Что новый Трудовой кодекс нам готовит

12.11.2010 в 17:03
Что новый Трудовой кодекс нам готовит

Что новый Трудовой кодекс нам готовит

Подробности

 

Пока в обществе активно обсуждают проект грядущего Налогового кодекса, власти готовятся поскорее принять еще один основополагающий нормативный акт. Трудовой кодекс Украины – документ не менее проблемный, но протесты оппозиции, части профсоюзов и работников могут быть и не учтены.

Что новый кодекс нам готовит?..

Необходимость принять замену еще советскому Кодексу законов о труде (1971 года "рождения"), который неоднократно уже подвергался попыткам отредактировать его под нужды времени, назрела давно. И, тем не менее, в Украине эта благая инициатива постоянно откладывалась. Очередную попытку осчастливить работодателей, профсоюзы и наемных работников Верховная рада предприняла в 2008 году. Тогда версия, предложенная "регионалами" Василием Харой, Ярославом Сухим и Александром Стояном, прошла первое чтение. Сомнения специалистов и непосредственных участников трудовых отношений кое-какие предлагаемые новшеств вызвали практически сразу же. И немалая часть из них пережила рассмотрение в комитетах, экспертные выводы, замечания Главного юридического управления и проводящиеся время от времени митинги. Последняя обнародованная на сегодня версия законопроекта датирована декабрем 2009 года. И не исключено, что именно она будет принята в ближайшее время.

Сама идея утверждения Нового трудового кодекса не вызывает какого-либо неприятия. Напротив, эксперты неоднократно отмечали степень устаревания нынешних норм, которые трудно применять на практике. Формально, "региональная" версия правил трудовой игры выглядит вполне привлекательно. В 444 статьях документа  подробно расписываются многочисленные аспекты трудовых правоотношений, в том числе касающихся и таких "новшеств" как, например, работа на дому. Но каким бы привлекательным ни выглядел документ, поясняющий, кто кому и в какой мере должен, он продолжает собирать немалый урожай критических замечаний. Причин тому несколько.

Основные претензии, которые высказываются в адрес создателей проекта нового Трудового кодекса, связаны с продолжительностью трудового дня. На первый взгляд гипотетический закон не содержит ничего криминального: 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, возможность почасовой оплаты труда… Но оппозиционные профсоюзы настаивают на том, что дьявол прячется в деталях. В данном случае речь идет о скандально известной статье 143, где регламентируется продолжительность трудовых действий в условиях суммированного учета рабочего времени. Нормы этой статьи теоретически должны применяться в тех случаях, когда в стандартное расписание рабочий процесс не укладывается. И тогда работодатель может увеличить рабочий день до 12 часов и/или рабочую неделю – до 48, а в случае необходимости и с согласия работников – день может длиться еще дольше. Предполагается, что общее число "трудочасов" в месяц все равно не должно превышать стандарт в 160 часов, но пессимисты полагают, что рассчитывать на сознательность работодателей несколько преждевременно. Зато сверхурочные (которых не должно быть больше 120 часов в год) обещают оплачивать лучше – в двойном, а то и в тройном размере, а работа ночью – не менее, чем на 30% больше дневной. Закрепляются и обеденные нормативы: от получаса (сейчас минимальная продолжительность перерыва не регламентируется вовсе) до двух часов. Подробно расписываются правила отпусков, а заодно и увеличивается вероятная продолжительность перерыва в работе за свой счет – до трех месяцев.

Среди спорных моментов достойное место занимает увеличение длительности испытательного срока (в отдельных случаях – до шести месяцев, но, снова-таки – насколько отдельными будут эти случаи покажет только практика) и указания на то, что в случае принятия выводов по поводу несоответствия соискателя должности последний может быть уволен в три дня и без каких-либо выходных пособий. Перечень оснований для увольнения расширяется в принципе: в случае принятия закона в него будет включены пункты по состоянию здоровья (если обязанности с ним никак не совместить), по разглашению коммерческой тайны, а также – по непрохождению обязательного медосмотра или вакцинации. Сейчас эта норма распространяется на не такой уж и широкий круг работающий, но если учесть, что Минздрав планировал было иное – у работодателей может появиться новый рычаг воздействия. Между тем потенциальный кодекс защищает права немолодых сотрудников – уволить их с момента достижения пенсионного возраста только по этой причине нельзя. Зато руководители малых предприятий (до 20 сотрудников) могут чувствовать себя поспокойнее: им хотят позволить увольнять подчиненных всего в две недели (в "обычных" условиях – в два месяца), и за те же две недели предупреждать об изменениях условий работы (а не за три месяца, как для остальных организаций).

На этом список предположительно проблемных моментов не заканчивается. Так, правозащитников беспокоит статья 28, разрешающая нанимателю "технический контроль" выполнения трудовых обязательств, правда, работники должны быть предупреждены, что за ними в той или иной форме ведется наблюдение. Не слишком оптимистично выглядит и раздел, посвященный ответственности сотрудников и работодателей. Во всяком случае, если ТК будет принят, масштабы прямого действительного материального ущерба и степень вины в нем работника сможет определять сам работодатель – суд тут уже не понадобится. Переживают за свои права и профсоюзы: несмотря на то, что в будущем кодексе подробно расписываются "забастовочные" права, роль их уменьшается. Так, по-настоящему влиятельными могут быть только "репрезентативные" объединения трудящихся (в масштабах страны защитники прав должны объединять не менее 150 тысяч членов, отраслевые профсоюзы включать в себя не менее 3 процентов сотрудников указанной отрасли, а региональные – не меньше 2 процентов работников в области), нерепрезентативные же не смогут, к примеру, участвовать в заключении коллективных договоров. С договорами тоже не все так просто – в отсутствие профсоюзного представительства работодатель может принимать внутренние нормативные акты на свое усмотрение. Да и возможности профсоюзов в отстаивании прав работников, например, при увольнении, тоже ужимаются…

Вопросы восприятия

При всей активно рекламируемой прогрессивности предлагаемого партией власти Трудового кодекса, спорные новации не перестают будоражить общество. С точки зрения авторов документа – принципиальных претензий к нему быть не должно. Но не согласные с ними политики, профсоюзные деятели, рядовые граждане, готовые выходить на митинги, в своих оценках документах колеблются в диапазоне высказываний от "непродуманные нововведения" до "узаконенное рабство".

Как и можно было ожидать, представители власти склонны оценивать творчество своих коллег с точки зрения действия кодекса в идеальных условиях. С такой точки зрения позиция идеолога документа – председателя Федерации профсоюзов Украины Василия Хары: "та шумиха, которая возникла вокруг трудового кодекса – это провокация и спекуляция", - выглядит вполне логично. Но мнение депутата от ПР о том, что нормы ТК будут функционировать в лучшем виде, оппоненты предсказуемо не разделяют. "…профсоюзы выступают категорически против принятия этого документа. Один из пунктов, с которым нельзя согласиться - это 143 статья документа, которая увеличивает рабочую неделю с 40-ка до 48-ми часов. Да, в проекте кодекса сказано, что это может быть сделано по согласию работника. Однако мы знаем условия труда украинцев, и знаем, что их согласия никто не будет спрашивать", - отмечает заместитель главы Конфедерации свободных профсоюзов Украины Людмила Воробьева.

Если власть склонна надеяться на лучшее, то противники кодекса считают, что нужно всеми силами противостоять его принятию. "Прошу оппозиционное правительство обратиться ко всем профсоюзам, чтобы как предприниматели, так и профсоюзы пикетировали, митинговали и проявляли свою активность, не давали возможности принять этот людоедский закон", - настаивает министр труда "теневого Кабмина" Андрей Павловский. В противном случае, считают меньшевики, вред может быть нанесен не только интересам трудящихся, но и имиджу нашего государства. Предполагалось, что свои выводы по поводу законопроекта к концу ноября - началу декабря сделает Международная организация труда (МОТ) – одно из учреждений ООН. В БЮТ опасаются, что в случае принятия ТК в нынешнем его виде МОТ его не одобрит, что может повлечь за собой не только осуждение "на словах", но и экономические санкции со стороны других государств или надгосударственных объединений как это было, например, в белорусском случае.

Но Киев может и не дожидаться вердикта международной общественности. По всей видимости, во втором чтении Трудовой кодекс попробуют рассмотреть уже на следующей пленарной неделе – 16-20 ноября. При этом многое зависит о того, как именно он будет рассматриваться. Если судить по словам власть имущих, то принятие ТК в последнее время воспринимается чуть ли не в непременной привязке к введению в строй другого кодекса – Налогового. Вследствие чего в политикуме все настойчивее циркулируют слухи о том, что документы могут принимать пакетом, что существенно осложнит (если и вовсе не поставит крест) на внесение в него поправок. В таком случае Украина рискует получить "оптом" сразу два законодательных акта, которые мало у кого вызывают восторг. Впрочем, не стоит забывать о том, что в правительстве уже не в первый раз обещают непопулярные реформы. Жаль только, если объективно назревшая коррекция трудового законодательства пройдет по той же категории.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив