Неспортивные хроники яхт-клуба
«… По данным ЦП ГУ МЧС, в Николаевской области с начала года на воде погибли 44 человека, из них 10 детей».
(Газета «Вечерний Николаев» от 7 июля 2009 года)
Эту статистику можно детализировать: 42 человека утонули во время «купального сезона», 14 горожан погибли в акватории городских пляжей. Двое несовершеннолетних в июне месяце едва не расстались с жизнью в яхт-клубе. Их спасли реаниматологи БСМП. Ничего особенного, просто нетрезвые родители присели под зонтиками «догнаться пивом», утратили бдительность. Малолетние дети упали с причала и… тихо ушли под воду.
6 июля с большим трудом удалось вытащить из воды 8-летнего подростка. Ребенок откашлялся, впал в шоковую истерику, затем стал истошно до хрипоты кричать на весь пляж. Психолог, прибывший с бригадой МЧС, за два часа(!) вернул мальчика в нормальное состояние. А родитель… родитель нашелся еще через 40 минут. Пьяный папа дремал за столиком в летней кафешке.
Николаевский яхт-клуб переживает в своей биографии не очень хорошее время. Напротив Варваровского элеватора мы насчитали 42 (!) зонта и 9 палаток летних кафе на набережной бывшего городского центра спортивного досуга. Владельцы заведений способны предоставить николаевцам более 250 посадочных мест одновременно. Нехитрая бухгалтерия позволяет отследить мотивацию бизнеса. Небольшая пивная палатка приносит в летнее время от 8 до 20 тысяч гривен чистого дохода ежедневно, а новый ресторан… Впрочем, не будем будоражить читателя чужими прибылями. Зависть – чувство темное.
Главное не это. Главное в том, что всех нас приучили к определенной данности: яхт-клуб - не культурно-спортивная, а досуго-развлекательная территория Николаева. Городскому голове понадобилось менее десяти лет, чтобы у корабелов при упоминании о яхт-клубе возникал устойчивый рефлекс «слюноотделения».
122-летняя биография яхт-клуба изобиловала сложными периодами и форс-мажорными ситуациями, которые привносились извне. Войны, революции, оккупации, голодоморы не добавляли бодрости первым спортсменам. Однако клуб выжил, и николаевские яхтсмены своими победами в престижных гонках прославили корабельный край на всю планету. Это в прошлом. Сегодня городской яхт-клуб болен и симптомы тяжелой болезни исходят от николаевской городской общины.
В 2005 году издательство Ирины Гудым выпустило книжку «Истории Николаевского яхт-клуба». Ее автор Михаил Владимирович Терновский – известный яхтсмен, участник кругосветного похода на яхте «Икар», потомственный водолаз, писатель и публицист. Предлагаем вам, уважаемые читатели, выборочную хронологию не спортивной, а «БЫТОВОЙ» биографии Николаевского яхт-клуба. Михаил Терновский не хотел по-лобовому экстраполировать проблемы прошлого в сегодняшний день, но из песни слова не выкинешь, поэтому текст книги и архивные материалы писателя представлены нами без изменений.
Романтический период яхт-клуба
12 августа 1887 года Главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева вице-адмирал А.А.Пещуров назначил своего адъютанта Евгения Николаевича Голикова первым секретарем яхт-клуба и по совместительству главой комиссии по составлению проекта его устава. Эту дату принято считать днем основания Николаевского яхт-клуба. Капитан I ранга Е.Н. Голиков впоследствии станет командиром броненосца «Князь Потемкин Таврический» и будет убит восставшими матросами 14 июня 1905 года.
18 апреля 1888 года в восточной части Морского бульвара, заложенного еще А.С. Грейгом, 120 наемных рабочих приступили к расчистке будущей территории Николаевского яхт-клуба. Береговая линия у подножия Спасских холмов была городской свалкой. Здесь, кроме бытового мусора, камней и бурьяна, валялись несколько десятков пушек времен Крымской войны. 12 десятин отведенной земли были расчищены за 15 дней. Результат работ: построен деревянный забор, сарай, причал и поднята мачта. На южном склоне холма высажены 80 саженцев клена, ясеня, акации и липы. Смета всех работ по благоустройству территории составила 450 рублей. Из восточной части бульвара – территории, непосредственно прилегающей к яхт-клубу, личным (!) распоряжением военного губернатора были удалены «в сторону лесковских дач» 2 трактира, 6 обжорных и питейных заведений. (Всех сомневающихся отправляем к ссылке Михаила Терновского на архивный документ. Выходные данные: ЦГА ВМФ, ф. 11 оп. 23, д. 1324, л. 4 об.). Впоследствии, в 1904 году, градоначальник Николаева вице-адмирал А.П. Загорянский-Кисель продублирует указ, запрещающий «устроительство обжорных и трактирных мест в береговую сторону от трамвайной конки по дальности 70 сажень».
7 мая 1888 года состоялся праздничный молебен по случаю открытия яхт-клуба с водосвятием и торжественным подъемом флага. Праздник закончился парусной гонкой.
22 августа 1888 года Морское министерство утвердило устав Николаевского яхт-клуба. В первом параграфе устава записано: «Яхт-клуб города Николаева имеет предметом распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшение их постройки. С этой целью клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели и содержит мастерские для постройки их».
В конце августа 1888 года на территории клуба были построены летняя беседка, квартира боцмана с комнатой для собраний и столярная мастерская по ремонту старых и строительству новых судов.
14 сентября 1888 года командором яхт-клуба избирается потомственный Почетный гражданин города Николаева, член учетно-ссудного комитета по сельскохозяйственным кредитам Петр Петрович Юрицын.
2 апреля 1890 года в члены клуба был единогласно баллотирован активный сторонник яхтенного спорта Эдуард Эмильевич Кибер – действительный статский советник, доктор медицины, председатель Николаевского отделения Императорского российского общества садоводства. По его инициативе 16 апреля 1900 года в Николаевском яхт-клубе состоялся «Праздник древонасаждения». Эдуард Кибер на собственные средства приобрел в Чабанском питомнике 2000 саженцев, которые были посажены яхтсменами на Бугском склоне. Некоторые из этих деревьев до сих пор растут по обеим сторонам трамвайной линии на Спасском спуске. (На территории клуба они не сохранились. За последние пять лет под новую застройку здесь были вырублены 80 старых деревьев).
В марте 1903 года 143 члена николаевского яхт-клуба на общем собрании решили построить новое здание в Спасске по проекту яхтсмена и архитектора Леопольда Леопольдовича Родэ. 17 мая 1904 года строительство закончилось, и яхт-клуб был торжественно открыт. Вот текст праздничного бюллетеня: «Все суда расцвечены флагами. Рощу яхт-клуба, аллеи и площадки для игр заполнили приглашенные. У входа в главную аллею построились команды Николаевского, Черноморского и Екатеринославского яхт-клубов. На террасе отслужили молебен, пел соборный хор. Играл оркестр 58-го Прагского полка. Командор Черноморского яхт-клуба, он же старейшина Английского клуба в Одессе Антара произнес речь: «Черноморский яхт-клуб низко кланяется Николаевскому… Не могу скрыть чувство невольной зависти, так как в Одессе нельзя и мечтать о таком просторе и удобствах, какими пользуется Николаевский яхт-клуб».
Апрель 1904 года. На территории яхт-клуба появляется дорожка для игры в кегли, площадка для лаун-тенниса и открывается первая в Николаеве школа плавания. Тренерами становятся отставной морской офицер П.Андросов, в женской группе – Е. Задорожная.
Сентябрь 1905 года. В здании яхт-клуба размещается стационарный госпиталь. Идет русско-японская война.
12 августа 1907 года яхт-клуб празднует свое 20-летие. Юбилейные гуляния закончились танцами и фейерверком. Традиционно играл оркестр 58-го Прагского полка под руководством капельмейстера Ивана Карловича Гарника. Музыканты исполнили несколько его авторских пьес, одна из которых так и называлась «Состязания в яхт-клубе». К этому времени под яхт-клубовским флагом насчитывается уже более 300 спортсменов.
Сентябрь 1914 года. В связи с началом I мировой войны из членов Николаевского яхт-клуба были исключены 19 человек – подданных кайзера Вильгельма.
8 апреля 1916 года. В яхт-клубе был организован Союз спортивных обществ города. В военное время праздный отдых в клубе уступил место серьезным занятиям прикладными видами спорта. Патриотически настроенная молодежь готовилась защищать свою Родину на фронтах мировой войны.
21 сентября 1916 года корреспондент газеты «Николаевская жизнь» дает весьма живописную картинку повседневной жизни Николаевского яхт-клуба: «Яхт-клуб – одно из самых замечательных мест в Спасске. Разросшийся парк тенистых деревьев позволяет сохранять живительную прохладу в самые жаркие месяцы южного лета. Шикарные райские кущи вдоль берега продолжают стоящие по соседству дачи Леонтовича и Рено. Рядом с ними располагаются площадки для любителей играть в русские городки…». Журналист заходит в здание яхт-клуба и продолжает: «… в просторной кают-компании стоит Беккеровский рояль и шкаф из красного дерева, здесь хранятся спортивные награды и кубки. На первом этаже есть кладовая и просторное помещение библиотеки. Вблизи здания устроен ледник для нужд буфета и столовой. Ежедневно соблюдается морской ритуал: в 8 часов утра поднимается флаг и стреляет старая пушка. Флотилия нашего яхт-клуба разрослась и сегодня насчитывает 109 различных судов».
На этом романтическая бытовая хронология Николаевского яхт-клуба заканчивается. Наступил 1917 год, который разделил жизнь 150-миллионного населения Российской империи на ДО и ПОСЛЕ.
Редакция "Новостей N" планирует продолжить «неспортивную» историю яхт-клуба, которая позволит нашим читателям спрогнозировать его ближайшее будущее.
Продолжение «бытовой» хронологии последует в ближайшее время.