"7:5 в пользу России". После доклада ЕС слово за политиками
СМИ комментируют долгожданный доклад ЕС по поводу войны России и Грузии. Нельзя сказать, что выводы комиссии соответствуют английской поговорке "шесть - одному и полдюжины - другому": вина по большей части возлагается на Грузию. Москва ответственна за "провокации" и "непропорциональный ответ". Судьбу Абхазии и Южной Осетии решать политикам.
Обе стороны, Россия и Грузия, интерпретирует доклад комиссии ЕС о военном конфликте августа 2008 года так, чтобы сохранить лицо, замечает в сегодняшнем комментарии постоянный автор Die Presse Буркгард Бишоф. ЕС пришел к выводу, что 5-дневную войну на Кавказе начала Грузия и действия России по защите своих граждан были оправданны, - и вот Москва ликует. В то же время в докладе говорится, что задолго до августа 2008 года Москва провоцировала Тбилиси, - и тут уже триумфаторами чувствуют себя грузины. Ошибкой грузинского президента был приказ о начале военных действий, а Москва хладнокровно воспользовалась возможностью для оккупации грузинских территорий.
Спор о том, кто же несет ответственность за эту бессмысленную войну, стоившую жизни сотням человек и оставившую после себя разрушенные поселения, будет продолжен, отмечает Бишоф, но вердикт ЕС нанес по Саакашвили и его амбициям сокрушительный удар.
Давно ожидаемый доклад Евросоюза по поводу войны России и Грузии вынес вполне определенный вердикт, пишет The Independent. В документе содержится вывод о том, что война началась после атаки грузинских сил, нарушивших международное право, однако ей предшествовали многомесячные провокации России. Непропорциональное применение силы со стороны Москвы также названо нарушением международного права.
"Не совсем шесть очков одной, и полдюжины другой, - говорится в редакционной статье, - скорее, семь очков вины Грузии и пять - России". Учитывая, что стартовые позиции Грузии подразумевали сочувствие большей части мира именно к ней как к пострадавшей стороне, доклад определенно стал "победой России" в моральном плане и с точки зрения пиара. Был получен ответ на вопрос "Кто начал войну?", и вывод оправдывает Россию, указывает издание.
Грузинское руководство подозревало, что ему не удастся предстать кристально-чистым в итоговом документа расследования ЕС, поэтому грузинские дипломаты в течение всего лета пытались заранее смягчить ущерб репутации. Вчера их кампания активизировалась: они комментировали многие выводы доклада, но предпочли не замечать вопрос о том, кто начал войну, который в России всегда считали ключевым.
То, что и Россия, и Грузия могут найти в документе оправдания для себя, имеет и плюсы, и минусы: каждое правительство найдет, что предъявить общественному мнению, но каждая сторона может избежать ответственности. Однако к результатам доклада должны прислушаться не только две воевавшие страны, призывает The Independent. После начала войны правительства Великобритании и других западных держав поспешили назвать Россию "злодеем", а Грузию "невинной жертвой". Такая основанная на стереотипах реакция дала России лишнюю причину гневаться на Запад. Теперь, когда Обама объявил об отмене планов развертывания ПРО в Польше и Чехии, а доклад ЕС снял с России ответственность за начало войны с Грузией, может быть, она покажет миру более дружелюбное лицо, выражает надежду британское издание.
Доклад, представленный в среду швейцарским дипломатом Хайди Тальявини, не подтверждает утверждений России о геноциде Грузии против жителей Южной Осетии в ночь на 8 августа, отмечает The Wall Street Journal. Российские военные действия за пределами Южной Осетии "даже близко не были сопоставимы" с масштабами угрозы российским миротворцам, говорится в докладе, состоящем из тысячи страниц.
Хотя в документе оспаривается справедливость попыток России обозначить свою сферу влияния на постсоветском пространстве, утверждения, что Грузия первая открыла огонь, могут подорвать усилия Тбилиси по присоединению к западным институтам, таким как НАТО и ЕС, пишет автор статьи Марк Чемпион. При этом доклад поддерживает точку зрения ЕС и США, что Абхазия и Южная Осетия не имели права на отделение от Грузии.
Владимир Чижов, постоянный представитель России при ЕС, приветствовал доклад, в котором "однозначно" указывается, что войну начала Грузия. В то же время Эка Ткешелашвили, секретарь Совета национальной безопасности Грузии, заявила, что "почти все факты доклада подтверждают грузинскую версию событий". При этом она назвала ошибочными выводы о том, что Грузия первой открыла огонь.
Швейцарская Le Temps публикует эксклюзивное интервью с Хайди Тальявини, автором доклада о причинах конфликта в Грузии.
"Конфликт в Грузии не был проблемой местного или регионального масштаба. Он поставил под угрозу отношения Востока и Запада, а также всю систему безопасности в Европе, складывавшуюся начиная с 1970-х годов", - отметила Тальявини. По словам швейцарского дипломата, ответственность за конфликт несут обе стороны, и в беседе она подробно разъясняет аргументацию комиссии. Впрочем, признала она, выводы комиссии никоим образом не могут способствовать нормализации ситуации, так как стороны конфликта "отказываются признавать собственную ответственность и извлекать уроки из прошлого".
По словам Тальявини, в ходе подготовки доклада "единственной проблемой было огромное количество данных, часто противоречивых". Что касается участников конфликта, они охотно сотрудничали с представителями комиссии, отметила она. Тальявини также подчеркнула, что оценка перспектив Абхазии и Южной Осетии не входит в компетенцию ее комиссии. В докладе содержатся наблюдения, которые могут пригодиться, чтобы лучше понять суть конфликта и постепенно подойти к его мирному урегулированию, но оценкой выводов доклада и поиском путей выхода из кризиса предстоит заниматься политикам.
The New York Times публикует статью самой Хайди Тальявини, где она представляет официальную версию событий, отраженную во вчерашнем докладе. "Конфликт 2008 года можно было предсказать и предотвратить", - утверждает глава международной комиссии.
Москва "без всяких консультаций с Грузией" начала "систематически" раздавать жителям Абхазии и Южной Осетии российские паспорта. С 2007 года "опасные инциденты, провоцируемые обеими сторонами, начали происходить все чаще и чаще". Хотя в зоне конфликта находились представители различных международных организаций, мировое сообщество "смотрело в другую сторону, как будто махнув рукой на поддержание все более хрупкого перемирия". Сложились все условия для кровопролитного столкновения.
Для предотвращения подобных катастроф в будущем, считает Тальявини, в международных отношениях следует придерживаться законности и учитывать интересы всех сторон. При этом, подчеркивает швейцарский дипломат, "нет необходимости изобретать велосипед" - достаточно вернуться к принципам Устава ООН и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Запад столкнулся с неудобными заключениями, пишет в The Financial Times, Стивен Уэгстил. Грузия начала конфликт, но Россия спровоцировала этот шаг многолетним вмешательством, и этот вердикт звучит куда хуже для Тбилиси, чем для Москвы. Во-первых, Грузия много сил потратила на доказательства того, что Россия первой ввела войска в Южную Осетию, а теперь это прямо опровергнуто докладом. А, во-вторых, ориентированная на Запад Грузия куда больше заботится о своей репутации, чем Россия, которой не привыкать к западной критике, например по Чечне.
Западу тоже не удалось остаться непричастным, продолжает автор статьи. В докладе поднимаются вопросы о поставках американских вооружений в Грузию, подчеркивается, что "военная поддержка должна оставаться в рамках, установленных здравым смыслом". Критикуется и "международное сообщество", в частности Совбез ООН, за то, что ничего не было сделано для предотвращения конфликта. На вопрос, возможна ли новая война, Уэгстил отвечает утвердительно. Ситуация в Грузии ничуть не лучше, чем была прежде, а Россия считает свержение Саакашвили "незаконченным делом".
Как считает обозреватель Frankfurter Rundschau Торстен Кнуф, по итогам доклада ЕС поляки и прибалты будут по-прежнему утверждать, что русским доверять нельзя, кивая при этом на Грузию, а немцы с французами - ратовать за интеграцию России в западные структуры, указывая на неготовность к этому Грузии.
По мнению автора комментария, европейцы должны в первую очередь задуматься о своем отношении к Грузии и ее президенту Михаилу Саакашвили. Под его руководством страна представляет собой риск для Североатлантического альянса, вступление в который ей было обещано в апреле 2008 года в Бухаресте. В будущем, пишет Кнуф, к Саакашвили следует относиться как к афганцу Хамиду Карзаю, который является партнером по переговорам лишь до тех пор, пока нет никого более подходящего.
Что касается России, то здесь все гораздо сложнее, замечает автор: без помощи Москвы Западу не удастся разрешить ни один насущный вопрос мировой политики. "В этом и заключается существенная разница: Запад зависит от России, а от Грузии нет".