Начальник Государственной жилищно-коммунальной инспекции в Николаевской области Эдуард Волошинович — о нерадивых ЖЭКах и подомовых тарифах. Часть 2
Все чаще николаевская власть поднимает вопрос о проблемах в сфере ЖКХ. Чего только стоят слезные рассказы о растущих задолженностях населения, которые вынуждают бедные ЖЭКи еле-еле сводить концы с концами. Но почему-то никто из представителей местной власти не говорит о КАЧЕСТВЕ услуг, предоставляемых ЖЭКами. Возникает вопрос: а ДОЛЖНЫ ли люди вообще платить за ТАКИЕ услуги?
На эту и другие темы мы общались с начальником Государственной жилищно-коммунальной инспекции в Николаевской области Эдуардом Волошиновичем.
Подомовые тарифы позволят жильцам самим контролировать выполнение услуг и трату своих денег
- Хотелось бы отдельно поговорить о подомовых тарифах. Как вы думаете, возможно ли сейчас, на данном этапе ввести подомовые тарифы, как это описано в Постановлении Кабмина № 529?
- Не только возможно, но и необходимо. Мы знаем, что были попытки в январе этого года ввести тарифы без подомовых слушаний. Так, конечно, удобнее, быстрее, проще. Но тогда теряется суть этого 529-го постановления, которое нацелено на то, чтобы сделать процесс принятия тарифов прозрачнее, и чтобы у жильцов была возможность проверить, как осуществляется сбор и трата средств на услуги самими предприятиями. После принятия подомовых тарифов жильцы, контролирующие органы, Департамент ЖКХ, который тоже должен контролировать предприятия, предоставляющие услуги, смогут прозрачно и четко видеть, сколько по каждому дому собрано средств, сколько должно было быть собрано, сколько практически собрано и сколько потрачено на этот дом.
- А сегодня это отследить никак нельзя?
- Сегодня, допустим, ЖЭК обслуживает 200 или 500 домов, и у него единый тариф для всех. И очень часто поступают жалобы — возьмем, к примеру, крупный КЖЭП «Пивдень». Жильцы говорят: у нас в тарифе прописано содержание автоматики пожаротушения, и в некоторых других домах оно есть, но в НАШЕМ доме его нет и никогда не было. Или имеется другой пункт — содержание детских площадок. В каких-то дворах они есть, но где-то их нет. А все платят по такому же тарифу. И возмущение жильца вполне справедливо, когда он не хочет платить за то, чего у него нет. Это все равно, что платить в магазине за товар, который вам так и не дали. А когда у нас появятся подомовые тарифы, они будут рассчитаны конкретно по каждому дому, с учетом его характеристик и потребностей жильцов.
- А что необходимо сделать предприятию и жильцам для введения такого тарифа?
- Это огромная работа. Предприятию надо провести инвентаризацию своего фонда, каждого дома, чтобы знать, какая в каждом доме площадь лестничных площадок, какие объемы инженерных сетей, коммуникации и каково их состояние, а также площадь придомовой территории. И уже исходя из этого, оно формирует для дома тариф, согласно порядка, описанного в 529-м постановлении. По каждому из 24 пунктов он должен выписать стоимость содержания, выполнения этой услуги. И тариф, выработанный по каждому дому, предложить на рассмотрение жильцов этого дома путем проведения общественных слушаний. За семь дней до проведения слушаний, при уже наличии рассчитанных составляющих тарифов, исполнитель услуг должен в лифтах, местах массового пребывания людей, на подъездах развесить объявления: тогда-то и там-то будут проведены слушания. Вам предоставляются тут же расчет этих тарифов, структура, стоимость по каждой составляющей. Вы будете иметь возможность убрать или принять те услуги, выполнение которых вы хотите видеть у себя в доме. Там уже неважно, сколько жильцов придет — 100% или один. Главное другое — жителям дано право принять участие в формировании тарифа. И уже жильцы смогут из предложенного перечня всех возможных услуг по содержанию дома и придомовой территории выбрать и оставить себе только те, которые они хотят. Или, может быть, где-то уменьшить какую-то составляющую. Жильцы могут сказать: «Вы посчитали, что 30 копеек каждый должен платить за содержание лестничных площадок внутри подъезда. А что это предусматривает?». «Это предусматривает, что раз в день у вас будет уборщица». «О, а давайте раз в два дня — не 30 копеек, а 15». «Давайте». И такие варианты возможны. Другими словами, определяется объем работ и стоимость их выполнения. И после этих общественных слушаний в течение месяца по каждому дому за подписью жильцов должны быть отправлены в исполком письма, где и определены эти виды услуг. И потом по каждому дому исполком должен принять тариф, где будет описан перечень услуг и стоимость — либо общая, либо по каждой услуге в частности конкретно по каждому дому.
- А возможно ли такое, что жители захотят отказаться от ВСЕХ услуг?
- Это недопустимо, поскольку сооружения, несущие конструкции должны обслуживаться в любом случае. Бывает в нашей практике такое — жилец приходит и говорит: я не хочу, чтобы мне предоставляли услугу, никто и никакую. Я говорю: а так не бывает. Есть жилье, оно должно содержаться. Это не твое единоличное жилье. Часть твоей стены — это часть соседской стены. Если ты живешь на восьмом этаже, это не значит, что ты не должен платить за ремонт крыши только лишь потому, что между тобой и крышей есть еще девятый этаж. Поэтому, чтобы не было прецедентов, когда жители отказываются от всех услуг, действует ранее принятое решение горисполкома о минимальном перечне услуг.
- А сколько их всего? И что это за услуги?
- Всего их десять, это обязательные услуги. Придомовая территория должна убираться. Вывоз мусора, по санитарным нормам, хочу я этого или не хочу, должен быть. Освещение в подъездах, обслуживание лифтов — это все необходимо хотя бы в целях обеспечения безопасности горожан.
- Эдуард Петрович. Но ведь взгляды разных специалистов на принятие подомовых тарифов резко отличаются. Например, председатель постоянной депутатской комиссии Николаевского горсовета по вопросам ЖКХ и благоустройства, директор агрофирмы «Зеленое хозяйство» Виктор Буров утверждает, что принять подомовые тарифы, в соответствии с Постановлением Кабмина № 529, на данном этапе невозможно, поскольку нет в каждом доме представителя жителей — например, органа самоорганизации населения. Так получается, что сначала необходимо подумать о создании ОСН и только потом — о принятии подомового тарифа?
- Дело в том, что наличие органа самоорганизации населения — это как бы идеальный вариант. Постановлением это не предусматривается. Просто это могло бы усилить эффективность и обратную связь. Контролировать выполнение услуг и принимать работу у исполнителя услуг сможет и инициативная группа жильцов. То есть, пришел дворник или слесарь, отработал — сказал, я сегодня придомовую территорию убрал, или лестницу помыл, или кусок трубы вам в подвале поменял, воду откачал. Вы посмотрели и сказали: хорошо, претензий нет.
- То есть, отчитался перед жителями за выполненную работу...
- Да. И тогда это будет в идеале вообще, и это будет подтверждено заказчиком. Но и здесь есть интересный нюанс. Дело в том, что заказчиком услуг сегодня формально является Департамент ЖКХ. Заключается тройственный договор на содержание дома — между Департаментом как заказчиком, предприятием как исполнителем, и фондом коммунального имущества как собственником. Но фактически заказчиком является население — тот, кому принадлежит имущество. А приватизированное жилье и неопределенная часть имущества в доме является собственностью жителей. И плюс — за чьи деньги это делается? Это делается за деньги жителей. То есть, жители, или ОСН, являются заказчиком. Они должны заказывать и как заказчики контролировать выполнение этих работ ЖЭКом. И при принятии и введении в действие подомовых тарифов, я считаю, это будет прозрачно, доступно и намного эффективнее, чем это делается сегодня. Потому что каждый дом и представитель от каждого дома может спросить у исполнителя услуг, что конкретно сделано по его дому, за его деньги. И тогда не будет претензий ни у жителя к ЖЭКу, ни у ЖЭКа к жителю. Тогда они будут сходиться на ноль, жать друг другу руки и расставаться каждый при своих интересах.
- А что нужно для того, чтобы начать разработку и принятие подомовых тарифов?
- Начать надо с инвентаризации — инженерных сетей, конструктивных элементов жилых домов, площади придомовых территорий. На сегодняшний день не существует документа, который бы четко разграничил придомовую территорию по каждому дому. У нас сегодня есть приблизительная площадь придомовой территории по ЖЭКу. Например, КЖЭП «Південь» — 550 домов. И вот приблизительно на 550 домов какая-то территория этого ЖЭКа, а тариф для всех одинаковый. Ну, а будет так: вот наша придомовая территория, вот конкретная площадь, вот конкретно сколько выливается в денежном выражении в содержание и уборку придомовой территории — летом, зимой, в целом по году.
- Сейчас много говорят о необходимости повышения тарифов — якобы по причине того, что повышается себестоимость услуг. Скажите: если будут приняты подомовые тарифы, они будут больше существующих тарифов, или все-таки меньше?
- Подомовые тарифы, я думаю, могут быть и больше, и меньше — в зависимости от того, сколько видов услуг включают в себя эти тарифы. Если тариф будет состоять из того минимального перечня услуг, от которых нельзя отказаться, то он будет, конечно, минимальным и, может быть, намного меньше, чем тариф существующий. Если там будет полный комплекс услуг, то он будет максимальным.
- Я имею в виду другое. Например, уборка мусора есть всегда и от нее никуда не денешься. Конкретный пункт. Вот эта услуга должна стоить больше или меньше?
- Учитывая то, что сегодня действительно происходит повышение цен на энергоносители, повышение заработной платы (хотя фактически она еще не повысилась), то вполне возможно, что при нормативном расчете тарифа увеличится и стоимость той составляющей на стоимость энергоносителя. Но! Если стоимость энергоносителей выросла в два раза, это не значит, что и весь тариф должен подняться в два раза — увеличится только удельный вес энергоносителя в тарифе. Данный пункт может составлять примерно 5% от всего тарифа. Что бы там ни было, главным все-таки остается другое — выполняется ли сегодня тот перечень работ, который прописан в тарифе. Мы-то, конечно, платим за них — так, как того требует от нас ЖЭК. Но ДОЛЖНЫ ли платить за эти работы, ВСЕ ли услуги нам нужны, удовлетворяет ли нас их качество?
- Каждый ли день приходит сантехник, дворник, метет двор...
- Да! И есть ли у предприятия нужное количество сантехников, чтобы это выполнять, есть ли нужное количество дворников. Допустим, в одном из ЖЭКов есть придомовая территория, по нормативу ее должны убирать 20 дворников, а у него их восемь. И платит же он им не в два раза больше денег, а столько же, сколько и должен платить дворнику. А услугу физически не может предоставить, поскольку не хватает рук. Может, тариф и должен быть больше. Но, с другой стороны, может, не столько важна цена, сколько получение того, что и должен получить каждый потребитель услуг за свои деньги.
- То есть, все дело в качестве.
- Да. И проследить качество, заставить качественнее работать — я считаю, что это прямое назначение этих подомовых тарифов. Другого придумывать и не надо. И Кабмин, я думаю, не ошибся, когда 20 мая 2009 года принял такое Постановление.
- Ну, подождите. С 20 мая 2009 года прошел почти год. Получается, все это время наши городские власти смотрели на это все сквозь пальцы и не выполняли прямые указания правительства?
- Не совсем так. Постановление гласит о том, что В СЛУЧАЕ принятия тарифов они должны приниматься с учетом порядка, утвержденного этим документом. В Николаеве, с момента принятия постановления, тарифы еще не менялись. В Первомайске, допустим, еще в конце прошлого года провели общественные слушания и утвердили подомовые тарифы по более чем 150 многоквартирным жилым домам — это почти три четверти всех жилых домов города. По пгт Ольшанское в январе и феврале принимались и согласовывались тарифы (там частная фирма, которая обслуживает все жилье), но без учета 529-го постановления. Мы провели внеплановую проверку, по результатам которой действие нововведенных тарифов приостановлено, предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений, поселковому голове даны разъяснения и рекомендации по приведению работы в законодательное поле. Там понимание есть, и есть желание устранять ошибки. Ну, а по другим населенным пунктам тарифы не менялись. А в случае если они будут меняться, то они должны пересчитываться в соответствии с 529-м постановлением, и мы, инспекция, обязаны и будем за этим следить.
- А как сами ЖЭКи воспринимают перспективу принятия подомовых тарифов? Они ЗА или ПРОТИВ?
- Общаясь лично с руководителями, я вижу, что большинство из них, в общем-то, считает, что с подомовыми тарифами будет лучше. Еще до того, как исполком пытался поднять в городе тарифы — незаконно, без подомовых общественных слушаний, — некоторые руководители предприятий поднимали руки и говорили: давайте мы на моем ЖЭКе попробуем ввести эти тарифы, если вы не хотите или не можете сделать это по всему городу. Поэтому понимание со стороны руководителей вроде бы есть, и желание тоже. Я, конечно, говорю не обо всех. Да и зависит это не столько от руководителя предприятия, сколько от какой-то политической воли на уровне города.
- А как будет осуществляться оплата за услуги согласно подомовому тарифу? Не придется ли для этого по каждому дому открывать отдельный счет, учитывая, что тариф для каждого дома будет разниться?
- Это уже бухгалтерские тонкости. Я думаю, никакой сложности нет и не будет — вычленить конкретных жителей по конкретному дому. У тебя есть фамилия, ты потребитель. Сделать разноску по каждому дому — и будет видно, сколько по нему заплачено. Просто будет уже в компьютере не одна огромная база, а, к примеру, двести маленьких баз, с перечнем потребителей.
- И все-таки я не могу понять: почему Первомайск смог утвердить подомовые тарифы, а мы — нет? Мы что, хуже? Что нам мешает это сделать? КТО мешает?
- (Смеется) Это вопрос не ко мне. Процедура расчета тарифов, их согласования и утверждения — это компетенция органов местного самоуправления.
- А инспекция пытается как-то подтолкнуть наше местное руководство, что нужно, наконец-то, задуматься о принятии подомовых тарифов?
- Конечно! Мы и разъяснительную работу проводим, и консультационную, и методическую помощь оказываем. И готовы ее оказывать и предприятиям, и органам власти. Но решать вопрос о необходимости пересмотра тарифов — это функция и компетенция органов местного самоуправления. Надо понимать, что сегодня нельзя предоставлять услугу, стоимость которой ниже себестоимости этой услуги. Потому что это заведомо убыточно, либо она не будет предоставляться в том объеме, в котором должна предоставляться. Поэтому тарифы должны быть такими, чтобы покрывать себестоимость — затраты на производство этих услуг. Либо, в любом случае, из местного бюджета должна идти компенсация на эту сумму, разницу в тарифе. Хоть так, хоть эдак — все равно предприятия и жилье городское, поэтому никто другой, кроме органов самоуправления, не должен и не может влиять на эти вопросы. Другое дело, что контроль за этим осуществляет государственный орган — жилищно-коммунальная инспекция. И опять же — вовсе необязательно, что подомовые слушания и утверждение подомовых тарифов должно проводиться по всему городу одновременно. Слушания должны проводиться только в случае пересмотра тарифа. Можно и по двум домам провести. Но если город считает, что сегодня нет необходимости менять тариф, то он и не обязан это делать.
- То есть, постановление не носит обязывающего характера?
- Оно говорит о том, КАК рассчитывается тариф. Но оно не имеет обратной силы. То есть, если тариф рассчитан раньше, то он законный. Это не означает, что если у тебя нет необходимости пересматривать тариф, то ты все равно обязан его пересчитывать. Но даже если бы сегодня не было роста цен на энергоносители и повышения заработной платы, все равно органы местного самоуправления имели бы право организовать работу по перерасчету исполнителям услуг тарифов по каждому дому.
- Я так понимаю, у нас в городе еще не выносились вопросы утверждения подомовых тарифов на исполком?
- Нет. Департамент ЖКХ пытался вынести на утверждение исполкома новые тарифы, но БЕЗ проведения общественных слушаний. Инспекция по этому поводу неоднократно к нему обращалась.
- А в области?
- Только в Первомайске. Больше тарифы нигде не пересматривались.
- А подомовой тариф позволит жильцам выбирать себе предприятие, которое будет оказывать услуги по содержанию дома и придомовой территории?
- Прежде всего, надо отметить, что одна из основных задач подомового тарифа — это воспитать эффективного собственника жилья. Житель должен ощущать, что он — собственник, а ЖЭК — исполнитель. Я плачу деньги и я хочу получать хорошую услугу, а не так — как сделали, так сделали, хорошо, что хоть сделали. И не вы должны бегать за ЖЭКом, а, наоборот, ЖЭК должен бегать за вами: давай я тебе что-то сделаю, а ты мне за это заплатишь деньги. Но когда человек будет видеть, что на деньги, которые он отдает как плату по тарифу, не выполняются услуги, тогда он, как житель этого дома, или член ОСН, вправе сказать: «Мы сегодня платим деньги, а нам не выполняют то, что задекларировано, посчитано, прописано в договоре. А раз так, мы отказываемся — не надо нам «Арианда», мы хотим КЖЭП «Пивдень». Или не надо нам ЖЭК «Пивдень», мы хотим, чтобы нас другой ЖЭК обслуживал. И обращаемся в исполком: перезаключите нам договор, мы хотим, чтобы не это предприятие предоставляло нам услуги, а другое. И тогда жилищно-эксплуатационные предприятия будут сами заинтересованы в том, чтобы улучшать качество предоставляемых услуг. А жилищно-коммунальная инспекция будет контролировать, в полной ли мере они выполняют свои обязательства перед заказчиками — то есть жильцами, и следить за выполнением законодательства...