Украина - не Антироссия
Украина - не Антироссия
Одна моя знакомая феминистка сделала совместный проект с российскими коллегами, после чего пришлось долго извиняться и обещать, что больше это не повторится, ибо нельзя сотрудничать с врагом, который забрал Крым. Странно, оказывается Крым забрали феминистки. Ладно, я, в принципе, и так хотел написать о многомерности отношения украинского общества к России, а тут как раз нелишне напоминание о том, что тема важная и актуальная. Итак, как говорят выдающиеся люди, «Поехали!..».
Советские люди периода застоя росли с пониманием того, что такое настоящая Великая Отечественная война. Должен быть фронт и все для фронта. Сдвиг всего народа, самопожертвование. Должно быть бескомпромиссное «Убей немца!». Ну и логичный результат — великая победа. Интересно, что такие люди вполне могли даже быть настроены и антисоветски — образ «правильной» войны был вмонтирован где-то в глубине их сознания. И тут — такая «неправильная» война! На фронте умирают наши воины, а в тылу каждый подросток может забавляясь скачать вражеский сериал о вражеских солдатах и сочувствовать его героям! Логика «Великой Отечественной» требует наказывать предателей. Ну и еще сильнее ненавидеть врага, тех же «немцев», в войну с которыми советские дети играли вплоть до девяностых. Вот только вместо немцев — русские.
Вообще, ни для кого не является секретом, что легче всего ненавидеть, презирать или просто равнодушно относиться к смерти того, кто на тебя непохож. Именно поэтому нацистская пропаганда изо всех сил старалась карикатуризировать евреев — мол, взгляните, разве же эти горбоносые темнокожие персонажи в непутевой одежде могут быть частью одного с вами общества?
Ну, вот теперь «искренние патриоты» среди бывших советских людей решили таким же образом карикатуризировать россиян. В ход пошел весь арсенал того, что попалось под руку. Россиянам решили напомнить, что они потомки угро-финнов, а вовсе не славяне, из-за чего как бы пренебрежительно стали называть их «мокшанами». Я до сих пор не могу понять, как угро-финскость может ассоциироваться с чем-то плохим: все без исключения независимые государства угро-финнов существенно богаче и упорядоченнее Украины. Но тут нечего ждать логики. Далее извлекли латинское название города Москва (Москва латынью называется Московия, аналогично как Варшава — Варсовия) и решили, что будет очень унизительно назвать Россию (греческое название Руси) именно латинским названием ее столицы. Кроме того, в этой среде стало возможно смаковать все трагедии, происходящие в России: то ли алкоголик зарезал коллегу, то ли клиенты ТРЦ погибли во время пожара — всегда в комментариях появляются «наши партизаны» с репликами типа «как хорошо, что стало меньше мокшей».
А потом — искреннее удивление: «Как?! Какой-то юный киевский видеоблогер сказал, что Россия — это не плохо?!! Что не так с этим молодым поколением?!! Мы же ему который год объясняем, что Украина — последний форпост Европы перед дикой Ордой, что против нас воюют дикие болотные люди, склонные к злоупотреблению алкоголем и беспричинной агрессии!!! И вот как, как эти желторотики умудряются считать мокшанских дикарей достойными уважения?!!».
Разгадка проста. Сейчас не 1921 год. В 1921-м можно было бы рассказать миллионам крестьян, которые дальше соседнего городка выезжали несколько раз при жизни, что Россия населена собакоголовыми медведями. Современный подросток имеет интернет. Он точно знает, что Москва — это не хаотичное нагромождение деревянных изб. Он слушает русскую музыку, смотрит российские фильмы и видеоролики. Чем больше «патриотические доброжелатели» будут рисовать оторванный от реальности Мордор, тем больше украинцев не будет воспринимать это серьезно. И хорошо, если «это» — фантазии о Мордоре, хуже — когда несерьезное отношение распространяется на противостояние российской экспансии в целом.
Путин когда-то сказал, что враждебный Запад пытается сделать из Украины Антироссию. И — странное дело — нашлись тысячи украинцев, особенно «новообращенных», часто с русскими фамилиями и незнанием украинского языка, которые восприняли его слова за чистую монету. «Наш враг — не путинский режим, наш враг — русский народ, русский язык, русская культура! Мы будем травить российских оппозиционеров еще сильнее, чем российские власти! Все русское должно исчезнуть!» Грубо говоря, отечественные недоумки повторяют все путинские бредни, только то, что Путин представляет, как плохое, они трактуют как хорошее. И Путин, и «украинские патриоты» верят, что вот-вот коллективный Запад в черном фраке, цилиндре и с моноклем придет на Украину как к такому Мальчишу-Плохишу, даст бочку варенья и корзину печенья за антироссийскость. На самом деле нет.
Фактом является то, что Россия — великая и достаточно сильная соседняя держава. Лично я хотел бы, чтобы она была меньше и слабее, но реальность не соответствует моим хотелкам. В России процветает путинский режим и есть довольно интересное гражданское общество, которое в условиях авторитарного давления развивается и крепнет. Так, россияне вкладывают в оппозиционные организации больше собственных денег, чем выделяли украинцы в начале 2014 года в поддержку Майдана. И Украине было бы выгодно иметь российское гражданское общество своим союзником, а не упражняться перед ним в демонстративной и тем более нелепой ненависти ко всему российскому. Если только мы не хотим победить, а лишь поиграть в крутых «бандер-фашистов, которые едят русскоязычных снегирей». Этакая малороссийская игра, недостаточно связанная с реальностью. Только в реальности в это время будет выигрывать Путин. Но кого из «грайликов» это интересует? Они сконструируют себе параллельную реальность с «седым гетманом» и «зелеными предателями», а потом прекрасно в ней будут себя чувствовать.
Правда, я убежден, что украинскому обществу пора взрослеть. И первый шаг — это четко и уверенно самим себе сказать: Украина — это не Россия и не Антироссия. И не пытается быть ни первым, ни вторым.