Главврач Николаевской станции скорой помощи Максим Бекало: «Говорить о проблемах у меня сейчас язык не поворачивается»

06.09.2012 в 14:01

Огромный подарок от государства для Николаевской области — 21 машина скорой помощи на основе «УАЗов» - вызвал неоднозначные отзывы и комментарии со стороны как СМИ, так и простых николаевцев. Говорили и о том, что на машинах слишком сэкономили, и о том, что это выльется в плохие результаты работы медиков. Звучали предложения для власти, мол, прокатитесь по николаевским ухабам на таких-то машинах! Советчиков много, но при этом никто не спросил самих медиков об их отношении к этим машинам. Чтобы узнать мнение тех, кому непосредственно придется работать на новых автомобилях, а также о насущных проблемах работников «скорых», мы обратились к главному врачу Николаевской городской станции скорой медицинской помощи Максиму Бекало.

 

- Максим Сергеевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о принципе работы скорой помощи. После того, как на линию «103» позвонил человек, что происходит дальше?


-Вот смотрите, стало человеку плохо и он позвонил в «103». На городской станции скорой помощи, которая находится по ул. Николаевская, 23, есть центральная диспетчерская. Тут работает сразу 5 человек: трое на приеме вызовов, в их распоряжении три отдельных телефона, три линии и компьютеры, и двое, которые непосредственно общаются с бригадами, передают им вызов и контролируют их передвижения по городу.


Раньше ведь было как. Поступал вызов — диспетчер записывал все данные на картонке, которую клали на движущуюся ленту, активировали ее и информация «ехала» к тем диспетчерам, которые работали непосредственно с бригадами. Те вытаскивали картонку и тогда начинали действовать — XIX век, в общем.


Сейчас все изменилось. У диспетчеров на линиях есть компьютеры, в которые они сразу вбивают информацию, причем тут сразу идет упрощенная система данных (вбили первые буквы улиц — и программа сразу выдает варианты). Диспетчер нажимает на компьютере ввод, что вызов принят, — он появляется на мониторе у диспетчеров, которые общаются с бригадами. С этого момента мы начинаем отсчитывать время передачи на бригаду — система сама выдает ближайшие свободные бригады скорой медицинской помощи. Тогда диспетчер присваивает определенной бригаде вызов и они едут. От момента вызова скорой помощи до присвоения его бригаде должно пройти 2 минуты. И на выезд бригады дается тоже 2 минуты. На станциях есть также система оповещения: необходимую информацию передают по микрофону в комнаты дежурным медикам и они выезжают. По прибытии в 300-метровую зону адреса GPS сам отбивает, что бригада на месте.


Примерно в 40% случаев вызовов пациент госпитализируется в больницу, а в остальных 60% помощь оказывается на месте.


- Насколько часто сейчас жалуются на медленную работу скорой помощи? Новые машины улучшили ситуацию в г. Николаеве?


-Я хотел бы обратить внимание на то, что жалоб на медленную работу скорых стало намного меньше. Если сравнивать, то можно привести такую статистку: в 2010 году было около 40 жалоб, в 2011-м их было всего 2, а в этом году — одна, и то необоснованная, в случае с Оксаной Макар. Тогда некоторые люди говорили, что скорая помощь ехала 40 минут, хотя реально доезд на место происшествия был за 12 минут, и это зафиксировано.


Ведь на сегодняшний день, благодаря системе GPS, мы видим объективное время доезда скорой — от времени вызова до прибытия на конкретный адрес. Раньше та статистика не отражала объективную действительность: все отображалось со слов водителя или работников бригады, а они могли и не совпадать с реальным временем.


Сейчас мы видим дальнейшее развитие скорой помощи в организации небольших подстанций, так называемых пунктов временного базирования буквально на 2-3 бригады в различных районах города. Эта система у нас работает 1,5 года и мы уже наработали базу около 150 тыс. вызовов. На основании этих вызовов система выдает карту города, на которой отмечены наиболее часто вызываемые районы. Это, в основном, спальные районы, в которых мы будем организовывать эти подстанции. В первую очередь, это будет Варваровка (потому что время доезда туда у нас немного хромает), Корениха; подстанция крайне необходима в районе 13-й линии-Дубки, а также в районе 1 городской больницы, чтобы закрыть тот микрорайон и Ракетную рощу; подстанция также нужна в районе Матвеевки-Терновки.


- Так сколько же времени надо сейчас для того, чтобы доехать от станции до больного?


- Нам удалось сократить время доезда. Есть же норматив определенный: в городе – 10 минут, в селе – 20 минут. Мы должны доезжать за 10 минут. Объективно то, что мы видим, то, что система нам показывает, до 10 минут мы доезжаем где-то в 65-70% случаев. Далее у нас идет показатель – до 15 минут, до 20. Но тут всякие ситуации бывают. Допустим, та же Матвеевка. Не вызывают - не вызывают, а потом раз, и 3 вызова подряд. Тут мы смотри по срочности. Если там ситуация, угрожающая жизни, посылаем еще одну бригаду, ну а если какая-то хроническая форма заболевания, то туда поедет та же бригада – чтобы не гнать из города еще одну машину. Опять-таки, тут много зависит от работы диспетчера.


- Сколько всего в городе карет скорой помощи? Достаточно ли их для Николаева? В каком режиме работают бригады?


- На сегодняшний день работает 31 бригада, то есть всего есть 31 машина скорой помощи. Они расположены на 4 подстанциях: на центральной, которая находится на Николаевской, есть также на ул. Чкалова, 93, еще одна в Лесках и маленькая подстанция, буквально на 4 бригады, в Соляных.


Все бригады работают сутки через трое. У нас есть среди них сработанные коллективы, которые работают по 10 лет.


У нас по всеукраинскому нормативу рассчитывается количество бригад, необходимых на город. Это же не так просто покупаются машины. А вообще идет 1 бригада на 10 тыс. населения. Поэтому на наши, грубо говоря, 450 тыс. населения нам необходимо 45 машин. Мы стремимся к этому показателю. И при наличии этих 37 (с учетом подаренных), бригад – для Украины – это очень хороший показатель.


Сейчас мы получили дополнительные машины – 6 «УАЗов». В данное время улаживаются технические моменты: готовится штатное расписание, так как нужно дополнительно взять на работу 80 сотрудников. Почему так много – они работают по 4 смены, на каждой машине работает по 4 человека: водитель, врач, фельдшер и санитарка. У нас есть проблема с врачами, хотя неплохо ситуация обстоит по сравнению с другими городами, поэтому есть у нас и фельдшерские бригады, в которых идет 2 младших медицинских работника, то есть два санитара.


- В средствах массовой информации неоднократно сообщались различные мнения по поводу подаренных машин скорой помощи на основе «УАЗов». Со своей стороны, расскажите пожалуйста, ваше мнение, будут ли полезны эти машины для Николаева?


-Если говорить об этих «УАЗах», которые мы получили. Я много читал в СМИ отзывов о том, что нам подарили какую-то чепуху, могли бы и купить что-нибудь другое. Хотелось бы сказать, что нам на город в нынешних условиях машин типа «Рено» не понадобится. Они есть в центрах экстренной скорой помощи, куда буквально недавно подарили новый «Форд». Они предназначены для дальних переездов, и их достаточно. Они дорогие в обслуживании и при наших условиях, при наших дорогах это не совсем то, что нам надо, потому что бюджет у нас ограниченный и такие автомобили непрактичны при всей своей культурности и условиях работы. У нас есть своя ремонтная база.


«Газели» для нас — идеальный вариант. Лучше бы нам подарили 5 «Газелей» вместо одного такого «Форда», который нам подарили на центр экстренной медицинской помощи, там он нужен, он действительно нужен, так как они на Киев очень часто мотаются. Но есть такая ситуация: в наших пригородных селах типа Мешково-Погороелового, Зайчевкого, Матвеевки, Терновки, которые мы обслуживаем, есть улицы, по которым очень сложно проехать, особенно зимой. И для нас нормальная ситуация, когда тот единственный УАЗ, который у нас был и раньше, в зимнее время вообще не ездит по вызовам, а только ездит вытягивать «Газели». Эти 6 машин нам были очень нужны: мы их раскидаем по окраинам города, именно по этим проблемным местам. Хотя наши власти обещают, что, скорее всего, в следующем году нам дадут еще и «Газели».


- Максим Сергеевич, если говорить о кадрах: хватает ли специалистов? Достойно ли оплачивается нелегкий труд медиков? Этот вопрос тоже немаловажен, ведь, выполняя такую сложную задачу и получая гроши, работники могут и перестать видеть в этом смысл...


- Есть ли смысл – тут показывает опыт и практика. Водителей, младшего медперсонала, фельдшера – у нас комплект 100%. И есть много желающих получить эти места. Как только кто-то увольняется – у нас очередь стоит. Хотя есть и проблемы — у нас не хватает врачей.


На сегодняшний день у нас обеспеченность врачами составляет около 64%, по Украине в областных центрах этот процент – меньше 50. Это плохо, конечно. С одной стороны, у нас врачи работают в реанимационных бригадах, однако из необходимых 120 человек у нас есть 70. Зато у нас работают очень толковые фельдшера. С ними, в основном, проводится ежеквартально учеба (мы сотрудничаем активно с медицинским колледжем). Там программа разработана специально по педиатрии, по терапии — все это отрабатывается. За рубежом, в основном, фельдшера и работают на скорых. И парамедики, которые вообще не имеют медицинского образования, которые просто прошли какие-то курсы. То есть называть эту проблему критической, скорее всего, не стоит, потому что свои функции мы выполняем.


Когда вызов поступает, причину вызова на «103» выясняет диспетчер. И если они видят, что там ситуация действительно угрожающая жизни, они высылают врачебную бригаду, интенсивную терапию и так далее. А если же надо бабушке сбить давление или что-то такое не критическое, то уже можно смело вызывать фельдшерскую бригаду. И это очень важно. Тут многое зависит от диспетчера «103», как он поставит работу.


Если же говорить о фонде заработной платы, то мы определили среднюю зарплату среди медперсонала. У нас получилось 2 800 грн. Много это или мало – тяжело сказать. Но мы стараемся. Если сравнивать с 2010 годом, то фонд зарплаты у нас вырос в 2 раза. И это существенно. В этом году обязательным платежом введены и оздоровительные.


- Сколько в Николаеве есть реанимобилей? В каких случаях на вызов выезжают именно они? По какому принципу они работают?


- У нас работает вообще 5 реанимационных бригад. Это те же самые «Газели», только они укомплектованы лучше. Там есть дефибриллятор, электрокардиограф и многое другое. Они выезжают на вызовы, где есть угроза жизни пациенту. Опять же тут многое зависит от диспетчеров. Я стараюсь не проводить какую-то ротацию в этих кадрах, ведь это работа специфическая, и она требует определенных навыков. Эти 5 машин до этих пор были лучше укомплектованы, но сейчас городское управление здравоохранения получило субвенцию из Государственного бюджета размере 80 миллионов гривен на приобретение медицинского оборудования. И вот сейчас, буквально до конца года, у нас абсолютно все бригады будут укомплектованы всем необходимым. По большому счету, каждая машина скорой помощи станет реанимобилем.


- Если говорить о проблемах. Чего не хватает для оптимизации работы, чтобы система работала, как часы?


- О проблемах говорить у меня сейчас, верите, язык не поворачивается. За последние два года все посыпалось, как из рога изобилия. Машины – мы практически закрыли этот вопрос. Медикаменты у нас на складе, а не где-то там, в аптечном, есть на год вперед. Когда Николай Азаров приезжал, я говорил, что у нас есть препарат, флакон которого стоит 14 тыс. гривен, который вводится при инфаркте Миокарда. У нас на складе есть 50 таких флаконов, и мы их можем вводить бесплатно. Допустим, привезли человека, кардиограмму сделали, а у него инфаркт. Мы ввели препарат — и видим потрясающий эффект. И так далее. Сейчас мы получим полностью оборудование, и у нас все машины будут им укомплектованы. Что еще надо? Еще и подстанцию построили в Центральном районе, которой 4 года не было, из-за чего страдали жители района. Проблемы решаются с огромными темпами.


Поэтому о проблемах говорить грех, мы чаще говорим о направлениях работы. Вот нам нужны эти подстанции. Их надо строить, выделять помещения. Сейчас рассматривается одно помещение на ул. Спасской и Наваринской. Это опять же, спальный район, из которого можно захватывать и часть Соляных. Там сейчас как раз работает комиссия.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив