Будущее Украины — европейское
Последние несколько недель были периодом испытаний для еще молодой украинской демократии. Избирательная кампания была ожесточенной, слухи о фальсификациях переполняли средства массовой информации. Но граждане Украины не дали себя сбить с толку. Они воспользовались своим неотъемлемым гражданским правом и пошли голосовать. За это избиратели в Украине так же, как и те, кто организовывал выборы на местах, заслуживают большого уважения. Эти выборы — очень важный шаг на пути к консолидации демократических завоеваний 2004 года, несмотря на некоторые недостатки, указанные также и ОБСЕ. Но могло бы быть и иначе, и понимание этого вызывает беспокойство. Мы в Германии знаем: демократия и свобода не являются чем-то таким, что развивается само по себе, их надо защищать и требовать ежедневно. Без функционирующих структур правового государства им может угрожать опасность.
Перед новым президентом стоят большие вызовы, требующие быстрых действий. Вместе с тем должны быть также определены направления на долгосрочное будущее. Как дружественно настроенный к Украине иностранный наблюдатель, я позволю себе в этой связи несколько откровенных слов.
На мой взгляд, стране срочно требуется всесторонняя стратегия модернизации, которая охватывала бы все сферы, в частности промышленность, исследовательскую деятельность, управление и юстицию, и была бы интегрирована в продуманную внешнюю политику. Недостаточно управлять страной, как большой компанией, по принципу «сверху вниз», намного важнее пробудить, стимулировать и оптимально использовать силы экономики, особенно малых и средних предприятий. Стоило бы пригласить к участию в этом процессе мировое сообщество, потому что на основе только внутренних, переплетенных с политическими структурами экономических интересов, осуществить реальную модернизацию не удастся.
Населению, прежде всего зажиточным слоям, надо дать понять, что только совместными усилиями можно сделать Украину экономически мощной страной, которая займет надлежащее место в мире. Для этого нужно сильное политическое руководство, которое только тогда сможет быть успешным, если оно будет придавать приоритетное значение общему благу, а не партикулярным интересам, что постоянно парализовало действенность реформ в Украине и блокировало принятие крайне необходимых законопроектов в парламенте. В долгосрочной перспективе успеха можно добиться только на основе четкого распределения властных полномочий в реформированной Конституции. Это сложные задачи для президента, поскольку они означают необходимость действовать вопреки интересам бизнеса и политики и вопреки понятным, но едва ли осуществимым сейчас желаниям населения. А теперь обо всем по порядку.
В краткосрочной перспективе речь должна идти о том, чтобы как можно скорее справиться с серьезным кризисом в сфере государственных финансов. Надо принять бюджет, который соответствовал бы возможностям финансирования и был согласован с кредитной программой МВФ. Следует приветствовать то, что для нового президента бюджет имеет высокую степень приоритетности. И вместе с тем это означает также необходимость уменьшения расходов и сокращения льгот и трансфертов. Надо повышать энерготарифы, активизировать осуществление реформы пенсионной системы. Социальные затраты следует более целеустремленно ориентировать на самых бедных, нужно отменить неэффективные субсидии. Дополнительные затраты должны планироваться таким образом, чтобы было понятно, как их будут финансировать. Банковский сектор нуждается в консолидации. Все это будет иметь важный сигнальный эффект для инвесторов и для поддержки со стороны международного сообщества.
Кроме того, для всесторонней модернизации Украине надо становиться более открытой для внешнего мира. Я твердо убежден: будущий путь Украины останется европейским, ведь альтернативы ему нет. Этот путь был выбран потому, что люди так хотят, и потому, что это нужно для модернизации страны. Я приветствую то, что основные кандидаты в президенты были едины в стремлении продолжать сближение с Европой. И действительно: Европа может многое предложить, но и приближение к европейскому сообществу поставит перед Украиной немало задач, а мне кажется, что только немногие это понимают.
Было бы также ошибкой считать, что можно взять и просто так, если можно так выразиться, «впереговориться» в ЕС. Наоборот, приближение к европейским стандартам требует кардинальных реформ, которые должны ориентироваться на вполне конкретные цели. Одной из таких целей является, например, Соглашение о зоне свободной торговли как части Соглашения об ассоциации с ЕС. Переговоры по этому вопросу надо было бы как можно скорее успешно завершить. Кроме того, следовало бы взять за образец модель одного из государств, тесно связанных с ЕС, чтобы сделать это сближение максимальным. Ведь дальнейшему движению в направлении ЕС будут содействовать только политические цели, а не краткосрочная ориентация на того, кто будет предлагать больше.
Украине до сих пор не удавалось сполна воспользоваться своим огромным экономическим потенциалом и тем самым обеспечить солидную основу для завоеванной 19 лет назад независимости. Промышленная база узкая, продукция частично устарела, приток иностранного капитала намного меньше, чем мог бы быть при иных условиях, развитие перспективных отраслей тормозится из-за отсутствия концепций и последовательности в политике. Это одно из объяснений, почему международные рейтинги делового и инвестиционного климата Украины все время снижаются, почему Украина значительно хуже преодолевала мировой финансово-экономический кризис по сравнению с другими странами региона. Количество препятствий, стоящих на пути иностранных предпринимателей в Украине, слишком большое.
Прежде всего это общая правовая неопределенность; разрешительные процедуры продолжительные и не очень прозрачные. Компаниям иногда годами приходится ждать возмещения НДС. И 20-процентный налог на инвестиции — в довершение всего. Те или другие субъекты принятия решений не хотят брать на себя ответственность и довольно часто заботятся при этом о собственных интересах. В законах и подзаконных актах содержатся противоречивые положения, задачи и полномочия не всегда четко распределены. Частично имеет место недостаточность законодательных рамок, как, например, в случае с раздачей концессий и законом о государственных закупках. За многими из этих барьеров скрывается главное зло — коррупция, а также частные интересы и желание защитить украинскую экономику от конкуренции. Но в долгосрочной перспективе самоизоляция никакой защиты не обеспечивает, наоборот, она снижает конкурентоспособность и препятствует необходимым структурным изменениям. Типичным примером является энергетический сектор, в котором постоянно генерируются дефициты.
Надежные правовые рамки, при которых государство меньше, но эффективнее и по прозрачным правилам вмешивалось бы в экономические процессы, служит основой для здорового и постоянного экономического развития. Продолжительные и частично непредвиденные разрешительные процедуры надо упростить и сделать прозрачнее. Необходимо создать стимулы для частных инвестиций, обеспечить условия для повышения производительности труда и усиления конкурентоспособности. Одной из самых сложных тем при этом является вездесущая коррупция, которая наносит Украине большой вред и отпугивает инвесторов с Запада.
О том, что существуют не только те, кто ждет взятки, но и те, кто их дает, свидетельствует общественный масштаб этого феномена. Начинается ли коррупция уже с небольшой «услуги»? Во многих случаях — да. Понимают ли это? Я думаю, нет. Борьба с коррупцией на длительную перспективу может быть успешной только в том случае, если, с одной стороны, всесторонне применять жесткие уголовные санкции, а с другой — если она будет осуществляться как долгосрочная воспитательная задача. Было бы роковой ошибкой считать, что борьба с коррупцией состоит в том, чтобы использовать ее как инструмент только в битвах с политическим оппонентом. Это общественная проблема, требующая политического управления.
Все это предпосылки для притока международного капитала в Украину и большей независимости страны от международной помощи. Поэтому я надеюсь, что Украина воспользуется шансом осуществить реформы, которые открывает ей приближение к ЕС. С замечанием, что ЕС не дает Украине перспектив и поэтому даже не стоит прилагать какие-либо усилия, согласиться не могу. Ведь речь идет не об ЕС, а о будущем Украины. Если страна достигнет европейских экономических стандартов, то она — независимо от вопроса вступления в ЕС — сама подготовится к успешному хозяйствованию в ХХІ веке.
Модернизация означает также необходимость уделять особое внимание исследовательской и инновационной политике. Исследовательский потенциал Украины большой — здесь строят современные ракеты и разрабатывают конкурентоспособные транспортные самолеты. Украинские исследователи имеют в Германии хорошую репутацию. Но самой исследовательской системе в Украине нужны срочные реформы. Она еще довольно централизованная, имеет отпечаток советского стиля и не в состоянии адекватно реагировать на современные глобальные вызовы. Доля расходов на исследования и разработки, составляя 0,8% от ВВП, незначительна, зарплата исследователей низкая, оборудование во многих случаях устаревшее. И здесь частный сектор экономики должен также чувствовать свою ответственность. Поэтому Украине нужна исследовательская стратегия, которая расставляет акценты, нацелена на дальнейшее развитие экономики и общества и видит место украинских исследовательских работ в международной конкуренции.
Исследовательское пространство ЕС уже сейчас открыто для Украины! Здесь есть шанс, который до сих пор не использован. Старые советские структуры надо ликвидировать, а исследовательские учреждения, университеты, сами исследователи и молодое поколение должны получить больше самостоятельности и ответственности. И, наконец, в сфере исследований и науки необходимо также, чтобы тесный обмен с заграницей давал важные импульсы — мобильность исследователей нужно поддерживать и требовать, вместе с тем улучшать и делать более привлекательными условия работы на дому.
То же касается и всей системы образования. Уже были начаты важные реформы, которые необходимо последовательно продолжать. И главное — чтобы Украина сохранила свой пока еще высокий уровень базового образования. Потому что человеческие ресурсы — самый важный потенциал для будущего страны. Но школы и университеты еще в значительной степени недофинансированы. А когда я начинаю говорить с молодыми украинцами об их жизненных планах, то в последнее время все чаще слышу, что они предпочли бы работать за границей. Именно высококвалифицированные люди говорят, что, хотя и любят Украину, но не видят здесь будущего для себя, потому что, например, профессиональное положение, к которому они стремятся, достигается только с помощью коррупции. Когда преподавателей вузов ректоры и деканы вынуждают выставлять высокие оценки детям своих «благодетелей», как мне часто рассказывали те, кто от этого пострадал — это скандал, это подрывает уровень системы образования и насаждает коррупцию среди молодого поколения.
В современном государстве обязательно должно существовать верховенство права, перед которым все граждане равны, и современное и эффективное управление, призванное служить гражданину и наполненное его доверием. Без этого общество не может функционировать. Но большинству украинцев не хватает веры в закон и права, они воспринимают государство не как механизм для предоставления услуг, а как противника, которому, где возможно, лучше уступить дорогу. Недостаток доверия к государственным структурам имеет негативные последствия вплоть до налоговой морали (ухода от уплаты налогов. — Ред.), и самому государству это дорого обходится.
Как можно противодействовать такому недоверию? Кроме борьбы с коррупцией, решающими, на мой взгляд, являются дальнейшие законодательные реформы и создание приближенного к гражданам администрирования, при котором с людьми будут вести себя не как с просителями, а как с клиентами и партнерами. Для этого на всех уровнях управления должны быть четко определены границы личной ответственности и компетенции. Государственный аппарат не может быть резервуаром, который служит для обеспечения друзей(-партийцев). Каждый отдельный служащий должен чувствовать личную ответственность за то, чтобы дела в сфере его ведения шли хорошо. И в этом вопросе я наблюдаю в регионах уже сегодня обнадеживающие примеры. В Германии мы ежедневно видим, как благодаря децентрализованному администрированию и усилению роли общин появляется значительная активность и близость к гражданам.
Украина развилась в демократический авангард в регионе и за это по праву получает высокую оценку за границей. Дальнейшее укрепление демократии и правового государства я считаю теми важнейшими рельсами, по которым страна должна двигаться в будущее. Граждане, а не экономические группировки, должны быть представлены в парламенте. Это требует корректировки системы. Необходимо восстановить веру в закон, укрепить судопроизводство и самоуправление путем реформ права, а также в финансовом плане. Проведение консенсусной конституционной реформы, также нельзя откладывать на потом. Страна не должна позволить себе еще один период политического паралича.
Президент Украины берет на себя большую ответственность. В такой стране, как Украина, которая состоит из областей с настолько разным историческим развитием, это прежде всего означает необходимость интегрирования разных трактовок истории, опыта и взглядов, восприятия языка как не разделяющего, а объединяющего элемента, и использования разнообразия ради обогащения. Задачи, стоящие перед новым политическим руководством, огромны. Но с ними можно справиться. Германия присутствует в Украине не только своей экономикой, она уже много лет является ее партнером прежде всего в сфере правовой реформы, а также в энергетической, экономической и финансово-политической сферах. Германия и в дальнейшем будет поддерживать Украину по мере сил, и это еще раз подчеркнула федеральный канцлер в своей поздравительной телеграмме в адрес новоизбранного президента. Мы верим в будущее этой страны, потому что Украина имеет большой потенциал. Время его раскрывать.
Ханс-Юрген ГАЙМЗЕТ (Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Украине)