ГОП - СТОП В ЗАКОНЕ
Александр Курченко
«Шахрайство, вчинене в особливо великих
розмірах або організованою групою, -
карається позбавленням волі на строк від п'яти
до дванадцяти років з конфіскацією майна.»
п. 4 ст. 190 УК Украины
Если Уголовный кодекс однозначно определяет, как следует наказывать мошенников, то реальная жизнь дарит ощущение безнаказанности за все что угодно. Настолько полной безнаказанности, длящейся уже много лет, что все участники процесса, и обманутые и обманывающие и те, кто должен не допускать подобных вещей, просто привыкают к факту мошенничества. В результате уже никто и не считает его чем-то из ряда вон выходящим, а наоборот – воспринимают даже как неотъемлемый атрибут нашей жизни.
Я не уверен, что действия той организованной группы, которая вот уже около десяти лет выманивает деньги у граждан нашего города, подпадает под действие именно этой статьи УК. Я даже почти уверен, что одни талантливые и высокооплачиваемые юристы без труда докажут другим юристам, не менее талантливым, но с небольшой государственной зарплатой, что это вовсе и не преступление, это такой вид хозяйственной деятельности, предусмотренный целым ворохом разнообразных законов, постановлений и указов. И никто никого не накажет, все будут счастливы и довольны. А осадок останется.
Мы уже давно привыкли к мысли, что в этой жизни ничего бесплатного не бывает, за все, что мы получаем, нужно платить. И это, конечно же, правильно. Неправильно только когда плату с нас берут, а взамен ничего не дают.
Сразу в памяти всплывает образ великого комбинатора. Помните, как Остап Бендер продавал вид на Провал?
– Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам – пять копеек! Не членам профсоюза – тридцать копеек!
Николаевские комбинаторы, в отличие от Бендера, даже на билеты не тратятся, и не пытаются, как он, объяснить сбор денег капитальным ремонтом Провала, – «чтоб не слишком провалился».
В Николаеве берут деньги за парковку автомобилей, не пытаясь даже соврать, что эти средства попадут в бюджет на ремонт дорог. Они и не попадают. Потому что те шестьдесят тысяч гривен, которые поступают в городской бюджет в течение года, средствами назвать язык не поворачивается.
Итак:
Кто?
Сколько?
За что?
Кому выгодно?
В Николаеве парковочным бизнесом заниматься, видимо, никто не хочет, поэтому у нас только одно предприятие «Тайм-Сет» взвалило на себя это трудное дело – арендовать улицы, на которых горожане паркуют своих железных коней. Правда, учитывая невероятную сложность этой работы, предприятие с легкостью передает другим фирмам и предпринимателям право собирать деньги за парковку. Не бесплатно, наверное.
Каждый водитель, отдавая свою гривну на парковке, возможно, считает, что эти, такие небольшие, что даже неудобно говорить, деньги пойдут на ремонт дорог или благоустройство тех же парковок. Наивный! Достаточно увидеть улицы, прилегающие к Центральному рынку или рынку «Колос», чтобы понять – денег на дороги сильно не хватает. Почему? Дело в том, что только 17 копеек из каждой гривны попадает в городской бюджет, остальные 83 копейки поступают предприятию на зарплаты сотрудникам и прочие расходы, ну и, конечно, на прибыль самого предприятия. Как я уже говорил выше, в городской бюджет ежегодно поступает около 60 000 парковочных гривен. Для того, чтобы сдать такую сумму в бюджет, с граждан нужно собрать более 350 000. Примерно 1000 гривен в день, со всех парковок города, в котором зарегистрировано около 100 000 единиц автотранспорта. Мне уже даже не смешно.
Депутаты, члены планово–бюджетной комиссии провели проверку одной из парковок в районе улицы Советская. С фотографиями, почасовым подсчетом автомобилей. Оказалось, что только 10 из 200 автомобилей парковщики «показали». Соответствует таким показаниям и выручка. Другими словами, если признать «коэффициент мошенничества» равным 20, то можно сделать вывод – в Николаеве держатели парковочного бизнеса имеют в год 7 миллионов наших гривен. «Грязными», конечно — есть же у них еще и расходы.
Очень наглядное подтверждение народной мудрости: «С миру по нитке – голому рубашка».
Учитывая незначительность суммы – 1 гривна, как-то неловко было и задаваться вопросом: а за, что, собственно? Но после такой занимательной арифметики уже и логично спросить: а за что, же с нас эти 7 миллионов каждый год собирают? За то, что мы пользуемся улицами своего города? Так мы платим дорожный сбор за использование автодорог при прохождении техосмотра. Или улицы у нас уже перестали быть дорогами? Впрочем, судя по их состоянию – таки да. Может, парковщики за машинами присматривают, пока хозяева по своим делам пешком ходят? Так в Положении о парковке есть специальный пункт, который предусматривает полную безответственность парковщика.
Несмотря на некоторую провинциальность, до Николаева уже докатились столичные веяния по поводу внедрения почасовой оплаты за парковку, повышения тарифов, блокировочных устройств и эвакуаторов для неплательщиков. Именно такие изменения в Положении о парковках в Николаеве предлагались для принятия депутатам горсовета на январской сессии. Благоразумия у горсовета хватило перенести вопрос на следующую сессию, чтобы более детально разобраться в нововведениях, предложенных торговым отделом.
Поэтому ответ на самый интересный вопрос «кому выгодно?» станет известным на следующей сессии. Как и то, чьи интересы представляют депутаты в городском совете — горожан или тех, кто запускает руку в их карман. Жаль только что в нашем городском совете большинство депутатов боится поименного голосования.
Я, конечно, понимаю, что городской совет вправе устанавливать местные сборы для пополнения городского же бюджета. Мне непонятно, за что я и все владельцы автомобилей города должны ежегодно скидываться для пополнения бюджета различных операторов парковочного доения.
Но даже если бы эти наши гривны «таинственно» не исчезали по пути к городскому бюджету, у меня все равно есть сомнения в необходимости такого сбора. Посчитайте сами: изъяв из бюджетов семей наших горожан 7 000 000 гривен, предприятия-парковщики должны перечислить в бюджет города немногим более 1 100 000.
Я думаю, честнее оставить эти деньги тем, кто их и заработал. Жителям Николаева.