Церковь против прихожан, или Как в Николаеве священнослужители отбирают дом у соседей
В адрес редакции «Новости-N» пришло письмо от наших читателей, в котором описывается давний конфликт между УПЦ Свято-Никольской Соборной Церкви и жителями дома по ул. Фалеевской, 4а, находящемся во дворе Храма. По мнению авторов, служители церкви под руководством Питирима просто-таки выживают жителей из дома, чтобы получить помещение в пользование церкви. А между тем сам дом тоже имеет свою историю, и неразрывно связан со служением церкви. Ниже предлагаем нашим читателям ознакомиться с текстом письма.
Девятый год продолжается судебное разбирательство между религиозной общиной УПЦ Свято-Никольской Соборной Церкви и жителями дома по ул. Фалеевской, 4а, находящемся во дворе Храма.
Причина- дом с прилегающей территорией, который члены общины требуют отдать епархии. Надо ли говорить, что эта многолетняя тяжба длится с благословения правящего архиерея- митрополита Николаевского и Очаковского Питирима.
Мало, кто знает, что в одной из двух квартир этого дома с 1960 года проживает семья протодъякона Василия Стукола. В 1952-ом он был осуждён по статье 58-10 («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений»).
Отбывал срок в лагере Свердловской области. Позже был реабилитирован. После освобождения более 30-ти лет, буквально до последнего дня, служил на разных приходах. Имел церковные награды.
Дочь протодъякона Василия Стукола, Людмила Васильевна Дузь, которую сейчас и пытаются выселить из собственного дома, рассказывает, что в годы Советской власти их семья постоянно подвергалась унижениям и оскорблениям. Поэтому, когда в начале 90-ых разрешили регистрацию религиозных общин и Храмы начали возвращать верующим, радости их не было предела.
Но с 1992 года в горисполком стали поступать письма от общины Свято-Никольской Церкви с просьбой об отселении жителей дома по ул. Фалеевской, 4а. Отношение к ним стало прямо-таки враждебным. Например, жильцы не могли попасть к себе через церковный двор с 19 до 7 часов, потому что ворота закрывались.
По словам Людмилы Васильевны, несмотря на то, что в этот старый дом с печным отоплением ими было вложено много сил и средств, они переехали бы в другое жильё, но никаких вариантов им не предлагалось.
Кстати, в 90-ом году семьи, проживающие в этом доме, получили на него право собственности, а в 2004 приватизировали землю.
Именно, « отменение решения о праве собственности с последующим выселением» значилось в исковом заявлении религиозной общины в суд в 2005 году. Истцы ссылались на Указ Президента о возвращении религиозным общинам культовых зданий. Здесь необходимо сказать, что речь в Указе велась о зданиях, находящихся в государственной или коммунальной собственности, а не о личном имуществе. Кроме того, данное строение никогда не являлось собственностью Церкви. Судебное рассмотрение длилось 5 месяцев, и суд исковое заявление удовлетворил.
Не согласившись, что их выселяют без предоставления другого жилья, ответчики подали жалобу в Аппеляционный суд и выиграли его. Тогда последовала ответная кассация в Высший Административный суд.
С тех пор состоялось порядка 10 судебных заседаний в Николаеве, Одессе, Киеве. На последнем было определено, что этот дом находится на территории охранной зоны памятника историко-культурного назначения, а значит проживать в нём нельзя. И решение суда опять было в пользу общины. Хотя статья 34 Закона Украины про охрану культурного наследия гласит, что «установление охранных зон памятников не может быть основанием для принудительного изъятия из собственности ( пользования) земельных участков у юридических и физических лиц».
Впереди окончательное заседание Высшего Административного суда. Каким окажется оно для семьи священнослужителя, пострадавшего за веру в годы гонений, неизвестно. Но жильцы дома готовы искать защиты в Европейском Суде по правам человека.
P.S. На территории Свято-Никольского Храма уже имеются два двухэтажных Церковных здания. Ещё за один дом Николаевская епархия сражается много лет. Странным является тот факт, что Архиерей, получивший срок в 80-ых, как он утверждает, за свои религиозные убеждения, притесняет семью священнослужителя, отсидевшего за веру в Сталинских лагерях.
Но вернёмся к дому. Хорошо, если Владыка Питирим поселит там священников или разместит Воскресную школу, а не устроит очередной склад или овощехранилище. Кстати, большую квартиру на ул. Продольной, выделенную городом как раз для Церковных нужд, Епархиальное управление подарило не кому-нибудь, а Николаю Петровичу Старинскому, т.е. митрополиту Питириму. А поскольку все решения в епархии Владыка принимает единолично, то получается, что эту квартиру он сам себе и подарил. А также Его Высокопреосвященство имеет другую недвижимость и не только в Николаеве. Но при этом совершенно спокойно выгоняет людей на улицу, ничего не предоставив им взамен.