День Соборности: без крови, но с гривнями

24.01.2011 в 16:21
День Соборности: без крови, но с гривнями

День Соборности: без крови, но с гривнями

Сегодня

 

Давно анонсируемое «наступление оппозиции» в День Соборности 22 января прошло на удивление спокойно и вяло. Не было ни кровопролития, о котором говорил глава МВД Анатолий Могилев, ни каких-либо беспорядков вообще.

Да и митинги получились довольно-таки жиденькие. Вместо ожидаемых 60 тысяч пришло раз в 7 меньше. И это несмотря на то, что за несколько дней до того вербовщики в интернете завлекали праздновать соборность зарплатой в 110—140 грн. за 6 часов стояния за разные политические силы. По итогу на Софийской площади, где митинговали «Батькивщина» и «Свобода», собралось до 3 тысяч человек, а на Контрактовой, куда пришел Арсений Яценюк со своей «альтернативной» оппозицией, — около 1000. Партия Регионов официально акции не проводила, хотя, по слухам, именно она организовывала массовку около мест пребывания президента и на Майдане.

У ЮЛИ.
Основной контингент митингующих на Софийской составляли, судя по разговорам, люди «национально-ориентированные». Многие приехали с Западной Украины. «Что-то мало народу», — оглядывая толпу, произнес седой мужчина в годах. «А сколько вы ждали?» — спрашиваю его я. «Ну надо, чтобы в Киев приехали 2,5 миллиона человек, окружили Майдан, Верховную Раду, Кабмин и Администрацию президента, — рассуждал протестующий. — Я сделал собственные расчеты: важно продержаться 15 суток в палатках, после чего власть, увидев стольких людей, сама уйдет в отставку. А президентом должна стать Юля».

Сама же Юля в этот момент как раз начала выступать со сцены. Она призвала народ выходить на майданы в своих городах и районах, чтобы отстаивать права. И напомнила, как власть «приползла на четвереньках» на налоговый Майдан. Также она раскритиковала герб Виктора Януковича. «Президент обнародовал герб своей семьи. Ты ба, какие бароны. И этот герб завершается большим кентавром со значком «Мерседеса» в зубах», — возмутилась она.

Кстати, перед выступлением Тимошенко возле сцены разыгрывали политический вертеп. По сюжету Смерть с косой, внешне напоминающая Юлию Тимошенко, Черт и Казак с мечами выгоняли короля Ирода Федоровича.

Лидера «Свободы» Олега Тягнибока на митинге не было (как пояснили нам в «Свободе», в сей день он традиционно проводит акции на реке Збруч). Вместо него выступала скандальный депутат львовского облсовета Ирина Фарион. Она, напомним, прославилась тем, что клеймила детей в детском саду за «русские» имена Саша, Маша и т.д. В этот раз она была более милосердна — просто предлагала «изгнать чертей» из власти.

«ДА НЕ ВСЕ ЛИ ВАМ РАВНО ОТ КОГО ДЕНЬГИ ПОЛУЧАТЬ»

На Дне Соборности корреспондент «Сегодня» заработал 100 грн. за 8 часов работы. Причем так никто не объяснил — за кого мы стояли.

Сбор назначили возле стадиона «Динамо» в 10.00. Нас построили по пять человек и повели в Мариинский парк, раздав украинские государственные флаги. «За кого стоять-то будем?» — спрашивает одна барышня у соседки по отряду. «Да за Юлю. Я бы за «Регионы» не пошла. Говорят, там националисты готовят атаку за ПР. Не хочу попасть под обстрел», — отвечает женщина в зеленом пуховике. «А мне сказали, что за «Самооборону», — удивляется ее соседка. Другие были уверены, что стояли за Партию Регионов. Сами вербовщики отвечали неопределенно — одни говорили, что за Януковича, другие — что за Юлю (хотя в последнем случае повели бы на Софийскую площадь, а не в Мариинский парк). «Да вам не все ли равно, — отвечали на сомнения организаторы. — Вы ж пришли заработать».

Простояли с флагами до шести вечера. Но на то время многие вербовщики уже выключили свои мобильные телефоны, а оставшиеся огорошили новостью: «Деньги будут завтра. А что я? У меня вас 250 человек, денег на всех не хватило». Митингующие начали возмущаться. Некоторым повезло — им тут же заплатили 100 грн. (в том числе и нашему корреспонденту). Хотя обещали — 120 (по 15 грн. за час). Остальным дали половину — 50 грн. Вторые 50 грн. обещали на следующий день.

В некоторых других группах людям вообще ничего не заплатили. Среди них прошел слух, что вербовали их все-таки в поддержку Януковича (ведь раздавали государственные флаги, а не БЮТ, и митинговали они отдельно от оппозиции). Потому, прозвонив без толку на отключенные телефоны вербовщиков, часть народа пошла требовать свои деньги к офису Партии Регионов на Липскую. Но получить там им ничего не удалось. В ПР заявили, что людей направили провокаторы. «Это организовали наши враги для дискредитации Партии Регионов. Сначала собрали людей на митинг, потом кинули их и сказали, что «Регионы» нанимали. Но никаких масштабных партийных мероприятий в тот день мы не проводили. Мне жаль людей, которых внаглую использовали», — рассказал нам зампредседателя фракции ПР Михаил Чечетов.

ПРАЗДНИК НА УЛИЦЕ ВЛАСТИ

Политические итоги Дня Соборности выглядят более благоприятными для власти, чем для оппозиции.

1 УКРАИНА — НЕ БЕЛАРУСЬ

Предупреждение главы МВД Анатолия Могилева с трибуны парламента о возможном кровопролитии 22 января было неслучайным — правительство очень боялось провокаций, которые бы закончились столкновениями оппозиции и сил правопорядка, в которых было бы нетрудно обвинить именно власть, представив Украину как вторую Беларусь (после истории с политубежищем Данилишину Европа в это могла охотно поверить). Но все обошлось — не было даже мелких потасовок, которые можно было бы представить как репрессии против оппозиции.

2 НАРОД ПОКА В СТОРОНЕ

Второй вывод из 22 января также благоприятен для власти: акции получились малочисленные. От 2 до 5 тысяч человек на Софийской площади (по разным оценкам) — это все, что смогли собрать две самые активные оппозиционные партии — «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Свобода» Олега Тягнибока. При том что большую часть пришедших составляли националисты, а это объективно сужает их базу поддержки (националистические идеи поддерживает не более 15% населения). Грубо говоря, народ в акции оппозиции не втянулся. Конечно, на подходе давно обещанные непопулярные реформы: повышение пенсионного возраста, рост коммунальных тарифов. Все это может создать условия для массового протеста. Но, во-первых, повышение коммунальных платежей будет растянуто во времени и серьезно скажется только на Киеве, где тарифы ранее были существенно занижены. Очень постепенно будут поднимать и пенсионный возраст, и пока только для женщин (и это, кстати, еще не утверждено). Во-вторых, даже если все описанное выше и приведет к протестам простого народа, далеко не факт, что народ даст себя возглавить нынешней оппозиции. Как показал пример налогового Майдана — к Тимошенко и Ко отношение у протестующих очень настороженное. Но в любом случае правительству расслабляться не стоит — нужно четко понимать, насколько критически необходимы те или иные болезненные шаги, и если необходимы — не жалеть времени и сил, чтобы разъяснить их сермяжную правду населению. В конце концов стихийные протесты могут быть не менее опасными для власти, чем организованные оппозицией.

3 ПАРАД ОППОЗИЦИЙ

Еще один вывод из 22 января — продолжающееся разделение оппозиции. На сегодняшний день сформировались три основные колонны, к которым стараются примкнуть все мелкие партии и одиночки.

Во-первых, «Батькивщина» с Юлией Тимошенко. С одной стороны, она зарабатывает очки, показывая себя как жертву «политических репрессий». С другой стороны — слишком много усилий тратит на завоевание поддержки в Западной Украине, заигрывая с национализмом. Характерно, что из крупных оппозиционных сил, кроме «Батькивщины», на Софийской площади присутствовала лишь «Свобода» — вторая колонна нынешней оппозиции. Но ее присутствие на этом митинге явно продиктовано не желанием единения Олега Тягнибока с Тимошенко — скорее наоборот, он использует трибуну «Батькивщины» для того, чтобы в наглядной конкуренции победить ее, лишив остатков электората. Наконец, третью колонну вовсю формирует Арсений Яценюк, который провел в субботу альтернативный митинг на Контрактовой площади. Этот митинг был не для масс, а для тех политиков, которые не видят себя в свите Тимошенко или Тягнибока. И присутствие на нем того же Петра Порошенко, а также остатков «НУНС» во главе с Вячеславом Кириленко и Николаем Мартыненко, показало, что «Фронт змин» становится довольно серьезным центром притяжения. В принципе, ниша умеренной, не слишком националистической оппозиции сейчас вакантна. А отсутствие острого конфликта с властью, к тому же, способно обеспечить Яценюку финансирование со стороны бизнеса, не связанного с Партией Регионов — через два года с помощью фракции «Фронта змин» он сможет защищать свои интересы в диалоге с властью.
 

Дмитрий Коротков, Игорь Серов, Екатерина Стулень

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив