении автономии и самоуправляемости УПЦ МП, а также создать комиссию по переговорам с УПЦ КП и УАПЦ и обратиться к поместным православным церквям с просьбой помочь с решением проблемы «единства православия в Украине». Но с подачи одесской делегации во главе с митрополитом Агафангелом на собрании разгорелась бурная дискуссия, большинство посчитало, что принятие такой резолюции отдаляет УПЦ от РПЦ. Под давлением делегатов эти вопросы были сняты с повестки дня.

Как говорят все наши источники в Церкви, это действительно стало переломным моментом в противостоянии двух партий внутри Церкви. После этого позиции автокефалистов неуклонно ослабевали — их не привечает ни Кирилл, ни президент Виктор Янукович.

«А держится тот же Драбинко только благодаря митрополиту Владимиру. Как только того не станет, Драбинко быстренько задвинут вместе со всеми его «оранжевыми попами», — считает наш собеседник из УПЦ МП. 

РУССКИЙ МИР АЛЕКСАНДРА ДРАБИНКО


Сам епископ Александр (Драбинко) отметает утверждения, что он якобы является главой неформальной группы «автокефалистов» в УПЦ МП. Но когда «Сегодня» поинтересовалась у него, как он относится к автокефалии, то получила довольно обтекаемый ответ: «А вы знаете, что теория Русского Мира в своей основе принадлежит мне (по словам епископа, именно он сформулировал эту идею еще 5 лет назад .— Авт.)? Так вот, если у нас есть единое славянское пространство, то нет проблем, чтобы в Киеве находился Патриарх Киевский и Всея Руси... Если автокефалия украинской церкви будет целесообразна в исторической перспективе, как это было с другими поместными церквями, я разделю эту точку зрения. А если такой исторической надобности никогда не будет, и если будет все так, как есть, то меня все устраивает».

Мы поинтересовались у епископа его удивительным карьерным ростом — как он смог за 1,5 года стать епископом. «А потому что с 1994 года я учился в духовных заведениях, что входит в стаж». Интересно, что Драбинко привел в пример нынешнего патриарха Кирилла, который стал архиереем раньше него — в 29 лет. Также епископ Александр рассказал нам, что он к Майдану отнесся так, как «отнеслись участники избирательной кампании Виктора Федоровича Януковича. И если вы помните, что на ТВ были заявления в пользу Януковича. И этим я занимался. Я никогда не поддерживал Виктора Ющенко. Встречался ли я с Ющенко? Достаточно часто, потому что пришлось тогда разруливать неудобные ситуации. Первый год было тяжело, а потом все наладилось. И это дало возможность епископальным архиереям на местах, говоря, что они «оранжевые», что они за автокефалию, жить нормально, чтобы их не трогали».


Александр Чаленко

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив