Фрагменты российских ракет и "Шахедов" на конференции в Гааге
Фрагменты российских ракет и "Шахедов" на конференции в Гааге
Почему агрессору удается обходить санкции и получать западные компоненты для производства оружия?
Россия, несмотря на введенные в отношении нее санкции, продолжает получать западные технологии, которые становятся частью ее военной промышленности. В российских дронах и ракетах до сих пор есть иностранные компоненты, без которых они не могли бы летать и атаковать Украину.
В частности, почти 64% обнаруженных зарубежных компонентов в российских истребителях – из США. На втором месте Япония – это 16%. На третьем – Швейцария и Германия – чуть более 4%.
На этой неделе в Гааге состоялась конференция по санкциям, где чиновники, ведущие эксперты и представители частного сектора обсуждали соблюдение и усиление ограничений: как они влияют на Россию, почему агрессору до сих пор удается их обходить, а также новые вызовы и инновации санкционной политики.
Одной из важных частей конференции стала выставка фрагментов российского оружия, почти каждый день атакующая Украину. Какие экспонаты можно было увидеть на выставке?
ЧЕТЫРЕнадцать ЭКСПОНАТОВ ВЫСТАВКИ
Старшая исследовательница Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО) Виктория Вишневская осторожно разлагает на столах карты памяти, платы и многое другое. Все это – иностранные компоненты из российского оружия, почти каждый день атакующий мирные украинские города. Каждый – это подтверждение русской злости.
«Вот это, например, часть навигационного модуля Шахеда. Она содержит ирландские составляющие. Без нее "Шахед" не смог бы долетать до объекта поражения. А это одна из подсистем, используемая в смертоносных КАБах. Она отвечает за навигацию, и вот эти четыре маленькие антенны производства Taoglas из Ирландии по сути являются основными компонентами, которые создают возможность для этих ракет быть управляемыми и отвечают непосредственно за их движение», – объясняет Вишневская.
Старшая исследовательница НАКО говорит, что большинство подсанкционных компонентов в Россию попадают через Китай.
«Китай является абсолютным лидером. В Китае огромное количество локализованных производителей американской электроники. У них там – заводы. И, соответственно, есть дистрибьюторы, которые имеют своих дистрибьюторов, а те – своих. Так что проследить движение американских компонентов, произведенных в Китае, довольно сложно. Путей, по которым они могут попасть в Россию, очень много», – говорит Вишневская.
Часами она подробно рассказывает об иностранных составляющих российского оружия участникам конференции, журналистам и министрам.
Говорит, что самый распространенный вопрос о выставке – действительно ли это настоящие компоненты ракет и дронов, которыми Россия атакует Украину?
«Ответ – да. Это все из военной российской техники с поля боя. И это очень удивляет участников мероприятия. Они не ожидали, что в Нидерланды может попасть что-нибудь похожее. Также спрашивают, из каких стран больше компонентов. – Из США. Мы видели представителей США, которые не расспрашивали. Они подошли, посмотрели и знали, что это их. Они изучали, рассматривали», – рассказывает Вишневская.
Всего на выставке представлено 14 экспонатов. Это фрагменты, изъятые из российских ракет и «Шахедов», атаковавших разные украинские города. Среди элементов экспозиции – различные платы от блоков ракет Х-101 и Х-59, БПЛА (Форпост-Р, Ланцет). Здесь можно увидеть также фрагмент оптико-электронной станции наблюдения, обнаружения и подсветки целых ракет Х-101, гироскоп реактивной системы залпового огня «Торнадо-С» и многое другое. Во всех этих системах была обнаружена микроэлектроника западного происхождения.
«Мы проанализировали 2000 компонентов, найденных в шести самолетах, использующих ВВС РФ: МиГ-31И, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-34, Су-35С и Су-57. Речь идет в основном о микроэлектронике: карты памяти, платы, резисторы, транзисторы и т.д. Почти 64% зарубежных компонентов, обнаруженных в российских самолетах, из США. На втором месте Япония – это 16%. На третьем – Швейцария и Германия – чуть более 4%. Также в перечне стран, чьи компоненты обнаруживают в российском оружии – Нидерланды, Франция и Болгария», – сказала в комментарии Укринформу исполнительный директор Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО), член Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны Украины Елена Трегуб .
Она отметила: «Мы также анализировали БПЛА Орлан-10; "Корсар"; Shahed-136; Mohajer-6. В российском и иранском оружии ключевым тоже западная микроэлектроника. Компонентов из США в этом вооружении мы насчитали более 72%. Есть в списке и микроэлектроника из Швейцарии, Японии, Китая, Тайваня и других стран.
Трегуб подчеркнула: «Наши зарубежные партнеры должны не только знать, но и видеть своими глазами, что микроэлектроника ведущих производителей из ЕС и США попадает в российское оружие, становится его «мозгами» и «глазами». Мы уверены, что такие экспонаты часто стоят тысячи слов. И именно такие выставки помогают усиливать контроль над цепочками поставок производителям, обновлять санкционные списки».
УССЛЕНИЯ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ
Министр иностранных дел Нидерландов Каспар Велдкамп вместе с министершей иностранных дел Финляндии Элиной Валтонен и министершей иностранных дел Латвии Байбой Браже тоже осмотрели экспонаты. Глава МИД Латвии даже сделала фото фрагментов российского оружия, представленных на выставке.
Глава МИД Нидерландов сказал, что идет работа над усилением санкций против России, чтобы остановить попадание иностранных компонентов для производства оружия в РФ.
«Мы уже работаем над этим. Вы видите, что порой низкокачественные чипы экспортируются по разным законным направлениям, в легальные страны назначения, а затем через другие страны попадают в российские системы оружия. Вот с таким мы должны работать. Нам нужно действовать для ужесточения санкций», – сказал он в комментарии корреспонденту Укринформа, осмотрев выставку.
Министр также выразил уверенность, что санкции работают.
«Мы видим это по российским военным усилиям и по российской экономике. Это оказывает эффект. Однако должны постоянно усиливать санкции и укреплять их соблюдение. И поэтому мы работаем здесь вместе с рядом европейских стран, США, Канады, Великобритании и, конечно, с украинской делегацией, которая присутствует сегодня в Гааге», – отметил Велдкамп.
Выступая на конференции, он отметил, что санкции являются одним из важнейших инструментов для ослабления тех, кто нарушает международное право.
«Санкции – это один из важнейших инструментов, которые мы имеем для усиления нашей устойчивости в условиях нестабильной геополитической ситуации как сейчас, так и в будущем. Они позволяют нам ослабить тех, кто нарушает международное право… Но только – и я подчеркиваю – только в случае соблюдения санкций. Несоблюдение ограничений ставит нас в невыгодное положение, подрывая наше доверие в то время, когда мы меньше всего можем позволить себе его потерять. И потому мы все должны работать вместе. Ведь уклоняющиеся от санкций всегда ищут самое слабое звено», – сказал Велдкамп.
Он также подчеркнул, что очень важно делать все возможное для соблюдения и выполнения санкций.
«И этим вы не просто поддерживаете народ Украины. Защищая нашу общую безопасность, наши общие ценности и наш образ жизни, вы оказываете огромную услугу своей стране, надлежащему управлению, верховенству права и международному правопорядку», – сказал Велдкамп.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ШПИОНСТВО РОССИЙ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Нидерландская адвокат, эксперт по санкциям против России Гелен Овер де Линден говорит, что уже введенные ограничения работают, возможно, не в таких масштабах, как хотелось бы, но если бы их не было, то доступ РФ к технологиям оставался бы гораздо проще. И ракет там производили бы больше.
«В общем, думаю, санкции работают. Это очень хорошо, что они есть, но нашим органам власти сложно выявлять их нарушения из-за особой изобретательности, поэтому обход санкций очень распространен. И это, конечно, серьезная проблема. Именно поэтому сотрудничество между странами очень ценно, важно делиться информацией, обсуждать вопросы и достижения», – считает эксперт.
В российском вооружении встречаются процессоры нидерландской компании NXP Semiconductors. Можно найти подобную продукцию и LiteOn, Nexperia и Philips. Электронику из Нидерландов эксперты также обнаружили в ракете Х-101, самоходной гаубице "Мста-С", иранском БПЛА Mohajer-6, российских истребителях и даже в северокорейской ракете KN-23/24. Относительно северокорейской ракеты, где были идентифицированы датированные 2023 годом чипы NXP, компания ответила на запрос НАКО, что "не допускает использование своей продукции в военных системах северокорейского, российского или иранского производства".
Следует отметить, что микроэлектронику некоторых популярных брендов научились подрабатывать в Китае. И это часто усложняет точную идентификацию происхождения того или иного компонента.
Российское оружие напрямую зависит от иностранных составляющих. Так что довольно часто россияне, уже много лет проживающие за границей, также помогают РФ получать запрещенные технологии.
«Случалось, что товары экспортировали россияне, долго проживавшие в Нидерландах, имели здесь свой бизнес. И всего несколько случаев обнаружили органы власти и правоохранители, но их может быть гораздо больше», – говорит Гелен Овер де Линден.
Одна из таких историй – о российском инженере, который в Нидерландах шпионил за компаниями-производителями чипов.
43-летний россиянин работал в компаниях по производству литографического оборудования ASML и Mapper Lithography и был задержан по подозрению в шпионаже.
В декабре 2024 года Окружной суд Роттердама принял решение оставить под стражей российского инженера, подозреваемого в промышленном шпионаже за компаниями-производителями чипов.
Следующие слушания назначены на 6 февраля 2025 года.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТАЯ РОССИЙСКОЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Эксперты говорят, что России не хватает микроэлектроники, чипов – эти компоненты среди важнейших в функционале оружия или самолетов. Поэтому такую продукцию в условиях санкций Россия вынуждена покупать в обход, из-за третьих стран с большой наценкой. Если поток микроэлектроники остановить, производство оружия тоже не станет.
«Важно лишить россиян возможности получать всю микроэлектронику западного происхождения. Ведь без нее ракеты превращаются в жестяные банки, которые никому не могут нанести вред. Сегодня Украину разрушает оружие производства России, Северной Кореи и Ирана. Ее ключевым компонентом является микроэлектроника. Это "глаза" и "мозги" этого оружия. Поэтому нужно действовать, потому что 90% микроэлектроники произведено западным миром. И Россия все это получает до сих пор, а не, как любят говорить, использует какие-нибудь старые запасы. Нет, мы подчеркиваем, что это не старые запасы, потому что мы видим, что они уже заканчиваются. Россия начинает покупать новые, к сожалению, ей это удается. Россия не может обойтись без этой западной утвари, значит, это ахиллесова пята российской оборонной промышленности. Почему мы, западный мир, не можем ударить по этой ахиллесовой пятке? – подчеркнула член общества Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны Украины Елена Трегуб.
Она рассказала, что для более чем 150 представителей различных иностранных компаний в Гааге был проведен семинар, чтобы они могли лучше распознавать конечного потребителя своей продукции и сделать невозможным доступ России к иностранным компонентам и технологиям.
«На семинар было зарегистрировано более ста пятидесяти представителей разных иностранных компаний, производителей. Нам важно донести, что, например, если их страна не ввела санкций в отношении какой-либо компании или человека, который к ним обращается, то они могут сами проверить, что это за компания или лицо из открытых источников. Когда такой вебинар мы проводили для американских компаний. Они даже не знали, что в Украине есть портал, где собран наиболее исчерпывающий список всех, кто связан с российской оборонкой.
Так же в открытом доступе есть база компонентов, наиболее разыскиваемых российской военной промышленностью. Так что если кто-то у вас хочет купить тот микрочип, пожалуйста, проверьте, не продавайте его просто так, потому что речь идет о жизни людей», – подчеркнула Трегуб.
Она также отметила, что отслеживать конечного потребителя помогает искусственный интеллект.
«Наши аналитики по открытым данным могут понять, куда и что было продано, когда и кем. Поэтому мы хотим, чтобы эти компании владели информацией и чувствовали больше ответственности, чтобы они не писали нам, что мы поддерживаем Украину и очень сожалеем, что продали что-нибудь России. Мы-де просто не знали. А таких писем очень много. Мы не хотим больше таких писем, но стремимся, чтобы России становилось сложнее строить свое оружие», – подчеркнула Трегуб.
Уже на следующий день после конференции министр иностранных дел Нидерландов Каспар Велдкамп отправился в Украину.
Министры иностранных дел Украины и Нидерландов Андрей Сибига и Каспар Велдкамп обсудили в Киеве усиление оборонной поддержки, запуск компенсационного механизма Реестра ущерба, ускорение евроатлантической интеграции Украины и увеличение цены войны для России.
Ирина Драбок , Гаага