Доллар остается мировой резервной валютой. Но его падение выгодно всем
Доллар остается мировой резервной валютой. Но его падение выгодно всем
Курс доллара наверняка пойдет вниз, так как ФРС меняет свою кредитно-денежную политику.
Доллар за зиму несколько поблек и утратил былой лоск. Ослабевают две основные опоры американской валюты, которой все отдавали предпочтение во время пандемии как самой безопасной и поддерживаемой сильнейшей экономикой мира. А теперь зашаталась еще одна ее опора, так как появились вопросы о том, насколько еще Федеральный резерв повысит процентные ставки в США из-за возможного прихода рецессии. Похоже, доллар ослабнет на довольно длительное время.
Но это не окажет никакого влияния на его непревзойденное положение как мировой резервной валюты. Царь-Доллар невозмутимо восседает на своем троне. Однако то, что не очень полезно для его курса, сулит выгоды остальному миру, потому что ему уже не надо будет гнаться за американской валютой. Чтобы поддержать ее стоимость, понадобилось чрезмерно поднимать ставки, гораздо выше того уровня, который необходим для решения вполне конкретной проблемы внутренней инфляции.
Такие сдвиги помогают скорректировать серьезный дисбаланс, известный как "улыбка доллара", который слишком сильно смещался в пользу американской валюты на протяжении большей части этого десятилетия. Скорее всего, мы подходим к основанию кривой этой улыбки, где доллар неуклонно слабеет, в отличие от приподнятых уголков улыбающегося долларового рта, когда деньги плывут в страну либо ввиду стремления к качеству, либо из-за представлений о том, что доходы в США будут выше, чем в других местах.
Региональный банковский кризис в США, в результате которого к настоящему моменту потерпели крах три банка, это своего рода запинка, которая может ускорить экономический спад. Кроме того, уверенность в безопасности доллара ослабевает, если его банковская система находится в состоянии стресса, особенно когда финансовая система остального мира не сталкивается с аналогичными проблемами. Крах Credit Suisse воспринимается как единичный случай и, что немаловажно, он не привел к резкому переходу на доллары.
Президент федерального резервного банка Миннеаполиса и явный сторонник жесткого курса Нил Кашкари, который в этом году стал членом Федерального комитета по открытым рынкам, в минувшие выходные подчеркнул, что банковские проблемы приближают риск рецессии. Он был осторожен, чтобы не предрешить исход следующего заседания комитета, назначенного на 3 мая, но все же подчеркнул, что ФРС внимательно следит за рисками кредитного кризиса. В настоящее время рынок фьючерсов свидетельствует о том, что невозможно спрогнозировать, вырастут ли в мае официальные ставки еще на четверть пункта. Ожидается, что стоимость заимствований во второй половине года начнет снижаться, и это сильно тормозит форвардный курс доллара.
Любая валютная пара представляет собой сочетание относительной стоимости, и наиболее важным с коммерческой точки зрения является сравнение с евро. Европейский центральный банк 16 марта сделал еще один шаг вперед, увеличив ставки на 50 базисных пунктов, а ФРС неделей позже предпочла играть более осторожно, повысив их на четверть пункта. Сдвиг в представлениях о вероятной траектории ставок центральных банков нашел отражение в росте евро на 12,5% за последние шесть месяцев до более чем 1,08 евро за доллар. Тем самым, пришел конец 11-недельному периоду с августа по ноябрь прошлого года, когда общая европейская валюта опустилась ниже доллара США.
Риторика политиков также влияет на прогнозные ожидания по процентным ставкам и стоимости валюты. По сообщению Bloomberg News, на последнем заседании ЕЦБ член исполнительного совета Изабель Шнабель настаивала на четкой формулировке о возможности дальнейшего повышения ставок. Кристин Лагард на пресс-конференции по итогам заседания только устно заверила, что тенденция к ужесточению сохранится, если экономические прогнозы окажутся точными. Этот спор сохраняет возможность того, что ЕЦБ в ближайшие месяцы ужесточит политику в большей степени, чем ФРС.
По словам опрошенных Bloomberg экономистов, вероятность рецессии в еврозоне в этом году снизилась почти наполовину, составив менее 50%. Сейчас она ниже, чем в США, где шансы на продолжительный спад составляют 60%. Это существенный сдвиг в ожиданиях, поскольку еврозона до пандемии балансировала на краю пропасти, готовая сорваться в рецессию, и больше всех пострадала от скачка цен на газ с началом российской военной операции на Украине.
Среди валют "Группы десяти" только фунт стерлинга показал себя лучше, чем евро, поднявшись более чем на 14%. Японская иена укрепилась по отношению к доллару на 10%. Существует проверенное правило, согласно которому крупные производственно-экспортные центры еврозоны и Япония получают выгоду от усиления доллара, потому что их продукция кажется дешевле. Но из-за резкого роста цен на энергоресурсы они оказались в одной лодке с другими экономиками, зависящими от импорта углеродов.
Больше всех от ослабления доллара выигрывает Восточная Европа и Южная Америка. Чилийский песо поднялся на 22,5%. Примечательно то, что самый большой рост курсов — у стран-импортеров энергоресурсов, которые сильнее всех пострадали из-за скачка газовых цен. Поскольку цены на сырье и энергоресурсы в большинстве стран мира устанавливаются в долларах, укрепление местных валют по отношению к американской дает этим странам долгожданную передышку.
Тем не менее, резкое удорожание доллара в 2021 и в прошлом году создало множество проблем в развивающихся и развитых странах, поскольку центробанки начали в спешном порядке поднимать ставки, чтобы не допустить обрушения своих валют, а Федрезерв ужесточил условия. Мир будет благодарен за приближающийся штиль, вызванный снижением стоимости мировой резервной валюты.
Bloomberg, США