В Южноукраинске появится новый правитель. Надолго ли?
9 сентября жителям Южноукраинска Николаевской области предстоит сделать выбор — проголосовать за нового мэра города.
Собственно, выбор будет не таким уж и сложным. На выборах мэра Южноукраинска нет ни «двойников», ни «варягов». Как говорится, все свои — люди, которые уже много лет прожили в городе атомщиков, которых в Южноукраинске знают как облупленных, со всеми их положительными и отрицательными сторонами.
Предвыборная кампания в Южноукраинске практически совпала с кампанией по выборам народных депутатов Украины. Но есть существенное отличие: в парламентских выборах едва ли не на каждом округе имеются «темные лошадки» - есть люди иногородние, совершенно далекие от проблем и понимания ситуации в округе, в котором они решили баллотироваться, а есть откровенные «двойники», появившиеся на округе для оттягивания голосов у кандидатов-однофамильцев. С этой точки зрения выборы мэра в Южноукраинске проходят четче и чище, чем выборы в Верховную Раду.
Южноукраинцы на избирательном участке не будут получать огромные бюллетени-полотна — им предстоит сделать выбор всего лишь из четырех кандидатов.
Но обо всем по порядку...
Почему возникла необходимость проведения выборов в Южноукраинске?
Выборы мэра в Южноукраинске необходимо рассматривать исключительно через призму продолжающегося в этом городе противостояния ПР и «Батькивщины». Последние десять лет этот город был и пока еще остается вотчиной БЮТовцев на Николаевщине — самые высокие результаты за БЮТ и Юлию Тимошенко на выборах среди городов и районов Николаевской области давал именно Южноукраинск.
В 2010 году, во время проведения местных выборов, победу на мэрских выборах в Южноукраинске одержал Андрей Стулин — предприниматель, который на то время уже был депутатом и руководил фракцией «БЮТ — Батькивщина» в Южноукраинском городском совете. Его главным конкурентом на выборах был Михаил Тульский — бывший мэр Южноукраинска (1994 — 2001), которого сейчас николаевцы знают как начальника управления экономики Николаевской ОГА. Разница между Тульским и Стулиным была очень небольшая — всего-то 70 с лишним голосов (в пользу Стулина). Таким образом, Стулин стал единственным мэром-БЮТовцем в Николаевской области.
Такой колоссальный успех БЮТа в городе атомщиков явно раздражал их оппонентов. И придя к власти, «регионалы», очевидно, решили эту тенденцию сломать. Была предпринята беспрецедентная, масштабная по размаху атака на местных лидеров БЮТ.
Первым под раздачу попал руководитель фракции «Батькивщина» в Южноукраинском городском совете Сергей Горностай. В сентябре 2011 года он был задержан, против него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 189 УК Украины «Вымогательство». Стало известно, что Горностай требовал и получил от одной из местных жительниц 80 тыс. гривен взятки — за неразглашение каких-то данных «личного характера».
Николаевские БЮТовцы тут же распространили заявление, в котором назвали арест главы оппозиционной фракции «ни чем иным, как провокацией и криминальным преследованием по политическим мотивам» и даже пикетировали прокуратуру области. Фракция БЮТ в областном совете в знак протеста против ареста Горностая проигнорировала одну из сессий.
Андрей Стулин задержание своего соратника и друга объяснял тем, что тот якобы раскопал несколько интересных тем, в том числе и о том, как людей лишали квартир под прикрытием определенных структур. По словам Стулина, Горностай опубликовал материалы об этом в газете с фотографиями, и после этого поступила команда его «разорвать».
Горностай был помещен в СИЗО г. Южноукраинска, где находился несколько месяцев. А 12 июня 2012 года Южнoyкpaинcкий гopoдcкoй cyд пpигoвopил депутата-вымогателя к пяти гoдaм лишeния cвoбoды. Пpи этoм было принято peшeниe ocвoбoдить eгo oт oтбывaния нaкaзaния c иcпытaтeльным cpoкoм нa тpи гoдa.
Одним руководителем фракции дело не ограничилось. Следующей жертвой оказалась фигура более тяжеловесная — сам мэр!
В сентябре 2011 года Стулин оказался в эпицентре скандала. СБУ составила на него протокол о коррупции, в котором было зафиксировано, что несмотря на занимаемую должность, Стулин по-прежнему числился в составе учредителей одной из частных фирм. Сам же Стулин заявил, что коррупцией он это не считает, но сам факт признал: в учредителях он действительно был, хотя никакой прибыли фирма не приносила.
То есть, став мэром, он просто не обратил внимание на эту, казалось бы, мелочь — не посчитал нужным выполнить процедуру, которая от него требовалась (выйти из состава учредителей). Эта беспечность аукнулась ему через несколько месяцев, когда на сессии депутатами от партии власти был поднят вопрос о смещении его с должности за коррупцию. Сделать это удалось не с первой попытки. И только на сессии 7 марта депутаты горсовета после долгих прений приняли к сведению информацию о Постановлении Южноукраинского городского суда от 29 ноября 2011 г., которым Андрей Стулин был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 172-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях и на него было наложено административное взыскание в виде штрафа в пользу государства в сумме 2 тыс. грн. по делу №3-983/2011.
Ни сам Стулин, ни депутаты подконтрольной ему фракции, похоже, тогда не оценили всю серьезность этого решения. Но для представителей ПР это фактически означало начало очередной борьбы за должность мэра.
В тот же день, 7 марта, секретарь горсовета Галина Поликанина заявила, что обязанности городского головы теперь исполняет она, поскольку Стулин, говоря простыми словами, уже не мэр.
Многие СМИ тогда писали о том, что в Южноукраинске воцарилось двоевластие — с одной стороны, БЮТовец Стулин, который не признавал своего отстранения и по-прежнему работал в своем кабинете и издавал указы, и «регионалка» Поликанина, которая стала исполняющим обязанности городского головы. Но «двухглавым» Южноукраинский исполком был недолго. Уже через несколько дней в помещении горисполкома в Южноукраинске разыгрались такие страсти, которые вполне могли бы стать сюжетом какого-нибудь триллера.
12 марта глава облгосадминистрации Николай Круглов провел встречу с жителями Южноукраинска, на которой объявил, что Андрей Стулин больше не мэр. В этот же день в кабинет мэра, в котором по-прежнему работал (уже на тот момент отстраненный) Стулин, пожаловали во всеоружии представители правоохранительных органов с требованием покинуть кабинет. Настойчивые просьбы не нашли должного отклика — и Стулину с группой депутатов едва ли не целые сутки пришлось держать «оборону» мэрского кабинета.
Этой же ночью на горячую линию поступил звонок о «заминировании» здания горисполкома со всеми вытекающими — эвакуацией людей, обыском и оцеплением здания. Стулину с его приближенным волей-неволей пришлось покинуть здание мэрии. А на следующий день его туда не пустили не просто как мэра, но и как гражданина, поскольку исполняющим обязанности городского головы Галиной Поликаниной уже было подписано распоряжение о том, чтобы гражданина Стулина в здание мэрии — не пускать.
Этот момент можно считать моментом окончательного свержения Андрея Стулина с должности мэра города атомщиков.
На сессии горсовета 26 апреля в должности и.о. городского головы был утвержден другой «регионал», тоже член депутатской фракции ПР в Южноукраинском горсовете — Евгений Квасневский.
А в начале июля Верховная Рада Украины назначила внеочередные выборы мэра Южноукраинска, определив датой их проведения 9 сентября.
Что мы имеем?
Во внеочередных выборах мэра в Южноукраинске, как мы уже сообщали, участвуют четыре кандидата.
Евгений Квасневский. Сейчас занимает должность и.о. городского головы — секретаря Южноукраинского городского совета. Евгений Анатольевич работал в структуре МЧС, дослужился до полковника, сейчас, по его же утверждению, он находится в резерве.
Некоторые жители Южноукраинска считают Евгения Анатольевича недостаточно сильным как для политика (пусть даже местного уровня), кто-то говорит о его недостаточной убедительности. Вместе с тем, как показывает практика, нужные качества могут быть выработаны со временем.
Но кто бы что ни говорил, сила Квасневского как кандидата на пост мэра в Южноукраинске в том, что он — кандидат от партии власти. Следовательно, в его руках и административный ресурс, и большие возможности для ведения агитации и привлечения сторонников.
Лидия Уманец. В выборах участвует как представитель оппозиции, имеющий, как и Квасневский, большие шансы на победу.
Лидию Семеновну в городе знают как педагога — с самого появления города-спутника АЭС (начало строительства — 1975 год) она работала в школе. С 1988 года возглавляла городской профсоюз работников образования. С 2001 года работала на руководящих должностях — возглавляла управление образования, управление по вопросам чрезвычайных ситуаций, управление социальной защиты.
Дважды избиралась депутатом городского совета. На последних местных выборах избрана в горсовет от партии «Батькивщина» по мажоритарному округу.
Игорь Агафонов. В Южноукраинске его знают как личность весьма одиозную, участника разного рода акций протеста. Он возглавляет Южноукраинскую городскую профсоюзную организацию «Рубеж». На выборы мэра идет как представитель партии Виталия Кличко «УДАР». Это выглядит весьма пикантно, если учесть тот факт, что в прошлом созыве Игорь Агафонов был избран в горсовет по списку Партии регионов.
Валерий Онуфриенко. Об этом претенденте нам известно меньше. Он является заместителем председателя профкома ОП ЮУ АЭС, кандидатом на пост мэра его выдвинула достаточно известная в Южноукраинске партия «Союз. Чернобыль. Украина».
Причем, как утверждают осведомленные источники в Южноукраинске, у Уманец и Онуфриенко рейтинги практически равные — то есть, кто из них двоих окажется в паре фаворитов, сказать трудно. Это связано как с высокой должностью последнего на атомной элестростанции — главном предприятии города, где работают тысячи южноукраинцев, наделенных правом голоса, так и с его общественной деятельностью — он глава организации чернобыльцев, а их в Южноукраинске очень много.
А Стулина нет...
Интересно, что в этот раз Андрей Стулин не изъявил желания участвовать во внеочередных выборах мэра Южноукраинска. Хотя шансы на очередную победу в мэрской гонке у него были бы весьма велики — с учетом того, что он стал изгнанным, а обиженных у нас в народе любят.
Свой отказ от борьбы за главное чиновничье кресло в городе атомщиков Стулин объяснил тем, что смещен с должности мэра он был незаконно, а если пойдет на следующие выборы, то фактически признает свое отстранение.
Понятное дело, что Партия регионов, проигравшая в 2010 году выборы мэра, сейчас своего шанса не упустит и сделает все, чтобы должность мэра в городе атомщиков была в их руках. Возможно, что Стулин, понимая это, просто боится проиграть.
Можем предположить, что в этот раз Стулин решил не «играться в мэры», а «прыгнуть выше» - попробовать попасть в Верховную Раду Украины. Такую попытку Стулин уже сделал — известно, что он зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Украины в одномандатном избирательном округе, который включает в себя Южноукраинск, Вознесенск и несколько районов области.
Не исключено, что Стулин вполне серьезно планирует стать народным депутатом Украины. И даже если «пролетит» на ближайших выборах (ведь оппоненты у него серьезные — достаточно вспомнить мэра Вознесенска, тоже представителя партии власти Юрия Гержова), у него может быть хороший старт на следующих. В случае победы, это даст ему неприкосновенность и очень большие возможности.
То ли еще будет...
Остается добавить, что в Южноукраинске с местной властью вообще происходят странные вещи. Для любого города снятие мэра с должности — это большое событие, это всегда резонанс. Однако для Южноукраинска такие «снятия-отстранения» уже не в новинку.
За последние десять лет в Южноукраинске сложилась ситуация, когда ни один городской голова не может отбыть свой срок до конца. И Стулин — не первый и даже не второй мэр, которого отстранили от должности.
Сначала «ушли» мэра Виктора Пароконного (которого сейчас, кстати, считают самым лучшим мэром из всех, кто когда-либо был в Южноукраинске). Через несколько лет досрочно был снят еще один мэр — Валерий Кичак.
Повторится ли такой же сценарий со следующим мэром, неизвестно. А как будут развиваться события дальше, увидим уже после выборов.