«Писающий мальчик» в шароварах
Очередной, второй по счету визит украинского президента Виктора Януковича в Брюссель, завершился практически ничем – так же, как и первый. Виктор Федорович желал поговорить о европейских инвестициях в Украину, о возможности создания зоны свободной торговли и об отмене въездных виз для граждан его страны, а ему вместо этого рассказали о демократии, о свободной прессе и о гражданском обществе. Говорить о деньгах с Януковичем европейцам нет смысла: все, что их интересует на Украине, уже продано Москве.
За минувшие полгода в отношениях между Украиной и Евросоюзом начала, похоже, складываться новая традиция: каждый раз перед тем, как отправиться в Москву, украинский президент летит в Брюссель. В столице Евросоюза он пытается выглядеть солидно и многозначительно, читает по бумажке красивые речи и обещает «душу й тiло» положить за демократические ценности, после чего прибывает в столицу России, чтобы заняться, наконец, более насущными проблемами – а именно, поступательным вводом вверенной ему страны в возможно более полную экономическую и политическую зависимость от «старшего брата».
Так было в конце апреля, когда свежеиспеченный украинский президент нанес свой самый первый визит в Европу, демонстративно подчеркнув, что Россия в списке приоритетов стоит на втором месте. Поговорив о демократии и напугав Генсека Совета Европы Торбйорна Ягланда своим охранником, не пустившим того в туалет, где мыл руки президент Украины, Янукович прямиком отправился в Москву. Где постарался как можно скорее выкинуть из головы ненужные мысли об украинской евроинтеграции и в одночасье превратился в образцового губернатора Малороссии, с почтительной улыбкой договариваясь о пресловутой формуле «скидка на газ в обмен на ЧФ в Севастополе». А также о сдаче российским государственным олигархам украинской авиационной, сталелитейной и вагоностроительной промышленности.
Так, похоже, получается и теперь. В минувший понедельник украинский президент вновь клятвенно пообещал в Брюсселе не трогать журналистов, соблюдать права человека и интегрировать Украину в Европу. А теперь готовится к новой поездке в Москву, где он должен 17 сентября обсудить со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым декларацию о стратегическом партнерстве России и Украины. По некоторым сведениям, это весьма всеобъемлющий документ, включающий в себя, в частности, совместное (читай — российское) управление армиями и флотами, а также некие невразумительные пока «общие межгосударственные учреждения».
И то сказать – Виктора Федоровича вполне можно понять. Европа его не любит, и вряд ли когда-либо будет питать к нему добрые чувства. Европейцы над Януковичем смеются. Ну не смотрится на европейском паркете этот не слишком хорошо (не сказать – из рук вон плохо) образованный, простецкий и, как говорят украинцы, «вайлуватий» (то есть, неуклюжий) высокий дядько.
Попав в Брюссель в первый раз, он в интервью телеканалу «Евроньюс» перепутал Северную и Южную Осетию, заявив, что «следует признать независимость Северной Осетии» (очевидно, от этого заявления кое-кому в российских властных кругах стало немного не по себе), а также Косово — сначала с Сербией, а потом с Черногорией. Прибыв накануне нынешней брюссельской поездки в Берлин, Янукович опять перепутал страны – на этот раз Италию с Ирландией.
Европейские вояжи Виктора Федоровича постоянно озаряются вспышками оппозиционной деятельности. В апреле в Брюсселе инакомыслящие украинцы устроили пикет, приуроченный к его визиту. В августе в Берлине повторилось то же самое. А в сентябре уже «местные» европейцы, члены Европейской Народной Партии (обладающей самой большой депутатской фракцией в Европарламенте) приняли резолюцию, призывающую украинское руководство прекратить давление на правосудие в стране и приструнить СБУ, превратившуюся, по мнению европейских консерваторов, в средство подавления инакомыслия в стране.
У себя дома Виктор Федорович уже успел отвыкнуть от протестующих демонстрантов: бравый ОМОН попросту не допускает их пред его светлы очи. В Европе ОМОНа нет, поэтому единственной защитой от критических стрел для Януковича становится его верная PR-менеджер и фактическая пресс-секретарь Ганна Герман. Именно ей приходится ругаться с въедливыми тележурналистами, не желающими вырезать из интервью географические измышления украинского президента, а также официально обвинять Европейскую Народную Партию в том, что свою резолюцию она приняла по заказу «женщины с косой» — Юлии Тимошенко.
На самом деле, Виктор Федорович честно, с открытой душой и наивными глазами приехал в Европу попросить денег. В Берлине ему очень хотелось убедить Ангелу Меркель поспособствовать тому, чтобы немецкий нефтегазовый бизнес поучаствовал в ремонте украинской газотранспортной системы. Но черствая Железная фрау, похоже, отказалась помочь, вместо этого прочтя Януковичу лекцию о пользе демократии и необходимости стабильного транзита газа в Европу. Та же история повторилась и в Брюсселе: украинский президент постоянно сворачивал на инвестиции, в то время как президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Дурау Барросу и «президент ЕС» Херманн ван Ромпой, не менее аккуратно переводили разговор на демократические ценности.
В принципе, это давняя и известная европейская традиция: когда европейские деятели не желают говорить о деньгах – они говорят о демократии. Приезжая, скажем, в Москву «делать дела», та же фрау Меркель не торопится разглагольствовать о правах человека: так, пара дежурных фраз на этот счет, да и все. А с Януковичем — почему бы не поговорить о демократии, раз уж все равно с ним больше ни о чем серьезном не поговоришь?
Европейцев можно называть высокомерными, «продажными» и даже «врагами» (в зависимости от степени квасного патриотизма оратора), но вот дураками их никто не назовет. Они отлично понимают, что украинская ГТС — уже, можно считать, газпромовская, так что нет смысла давать деньги на ее ремонт или модернизацию: хозяин отремонтирует за свои. Так же хорошо они понимают, что в нынешней ситуации любые западные инвестиции в украинскую промышленность – это просто щедрый подарок очередному «донецкому», за который инвесторы получат, максимум, знаменитую булгаковскую «большую спасибу». О чем тут говорить? Все украинские дела так или иначе можно решить с Кремлем – ну, или со Старой площадью. На Банковой нынче дела не делают.
Так что вывод прост: визит Януковича в Брюссель следует, пожалуй, расценивать исключительно как «дипломатический», «почетный» — а попросту говоря, бесполезный. Настоящие дела украинского президента ждут на Востоке, в белокаменной. По слухам, в Кремле с нетерпением ожидают приезда малороссийского губернатора.
Хаим Грець