Начальник Государственной жилищно-коммунальной инспекции в Николаевской области Эдуард Волошинович — о нерадивых ЖЭКах и подомовых тарифах. Часть 1
Все чаще николаевская власть поднимает вопрос о проблемах в сфере ЖКХ. Чего только стоят слезные рассказы о растущих задолженностях населения, которые вынуждают бедные ЖЭКи еле-еле сводить концы с концами. Но почему-то никто из представителей местной власти не говорит о КАЧЕСТВЕ услуг, предоставляемых ЖЭКами. Возникает вопрос: а ДОЛЖНЫ ли люди вообще платить за ТАКИЕ услуги?
На эту и другие темы мы общались с начальником Государственной жилищно-коммунальной инспекции в Николаевской области Эдуардом Волошиновичем.
Свой основной документ ЖЭКи даже в глаза не видели...
- Эдуард Петрович, когда появилось ваше ведомство?
- Жилищно-коммунальная инспекция в Николаевской области создана как структурное подразделение Министерства по вопросам ЖКХ осенью 2008 года. В Николаевской области инспекция работает с июля 2009 года. Основная задача инспекции — осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства: законов, норм, стандартов, нормативов, правил — независимо от форм собственности. Нужно понимать, что существует законодательное поле, и все предприятия, которые «играют» на этом рынке, должны его соблюдать.
- А каким образом реализуется контроль и надзор, о котором вы говорите?
- Путем осуществления проверок — плановых и внеплановых. И на основании тех замечаний, которые формируются в ходе проверки предприятий. Проводится анализ, обобщаются наиболее типичные нарушения, а дальше мы сообщаем о них другим контролирующим органам и органам местного самоуправления — с тем, чтобы они, в рамках своей компетенции, принимали меры по устранению нарушений.
С осени прошедшего года мы провели 30 проверок. Кроме того, участвуем в совместных проверках с МЧС, с госгорпромнадзором (по безопасности в жилье газопроводов, дымо-вентканалов и так далее), с управлением прав потребителей (в том числе по уборке снега, по содержанию придомовых территорий, по вывозу мусора) и так далее.
- Если в ходе проверки зафиксированы нарушения, какие меры предпринимаются?
- Результатом любой проверки является акт, в котором фиксируются нарушения. По итогам составления акта инспекция выписывает предписания, обязательные для выполнения предприятием. Оба документа — в двух экземплярах: один экземпляр остается у нас, другой направляется предприятию. Но чтобы работа по устранению нарушений проводилась эффективно, мы передаем информацию еще и в орган местного самоуправления. В Николаеве это Департамент ЖКХ. Если это Очаков, Первомайск, Вознесенск, Южноукраинск, то пишем на имя городского головы — указываем основные нарушения и просим обеспечить, в соответствии с их полномочиями, контроль за приведением деятельности предприятий в соответствие с требованиями действующего законодательства.
- Это дает какой-то эффект?
- Как правило, предприятия устраняют замечания. Если мы видим, что нет понимания, или какие-то кричащие нарушения, то об этом мы сообщаем в органы прокуратуры. Например, за время существования мы направили двенадцать обращений в прокуратуру.
- А вот сейчас, после ряда проведенных проверок, вы могли бы вычленить одну проблему, которая является общей для всех предприятий ЖКХ?
- Проблем таких очень много. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на жилищно-эксплуатационном предприятии ответственные работники, мастера даже не знают о существовании 76-го приказа. Это приказ МинЖКХ, который регламентирует деятельность предприятий, периодичность их действий и так далее. Он так и называется — «Правила содержания жилых домов и придомовых территорий». Для ЖЭКов это основной документ. Там описано все — начиная от подготовки к зиме и заканчивая противопожарной безопасностью, с какой периодичностью осуществляется осмотр домов — плановый, профилактический и так далее. А получается так, что они его даже в глаза не видели. Есть 150-й приказ, который регламентирует порядок проведения работ — какие регламентные работы должны проводиться, в какие сроки и так далее. Этот приказ тоже не во всех ЖЭКах видели.
- Опишите процедуру проведения проверок предприятий. КАК вы их проводите?
- Сегодня существует закон об основных принципах государственного контроля, надзора в сфере хозяйственной деятельности. И по процедуре, если это плановая проверка, то она вносится в план на квартал или на год, утверждается в Киеве в Министерстве. В соответствии с этим законом, за десять дней готовятся сообщения для предприятий. И потом, в зависимости от категории предприятия, от пяти до пятнадцати дней дается время для проверки. В последний день проверки составляется и подписывается обеими сторонами акт проверки. Если есть замечания у проверяемой стороны, она вправе их изложить, в трехдневный срок мы даем аргументированный ответ. И после этого готовим предписания с указанием нарушений, со ссылкой на нормы законодательства, которые были нарушены, и устанавливаем срок устранения этих нарушений. Внеплановые проверки, согласно законодательства, могут проводиться либо по просьбе самого предприятия (но такого у нас еще не было в практике), либо по проверке ранее выполненного предписания, по итогам плановой проверки, либо же по заявлению физических и юридических лиц о наличии каких-либо нарушений. Но внеплановая проверка по обращениям физических и юридических лиц проводится только по согласованию с Министерством. То есть, если мы даже и видим основания для ее проведения, пишем письмо министру или первому заму министра — и он подписывает согласование, давая тем самым разрешение на проведение внеплановой проверки.
- Можете назвать наиболее грубые нарушения? Или типичные, с которыми вам наиболее часто приходится сталкиваться.
- Если брать жилой фонд области, то наиболее распространенные нарушения (они же, в общем-то, поднимаются в большинстве жалоб) — это отсутствие договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, отсутствие в договорах тех норм, которые там должны быть, как того требует законодательство.
Кроме того, можно назвать и отсутствие порядка перерасчета за неоказанные или оказанные не в полном объеме услуги по содержанию жилья. По закону, он должен быть утвержден центральным органом исполнительной власти — то есть, Министерством, но сегодня такого постановления нет. С другой стороны, ничто не мешает сделать это органам местного самоуправления.
- А можно на этом вопросе остановиться поподробнее? Проблема перерасчета коммунальных платежей интересует многих наших читателей.
- Например, я общался с коллегами из Сум — там разработали порядок проведения перерасчета за оказанные не в полном объеме услуги по содержанию жилья. Есть критерии того, как сегодня проводить перерасчет. У нас, допустим, этой зимой по городу Николаеву во многих местах не убирался и не вывозился снег. По мнению инспекции, как контролирующего органа, некачественно, не в полном объеме, а где-то и неудовлетворительно, проводилась работа по уборке придомовой территории, которая включает в себя (и, кстати, это в 76-м приказе прописано) зимнюю уборку, вывоз снега, с определенной периодичностью. И в этом контексте инспекция зафиксировала нарушения по более чем 160 придомовым территориям. И обратилась к жилищно-эксплуатационным предприятиям с требованием выполнить работы и осуществить перерасчет за некачественно предоставленные услуги.
- Как они отрегировали?
- Часть предприятий — примерно четверть — согласилась, произвела перерасчет. Хотя, конечно, все они апеллируют к тому, что у нас сегодня нет методики, порядка перерасчета. Мы им говорим: «Вы сами оцените, насколько вы выполнили эту работу, из той составляющей в тарифе, которая заложена именно на эту уборку». Мы передали все материалы с нашей фотофиксацией в Департамент ЖКХ. Насколько я знаю, Департамент тоже отреагировал и дал команду ЖЭКам пересчитать. Но пока обратной связи и какого-то ожидаемого эффекта нет. В других городах пока проводят перерасчет тарифов по своему порядку. И пока не будет другого порядка, утвержденного центральным органом исполнительной власти или постановлением Кабмина, они будут правомочны использовать тот порядок перерасчета, который они утвердили в своем городе.
- А такой перерасчет тарифа за невыполнение услуги — это было впервые сделано?
- Я считаю это прецедентом. По крайней мере, за этот вид услуг. Допустим, тепловики проводят перерасчет по итогам отопительного периода (хотя по сегодняшнему законодательству они каждый месяц должны его проводить — это совсем новые правила). Водоканал в случае каких-то сбоев тоже проводит перерасчет. А вот чтобы проводили перерасчет из-за некачественно выполненной услуги по содержанию жилья... я такого больше не знаю. Такой перерасчет могли бы инициировать и сами жители, обращаясь с актами-претензиями. Но у нас тот случай, когда мы без актов-претензий, а просто силами инспекции фиксировали и передавали эти материалы для принятия решений Департаменту и жилищно-эксплуатационным предприятиям.
- Можете ли Вы сказать, на какую же сумму был проведен перерасчет?
- По информации недельной давности, ЖЭКи уже больше чем на 12 тыс. пересчитали — вернули жителям или сняли с начисления. Пока это копейки, но это, я считаю, прецедент, это уже говорит о том, что и руководители признают, что они некачественно предоставляют услугу, и делают какие-то шаги, чтобы привести свою деятельность в законодательное поле.
- А как предприятия ЖКХ реагируют на предписания инспекции? Они пытаются их как-то оспорить, выразить свое несогласие?
- Ну, как вам сказать... Сегодня пока, к сожалению, инспекция не имеет каких-то действенных рычагов, благодаря которым можно было бы влиять на руководителей предприятий — например, санкции к лицу или предприятию.
- А если бы такие санкции были — вам часто пришлось бы их применять?
- Если бы у нас и была возможность предъявлять санкции, то целесообразнее было бы их применять только в самых чрезвычайных, экстренных и крайних случаях. Надо работать с руководителями и рассчитывать на их понимание. Потому что предприятия сегодня и так не в самом хорошем экономическом и финансовом состоянии. А что касается реакции, то руководители делятся на несколько категорий. Есть те, которые говорят, что не видели эти нарушения, не знали, или знают о них, но решение этих вопросов не относится к их компетенции.
- Например?
- Допустим, сегодня нет подомовых тарифов. По логике, они должны быть, но их принятие — не в компетенции ЖЭКа. Сегодня нет той же методики перерасчета тарифов — но ЖЭК не может сегодня принять методику перерасчета и вложить ее как обязательное дополнение к договору на предоставление этих услуг. Поэтому есть субъективная сторона. Некоторые руководители говорят: да, мы согласны, нарушения с нашей стороны действительно есть, будем работать над их устранением. А есть ряд руководителей, которые не хотят признавать свои ошибки и не пытаются их устранять. С целью решения этих вопросов мы обращаемся в органы прокуратуры, которые, в общем-то, должны следить за соблюдением законов.
- А было ли такое, что предприятие в ходе проверки пыталось «обмануть» инспекцию?
- Бывает неразбериха с документами и несоответствие цифр. В этой связи могу озвучить, как некоторые предприятия решают свои вопросы. Например, у «Никонджилстройсервиса» в обслуживании находится всего одно общежитие по Космонавтов, 128. Там большие проблемы были еще и с самой проверкой — не давали те документы, которые были нужны, подсовывали какие-то «левые». Мы говорим: «Дайте, сколько денег вы начислили жителям, а сколько потратили на дом». Вот, за девять месяцев 2009 года начислено 56 тыс., собрано 62 тыс. (ну, видимо, с учетом долгов и их погашения), а потрачено 128 тыс. Написал, поставил печать — идите, мол. Но так же не делается? То есть, получается, что предприятие, основным видом деятельности которого является содержание общежития, фактически потратило на его содержание в два раза больше, чем собрало? Вы поверите? И я не верю.
- Вы говорите о частном предприятии?
- Да, это частное предприятие. Любое предприятие должно иметь договор на вывоз мусора. На вопрос: «Есть ли у вас договор?», они разводят руками. Мы в акте пишем: «Отсутствует договор». Они пишут в возражении: «Нас с таким-то предприятием связывают длительные дружеские отношения. И у нас есть устный договор. А устный договор, в соответствии с гражданским кодексом, совсем не то, что отсутствие договора. Поэтому все — брехня, со стороны инспекции — клевета» (смеется). Также была дана информация, что собрано с дома 62 тыс., потрачено 128. Якобы, это не было отражено в акте, инспекция предвзято относится к предприятию. И так далее. Сразу после проверки мы подали материалы в прокуратуру.
- А инспекция как-то фиксировала завышение стоимости услуг для населения со стороны предприятий ЖКХ?
- Да, мы фиксировали и такое. Был ряд вопросов по грубым нарушениям со стороны «Намыв-1». Предприятие должно выполнять работы в соответствии с регламентом и тарифом, но закрывает их по перечню работ с завышенными расценками.
- А в чем основная хитрость? КАК им такое удается?
- Ну, допустим, в ЖЭКе работает слесарь. Он должен за свои восемь часов в день, за свою зарплату отрабатывать какое-то количество часов, выполнять определенный объем работ — прочистка канализации, или замена вентиля. И он бесплатно, будучи на зарплате, должен это делать. А замена вентиля стоит 103 гривны. Заменил слесарь за день пять вентилей — вот, на него списали 500 гривен в день, а двадцать дней — десять тысяч, к примеру. И предприятие это показывает как выполненные услуги и как сделанные работы. И в своих документах оформляет, что собрало с дома 15 тыс., а выполнило то же самое на 30 с лишним тысяч.
- И получается, что жители всегда должны...
- Вот именно! Речь идет о неправильной работе по списанию средств со стороны ЖЭКа.
- Что вы сделали с этим предприятием? Тоже подали документы в прокуратуру?
- Да. Мы на такие факты всегда обращаем внимание. Прокуратура, насколько я знаю, занимается проверкой. И я хочу дождаться результатов этой проверки, чтобы потом о чем-то говорить. Хотя у меня есть информация о том, что после нашей проверки руководство ООО «Намыв-1» начало работу по устранению нарушений.
- А как жильцам добиться, чтобы НЕ ПЛАТИТЬ за непредоставленные услуги? Каким должен быть первый шаг?
- Если некачественно предоставляется услуга или не предоставляется вообще, жители имеют право обратиться к исполнителю этой услуги. Если это вода, канализация — в водоканал (хотя исполнителями по воде сегодня определены жилищно-эксплуатационные организации), если это тепло — то ТЭЦ или облтеплоэнерго, если это все, что касается содержания жилья и придомовой территории — то это жилищно-эксплуатационное предприятие. Необходимо обратиться с актом-претензией: у нас есть нарекания на качество выполнения услуг. Представитель исполнителя услуг должен явиться и совместно с потребителем составить этот акт. Именно он будет являться основанием для дальнейшего проведения перерасчета. Если предприятие не выполняет перерасчет, жители имеют право обратиться в суд...