"Нафтогаз" лишается монополии на украинском рынке газа
8 июля Верховная рада Украины приняла закон "О принципах функционирования рынка природного газа", который был разработан профильным министерством и одобрен правительством. Теперь рынок газа в Украине будет регулироваться отдельным законодательным актом. Только вот газовому монополисту НАК "Нафтогаз", который и так переживает нелегкие времена, от этого не лучше, а даже наоборот. Он теряет свою монополию на рынке энергоресурсов.
От правительства с любовью
Судя по последним шагам власти, НАК "Нафтогаз" окончательно утратил государственную поддержку. Парадокс, но государственная компания в последние годы от государства не видит ничего, кроме проблем. Еще Юлия Тимошенко в бытность свою премьер-министром способствовала заключению таких договоров между "Нафтогазом" и "Газпромом" относительно компании-посредника "РосУкрЭнерго", которые сама же потом и пыталась скрыть от общественности. Свидетельства этого приводит "Украинская правда". Ценой такого сокрытия стал проигрыш дела "Нафтогазом" в Стокгольмском арбитраже. Да и новая украинская власть не торопилась защищать в суде интересы национальной акционерной компании.
Такая отстраненная политика руководства страны обошлась "Нафтогазу", а по большому счету и государству, в 12 миллиардов кубометров природного газа и 197 миллионов долларов. И БЮТ, и ПР винят друг друга. "По сути дела, это "бютовская" команда привела к тому, что эти деньги надо отдавать из бюджета",- сказал "регионал" Михаил Чечетов в ответ на предложение "бютовцев" начать расследование фактов, связанных с действиями украинских властей в судебном процессе в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. Дело с "РосУкрЭнерго" весьма запутанное, но, тем не менее, ясно одно: за, в лучшем случае, бездействие украинской власти придется поплатиться гражданам нашей страны. Не повезло и "Нафтогазу" – его позиции после проигрыша арбитража серьезно пошатнулись. Зато для власти и оппозиции это оказалось прекрасным поводом для еще одного сведения счетов. Так, СБУ был задержан экс-замдиректора "Нафтогаза" Игорь Диденко - как объяснили в пресс-службе этой структуры, как раз по вопросу проблем с "РосУкрЭнерго". БЮТ поспешил назвать задержание Диденко "политическим". "Понимая, что временная следственная комиссия разбирается в этой ситуации и будет обнародовать информацию, они, по сути, начали аресты тех людей, которые могут дать показания следственной комиссии", - сказала Тимошенко.
Казалось бы, в таких неспокойных и, мягко говоря, неблагоприятных для государственной компании условиях, следует дать время "Нафтогазу" собраться с силами. Однако не тут-то было. И 8 июля Верховная рада принимает закон, который наносит еще один удар этой компании. Отныне функции транспортировки, распределения и снабжения природным газом разделены, то есть их могут исполнять разные компании. Более того, в законе предусмотрены равные права доступа к ГТС Украины и подземным хранилищам газа для всех субъектов рынка. А это значит, что в ближайшем будущем "Нафтогаз" лишится значительной доли своих доходов.
Вместе с тем объективные причины для принятия данного закона были. Еще в марте 2009 года, подписывая Брюссельскую декларацию, Украина обязалась перед ЕС обеспечить большую прозрачность своего газового рынка ради помощи Европы в модернизации отечественной ГТС. Кроме того, условия относительно "Нафтогаза" выдвигал и Международный валютный фонд, который требовал прекратить практику субсидирования внутренних потребителей. Из-за такой практики, если верить "Нафтогазу", финансовый дефицит компании достиг в 2009 году 2,5% ВВП. С другой стороны, поступать иначе "Нафтогаз" попросту не мог, ведь повышение тарифов на газ – тем более со стороны правительственной компании – весьма ощутимый удар по рейтингу находящейся у власти политсилы. Теперь же появится повод сказать, что правительство и радо бы сохранить цены на газ, но в условиях свободного рынка такое попросту невозможно. Кроме того, принятие данного закона вынудит "Нафтогаз" серьезнее отнестись к организации такого ответственного бизнеса, как торговля энергоресурсами. Теперь уже монопольное положение на украинском рынке не будет исправлять просчеты менеджмента компании. "По сути дела, наше правительство открыло дорогу к реформированию "Нафтогаза" и созданию на его базе нового формирования", - поделился своим видением будущего НАК премьер-министр Украины Николай Азаров. Но не так все радужно, как на первый взгляд может казаться.
Возвращение блудных трейдеров
Принятый Верховной радой закон поможет усилить на рынке энергоносителей позиции "Газпрома". В этом уверен эксперт рынка нефти и газа Михаил Гончар. "Главный принцип закона – принцип либерализации украинского рынка. Он предусматривает, что этот рынок будет открыт для иностранных участников. В этом случае не может быть преференции для одних и дискриминации для других. Следовательно, "Газпром" точно так же, как и "Газ де Франс", может зайти на украинский газовый рынок. При таких обстоятельствах выиграет тот, кто будет в большей весовой категории. А это "Газпром". Ведь он использует ту сеть зависимостей и связей, которая сформировалась традиционно. Здесь присутствует целая цепочка неоднозначностей для российской стороны", - сказал он в комментарии "Украинскому бизнес ресурсу". Вместе с тем издание приводит и противоположную точку зрения. Новый закон невыгоден "Газпрому", считает эксперт Александр Тодийчук. "Это вряд ли полезно России. Отсутствие правил игры, прозрачности на украинском газовом рынке привело к тому, что часть предприятий Украины попали под контроль российских компаний. Западных инвесторов действующие правила игры не устраивают. Приходя в Украину, инвестор теряет деньги, будучи неспособным играть без правил. Россия же чувствует себя комфортно в этой ситуации. Россия уже заявляла о том, что приведение правил игры на украинском рынке газа к западным стандартам будет дискомфортно для России", - говорит Тодийчук. Резюмируя вышеуказанное, следует отметить, что в конечном счете "Газпром" таки сможет извлечь для себя выгоду из ситуации. Компания не мытьем, так катаньем получила доступ к украинским газохранилищам. Учитывая тот факт, что с принятием этого закона было покончено с квотами для таких компаний, как "Газпром сбыт Украина".
Но не "Газпромом" единым живет украинский энергорынок. Многие гадали, что будет делать после выигрыша в суде у "Нафтогаза" "РосУкрЭнерго". Тем более, одному из совладельцев компании – акционерной группе "Центрагаз Холдинг", которая принадлежит известному украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, "Газпром" планировал, по сообщениям СМИ, продать свою долю акций. Казалось бы, для РУЭ будут закрыты и российский, и украинский рынки. Да и западные страны в силу неоднозначной репутации компании вряд ли будут весьма рады ее присутствию на своем рынке. Однако о с принятием нового закона Дмитрий Фирташ снова может попытать счастья на украинском рынке энергоресурсов. Особенно с учетом своего мощного лобби в нынешней власти. Так, Фирташа связывают с нынешним главой СБУ Валерием Хорошковским деловые связи в прошлом. А нынешний министр по вопросам топлива и энергетики Юрий Бойко был доверенным лицом владельца "РосУкрЭнерго". Вместе с тем, Фирташу не следует обольщаться. Ведь помимо него существуют и другие группы влияния. Такая например, как группа первого вице-премьер-министра Андрея Клюева, который курирует вопросы энергетики.
Наличие представителей различных бизнес-групп в украинской власти позволяет говорить и о том, что принятие этого закона носит демонстративный характер. В первую очередь, Украина хочет показать Западу, что готова удовлетворить все требования к организации цивилизованного рынка энергоресурсов. Однако западные компании никогда не будут в равных условиях с украинскими. Хотя бы потому, что у их представителей нет всех тех связей и той полноты информации по состоянию рынка и готовящимся правительственным шагам по его регуляции, которые есть у компаний украинских. Тем более, что владельцы этих компаний и определяют политику Украины в области энергоресурсов. Кроме того, согласно принятому украинским парламентом закону, предприятия с государственным контрольным пакетом и их дочерние фирмы, участники договоров о совместной деятельности, подписанных при участии госпредприятий, должны ежемесячно продавать весь добытый газ в Украине уполномоченному Кабмином субъекту. И вряд ли этим субъектом будет "Нафтогаз", ведь программой экономических реформ Украины на 2010-2014 годы предусматривается упразднение требования к предприятиям газодобычи продавать газ НАК "Нафтогаз України" по регулируемым ценам. Да и в новом законе о "Нафтогазе" ни слова. А значит, создается новый субъект рынка и субъект весьма могущественный. Кто получит выгоду от его создания – покажет время.
Борис Рудь