Эпидемия кризиса и опасность нового "железного занавеса" в Европе
inopressa
Вчера в Брюсселе состоялся однодневный чрезвычайный саммит Евросоюза, сообщает пресса. "Старая" Европа и недавно принятые страны Центральной и Восточной Европы в условиях кризиса сталкиваются с собственными финансовыми, социальными и политическими проблемами, и зачастую их шаги воспринимаются другими членами как "протекционистские".
Главной темой саммита в Брюсселе стали опасения того, что протекционизм расколет континент, пишет корреспондент Бен Рассел в британской The Independent Бен Рассел, однако в итоге европейские лидеры сочли, что возникновения на континенте нового "железного занавеса" опасаться не стоит. По их мнению, механизмы свободного рынка помогут странам-членам выйти из рецессии.
Накануне, как сообщается, они отказались принять меры по ограничению национального протекционизма, несмотря на прозвучавшие предупреждения о возможном расколе между крупными экономиками Западной Европы и бедными странами Центральной и Восточной Европы.
Что касается спорного плана Саркози оказать помощь автопрому своей страны в размере 6 млрд евро при условии, что компании не перенесут рабочие места за пределы Франции, то в статье говорится, что страны ЕС в целом поддержали план французского правительства, отметив при этом, что любая помощь национальным банкам или предприятиям не должна носить протекционистский характер или наносить урон экономике других стран-членов.
Обозреватель Le Temps Ришар Верли сообщает, что предложение Венгрии о выделении 190 млрд евро государствам Восточной Европы не нашло коллективной поддержки на саммите ЕС, несмотря на предостережения венгерского премьер-министра о "новом железном занавесе, который может разделить Европу пополам". При этом страны ЕС подтвердили свое желание "помочь наиболее слабым экономикам ЕС" посредством существующих механизмов, пусть даже нынешние масштабы помощи очень далеки от запросов Будапешта.
Перед лицом экономических трудностей ЕС предпочел продемонстрировать единство и спокойствие, подтвердив приверженность национальным планам спасения экономики, заключает корреспондент. Успокоенный тем, что Брюссель одобрил французский план, Николя Саркози отметил, что, если обанкротятся головные автопредприятия во Франции, та же судьба постигнет и заводы в Восточной Европе.
В редакционном комментарии американского издания The Wall Street Journal, озаглавленного "Чем пахнет из-за Одера: что стряслось в Восточной Европе", говорится, что проблемы, возникшие у постсоветских стран, указывают не на минусы рыночной системы или негативное влияние снятия барьеров для передвижений капитала, а на необходимость здравомыслия в экономической политике. Восточная Европа неоднородна, подчеркивает издание. Рост Прибалтики и Балкан подпитывался ипотечной задолженностью и краткосрочными вливаниями капитала. Причины российских проблем - в том, что Путин напугал инвесторов, а цены на нефть обвалились. Бедственное положение Украины эксперты WSJ объясняют одновременным падением цен на сталь и повышением цен на газ вкупе с отсутствием зрелых политиков.
"Чехия и Польша пострадали меньше, так как привлекали капитал для прямых инвестиций, часто в экспортные отрасли", - отмечает издание. Таким образом, некоторые страны Восточной Европы повторили ошибки, которые в свое время привели к кризисам в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, считает газета.
Financial Times Deutschland публикует интервью с Владимиром Глигоровым, профессором Венского института международных экономических исследований. По мнению авторитетного эксперта, то, что происходит сегодня в Восточной Европе, можно назвать эпидемией экономического кризиса. Капитал из более богатых стран должен был перетекать в более бедные, способствуя росту промышленности и сектора услуг.. Теперь же, поясняет профессор Глигоров, все изменилось: высокий дефицит баланса по текущим операциям в странах с переходной экономикой стал практически нефинансируемым, что не могло не отразиться на курсах обмена валют. Как указывает Глигоров, баланс должен быть выровнен.
По мнению профессора, в случае со странами Балтии дефицит баланса вышел из-под контроля. Перспектива для этих стран не самая радужная: им грозят бедность и безработица, поскольку экспорт и импорт сокращаются. При этом для таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия или Словакия, приток капитала был моделью реиндустриализации экономики, отмечает эксперт, и, как следствие, сегодня большая часть капитала находится в частных руках, что увеличивают опасность его оттока.
Восточноевропейским странам необходима новая стратегия, подытоживает Глигоров, поскольку в ближайшие несколько лет в их распоряжении больше не будет капитала, которым можно разбрасываться.