Фабрика по производству долларов – вымысел или правда?
Американские стодолларовые купюры признаны самими защищенными банкнотами в мире. Склад бумаги и красок для них – это самая охраняемая тайна США. Между тем в прошлом году в Центральное следственное бюро Польши обратился мужчина – Т. К. (по причинам безопасности он не хочет публиковать свои личные данные), который утверждал, что эта система безопасности была взломана. Он рассказал о фабрике по производству фальшивых стодолларовых банкнот, которая уже несколько лет существует под Калинградом.
Полиция спустила на тормозах
Из его рассказа следовало, что фабрику контролировали офицеры российских и польских спецслужб (их фамилии ему известны), а копии банкнот были практически идеальными. Фальшивомонетчики якобы располагали оригинальной бумагой и краской, сходной по составу с настоящей. Мужчина заявлял, что он может предоставить на экспертизу банкноты, произведенные этой нелегальной фабрикой, а также передать информацию о ее местонахождении и лицах, вовлеченных в это предприятие. Работники Центрального следственного бюро составили по результатам встречи протокол и обещали заняться этим делом. Однако этого не произошло. В начале апреля Т. К. снова сообщил об этом предприятии, на этот раз главному коменданту полиции Анджею Матеюку (Andrzej Matejuk).
- Информация о фабрике под Калининградом нам поступила, но Центральное следственное бюро ее не подтвердило, - заявил "Rzeczpospolita" Кшиштоф Хайдас (Krzysztof Hajdas) из Главной комендатуры полиции. Одновременно он подтвердил, что никто в полиции не разговаривал тогда с Т. К. о деталях этого дела. Каким образом следственному бюро удалось проверить информацию, не зная точного местоположения фабрики и не имея в руках произведенных там банкнот? Это неизвестно.
- Информацию наверняка передали российской стороне с просьбой ее проверить, - считает бывший глава Национальной прокуратуры Дариуш Барский (Dariusz Barski). Он признает, что экспертиза банкнот развеяла бы сомнения и позволила бы оценить надежность информатора. Подлинность купюр могли бы оценить эксперты Национального банка Польши.
Высококлассные фальшивки
Нам удалось связаться с Т. К. Мы выяснили, что этот человек предоставлял важные доказательства по нескольким громким делам, связанным с экономическими аферами. Эту информацию подтверждают два прокурора, занимавшихся этими процессами.
Что говорит Т. К. о фабрике под Калиниградом? – Еще несколько месяцев назад она работала на полных оборотах, - утверждает он. – Но я не знаю, не ликвидировали ли ее.
По его сведением в месяц фабрика производила банкноты на общую сумму от трех до семи миллионов долларов. Вначале деньги попадали в Азию и Европу, в том числе и Польшу.
- На фабрику обращалась группа, которая покупала доллары и распространяла их по пунктам обмена валют и банкам во всей стране, - говорит Т. К. Благодаря своему высокому качеству они продавались за 20-25 процентов от номинальной стоимости. Для сравнения: доллары более низкого качества продаются за 10-15 процентов номинальной стоимости.
Калининградские стодолларовые купюры очень сложно отличить от настоящих. – Тем более что на фабрике есть как минимум одиннадцать стодолларовых матриц, что позволяет печатать банкноты с одиннадцатью разными серийными номерами, - подчеркивает Т. К. По его словам, кружным путем фальшивки также попадали и в США. Бюро ФБР при посольстве США в Варшаве отказалось давать комментарии на эту тему.
Бывший министр юстиции Збигнев Чвонкальский (Zbigniew Ćwiąkalski) не может поверить, чтобы полиция недооценила или не придала значения подобной информации.
- Подделка денег – это преступление. Поэтому я не могу представить, чтобы эту информацию тщательно не проверили, - сказал он "Rzeczpospolita".
За подделку денег грозит до 25 лет тюрьмы. Почему же полиция не захотела получить от Т. К. банкноты и информацию о фабрике? – Может быть, они решили, что это ненадежный источник информации, или кому-то не хотелось заниматься этим делом и его спустили на тормозах, - размышляет бывший глава Национальной прокуратуры Казимеж Олейник (Kazimierz Olejnik).
- Нельзя отбрасывать ни один источник информации, даже самый неправдоподобный, - добавляет Барский.
Петр Ништор, "Rzeczpospolita", Польша