Европа разучилась воевать
Европа разучилась воевать
НАТО официально сворачивает военную операцию в Ливии, которую называет одной из самых успешных в истории альянса. Между тем, российские военные эксперты считают, что европейская коалиция, действовавшая без помощи США, в ходе этой кампании продемонстрировала неожиданную слабость.
Военная работа НАТО в Ливии закончилась, заявил в понедельник в Брюсселе генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен. По всей видимости, ни американцы, ни европейцы не настроены на дальнейшее пребывание в этой стране, несмотря на все просьбы Переходного национального совета (ПНА) Ливии о продолжении военной кампании, чтобы обеспечить потребности новых властей в сфере безопасности.
Очевидно, что нежелание представителей альянса продолжать присутствие на ливийской территории связано, прежде всего, с экономическими причинами. Однако в НАТО предпочитают об этом не говорить, зато громогласно заявляют о том, что операция "Объединенный защитник" стала "одной из самых успешных в истории альянса". "Мы запустили сложную операцию быстрее, чем когда бы то ни было раньше. Мы провели ее эффективно, с гибкостью и точностью, с участием многочисленных партнеров из региона и из-за его пределов", — оптимистично заявил Андерс Фог Расмуссен.
Однако российские военные эксперты отмечают слабость войск европейской коалиции, продемонстрированную в ливийской войне после того, как США фактически "расчистили" для европейцев плацдарм, подавив своими ударами ливийские системы ПВО, после чего европейские военные летчики "летали в чистом небе, выбирая себе цели типа грузовика или танка".
Как, в частности, отметил в беседе с "Росбалтом" военный эксперт Александр Гольц, "опыт этой операции отрицательный". "Все 1990-е годы и начало 2000-х военные эксперты на западе спорили, что представляет собой военная мощь западноевропейских стран без США. Сейчас был поставлен практический эксперимент. В итоге получилось, что воздушная операция, которая при полном господстве в воздухе должна была бы привести к деморализации войск противника и полному психологическому поражению за две-три недели, тянулась семь месяцев", — сказал он.
По мнению эксперта, натовские военные не смогли поддерживать высокий уровень интенсивности бомбовых ударов. "В Афганистане в период борьбы с талибами американцы производили двести самолетовылетов в день, и у талибов в какой-то момент появилось то, что эксперты назвали "боевой шизофренией": боевикам стало казаться, что самолеты охотятся персонально за каждым. Ничего похожего в ливийской операции не было. Верные Каддафи войска привыкли к авианалетам, психологического слома не произошло, и поэтому вся эта "история" длилась так долго", — говорит Александр Гольц.
"Без американской поддержки усилия европейских стран практически равны нулю", — констатирует эксперт.
От развала Советского Союза и окончания "холодной войны", западноевропейские страны получили основные дивиденды: их военные расходы снизились до одного двух процентов от ВВП, чем они с радостью воспользовались, повысив собственное благосостояние. Но побочный эффект заключается в том, что их вооруженные силы потеряли способность действовать без поддержки своего "сюзерена" — Соединенных Штатов.
В то же время, по мнению военных аналитиков, российским стратегам есть над чем задуматься. Операция международной коалиции показала, что к планированию воздушных операций необходимо относиться со всей серьезностью: сто – сто пятьдесят самолетовылетов в день недостаточны даже для противника, подобного Ливии. Кроме того, параллельно с совершенствованием российской военной техники, необходимо постоянно повышать выучку личного состава, уделять больше внимания практическим навыкам и занятиям, что в российской армии пока в дефиците.
Напомним, что НАТО взяло на себя командование морской и воздушной операциями в Ливии 31 марта 2011 года, соединив их в единую операцию под названием "Объединенный защитник". До этого в течение 12 дней координацию действий международной коалиции осуществляли США. За все это время самолеты НАТО совершили в Ливии свыше 26 тысяч вылетов, из них 9,6 тысяч ударных. Вылеты проводились в плановом режиме, с интенсивностью в пределах 110-150 вылетов в день. Число вылетов начало сокращаться на завершающей стадии операции — с середины сентября, когда альянс от выполнения ударных функций практически перешел к наблюдению за воздушным пространством и наземной ситуацией в Ливии.
Дмитрий Пановкин