Обыкновенное убийство
«Помогите! Люди, помогите!» - хрипела бабушка Нина, пытаясь защитить себя рукой от ударов. Но ни один мускул не дрогнул на искаженном яростью лице Димы. Казалось, бабушкины мольбы о помощи разозлили его еще больше — он стащил старушку с кровати и начал бить ее ногами. Бабушка Нина уже не могла говорить, она с мольбой посмотрела на младшего внука, Максима, но тот лишь с размаху ударил ее ногой в голову. «Заткнись!» - прошипел он и наступил ей на горло...
Убийство, которое произошло год назад в селе Калиновка потрясло всех жителей населенного пункта. Два внука, 22-летний Дима и 20-летний Максим (имена изменены), забили до смерти собственную бабушку. Из-за чего? А просто так. Просто выпили в баре, подрались с местными пацанами, просто бабушка оказалась рядом. Как пояснил на допросе Максим, «она просто попалась под руку».
Назвать семью Димы и Максима благополучной нельзя. Отца своего они не знали, тот бросил их когда сыновья были совсем маленькие. Мать вскоре вышла замуж во второй раз и уехала из Калиновки в Николаев, к новому мужу. В созданной вновь семье дети от первого брака пришлись не ко двору — отчим явно не хотел видеть их в своем доме. Летом мальчишки в основном находились у бабушки Нины, в Калиновке. Когда парни достигли юношеского возраста, они совсем уж перестали устраивать отчима в качестве соседей по квартире — несколько раз и Дима, и Максим попадали под тяжелую «отцовскую» руку, а то и ногу подвыпившего папаши. После одной из таких драк братья вместе ушли из дома. Кое-как закончив школу (Дима и вовсе умудрился закончить ПТУ и получить специальность электрика), Дима и Максим проживали и подрабатывали, где придется. Иногда ездили к бабушке в Калиновку, там копали соседям огороды за деньги. Заработанные деньги уже по укоренившейся традиции благополучно пропивали и проигрывали в игровые автоматы. Да и семидесятилетняя бабушка Нина была совсем не против «пропустить» рюмочку-другую. В начале марта 2009 года братья окончательно перебрались жить к бабушке: не только потому, что в Николаеве не было работы, а еще и по причине того, что некоторое время нужно было стать «ниже травы, тише воды». Непутевая жизнь братьев в конце-концов привела к ожидаемому результату — Дима и Максим оказались под следствием. 1 марта они вместе с еще одним своим другом попытались глупо и примитивно обокрасть один из супермаркетов в Корабельном районе Николаева. Они набрали товара и попытались вынести его из магазина через запасной выход. Когда их остановила охрана супермаркета и перенаправила горе-преступников оплатить товар через кассу, они вновь предприняли попытку покинуть магазин вместе с товаром — пытались пройти через неработающую кассу. Странность поступка братьев подтверждает и перечень товаров, которые они попытались украсть: полотенце за 35 гривен, салфетку за 7 гривен, декоративную свечу за 16 гривен, две мягкие игрушки и прочую ерунду. Естественно, охрана остановила их и передала в руки милиции. Возбудили уголовное дело. Преступление, которое совершили братья, не относится к категории тяжких. Поэтому ранее не судимых парней, которые зарегистрированы по постоянному месту жительства, да которые, в принципе, не успели воспользоваться украденным, а значит, не нанесли материального ущерба, следователь отпустил под подписку о невыезде.
Пока шло следствие, братья отправились на побывку к бабушке. Жили они с бабушкой в летней кухне, потому как отапливать большой дом было невыгодно. Нельзя сказать, что бабушка была очень рада перебравшимся к ней постояльцам — братья много и часто пили, устраивали дома скандалы и драки между собой. Уже через две недели бабушка начала прогонять внуков из дому — толку с них никакого, да еще и деньги из пенсии начали пропадать...
В тот день, 22 марта, погода была необыкновенно солнечная и теплая. Братья ближе к обеду отправились по своему каждодневному маршруту — в бар. В этот день им сопутствовала удача — Дима выиграл в игровые автоматы 20 гривен. Этого как раз хватило на пиво и чекушку водки. На «запах» подтянулись сельские ребята, докупили еще спиртного. Сабантуй продлился примерно до 8 вечера. Уже изрядно подогретые алкоголем, парни затеяли драку, в результате которой Дима получил от одного из «сельских» в нос. Обиженный Дмитрий отправился на поиски брата Максима, который в процессе пьянки куда-то подевался. Дима полагал, что брат поможет ему разобраться с обидчиком. Но Максима нигде не было, и обозленный и обиженный Дима отправился домой к бабушке, где и обнаружил брата. Диму охватила ярость: пока его там били, брат, вместо того, чтоб заступиться, спокойно отправился домой. Между братьями завязалась драка, в ход пошла железная конфорка от дровяной плиты, которой Дима ударил Максима. Бабушка Нина, которая лежала в этой же единственной комнате летней кухни на кровати, потребовала прекратить драться. Вновь стала кричать, что выгонит их на улицу. И братья действительно перестали драться — они нашли себе объект для выхода душившей злости и подогретой алкоголем агрессии.
Дима первый подскочил к лежащей на кровати бабушки и начал бить ее кулаками по лицу.
- Да ты жлобиха! - кричал он бабушке, продолжая наносить удары.
Его примеру последовал и Максим, который тоже подошел к бабушке Нине и ударил ее несколько раз. На лице женщины появилась кровь, разбитыми губами он пыталась что-то говорить, но братья ее уже не слышали. Дима схватил тяжелую чугунную крышку от дровяной печи и бросил в сторону кровати, где лежала бабушка. Крышка упала бабушке на живот. После этого старушка и начала звать на помощь, видимо, убедившись в том, что ее внуки не остановятся.
Дима стащил бабушку на пол, и вместе с Максимом они продолжали бить ее ногами, в основном удары наносили по голове. Бабушка еле слышно стонала. Максим наступил ей ногой на горло, и именно в тот момент ему в голову пришла мысль о том ,что бабушку надо убить. Дима, будто прочитав его мысли, предложил бабушку «добить», и Максим с ним согласился. Дима поднял злополучную чугунную крышку от плиты и бросил ее бабушке Нине на голову. Бабушка замолчала навсегда.
Позже судебная медицинская экспертиза установит, что у убитой гражданки Б. обнаружены три раны в области волосистой части головы, отек головного мозга, перелом хрящей гортани и подъязычной кости, двусторонние переломы ребер с обеих сторон, кровоизлияния в мягкие покровы головы и под мягкие мозговые оболочки, раны на правом предплечье. Смерть наступила в результате перелома шейного отдела позвоночника с повреждением спинного мозга.
Осознав, что бабушка мертва, братья стали действовать по-разному. Максим испугался, что брат решит убить и его, вырвал оконную раму и выпрыгнул в окно. Добежал до ближайшего бара, выпил кофе и бутылку пива, принял решение ехать к матери, в Николаев. Около часа ночи он отправился по трассе в сторону Николаева, к шести утра добрался до остановки «Баштанское шоссе», там сел в маршрутку и приехал к матери. Там его в этот же день и нашли работники милиции.
А вот Дима, оставшись один, решил попробовать скрыть следы преступления. Бросив на убитую бабушку матрас с кровати и ворох каких-то тряпок, он поджег всю эту кучу. Но матрас все никак не загорался, а только тлел. Помещение наполнилось едким густым дымом, и Дима выбросил тлеющий матрас на улицу. Оказавшись во дворе, он направился к дому. Выбив окно, он влез внутрь. Впоследствии зачем он это сделал объяснить Дима так и не смог, но в нем до сих пор клокотала ярость. На столе он увидел фотографии: свою и брата. Бабушка хранила фотографии любимых внуков на видном месте, в рамочке. Эти фотографии, сделанные еще когда братья учились в младших классах школы, Дима сам когда-то очень давно привез любимой бабушке, а она бережно их хранила — видимо, внуками очень гордилась... Дима разорвал фотографии на мелкие кусочки и вышел из дома. Снова зашел в летнюю кухню, вынес на улицу свой матрас и лег спать прямо в огороде. Когда он проснулся, то увидел, что из летней кухни валит дым, а в сторону их двора идут односельчане, Дима бросился бежать. Окликнувшему его соседу он на бегу крикнул:
- Тряпки горят, баба горит, помяните бабку...
Диму задержали в тот же день, что и брата — на следующий день после убийства. Братья сразу признали свою вину и согласились сотрудничать со следствием. Прокуратура объединила дела о краже в супермаркете и об убийстве бабушки в одно и достаточно оперативно передала его в суд. Приговор суда был следующим: Диму приговорили к 12 годам лишения свободы, Максима — к 11. Но в данный момент братья подали апелляцию, посчитав, что приговор слишком суров.
Вся эта история потрясает своей обыденностью. Все в ней просто, повседневно и даже как-то скучно: от нечего делать напился, спьяну подрался, подвернулась под горячую руку бабушка — убил. Все лежит на поверхности, никаких сложностей с раскрытием и задержанием преступника. Таких историй в современной Украине — сотни. Сын убил отца, жена — мужа, внук - бабушку и т. д. К этому все давно привыкли, никто не удивляется и темой для обсуждения такие убийства становятся всего лишь на пару дней.
Видно, что-то неладное происходит в нашем обществе, раз мы к ЭТОМУ уже привыкли...