Николаевская область Украины: до халифата далеко?
Николаевская область Украины: до халифата далеко?
Николаевская область: продолжается вербовка наёмников для участия в боевых действиях в Сирии. Изменился этнический состав мусульманской уммы Николаевской области: значительно увеличилась доля турок, арабов и представителей Дагестана. Славяне в тюрьмах и на «зонах» принимают ислам и превращаются в ваххабитов. Продолжается исламизация криминальной среды.
Появившееся несколько месяцев назад в СМИ сообщение о том, что на территории Николаевской области секта «Нурджулар» вербовала наёмников для участия в боевых действиях на территории Сирии, жителей данного региона Украины особо не удивило. Действительно, чем можно удивить – если в Николаевской области открыто действует не только «Нурджулар», но и запрещённые во многих странах «Хизб-ут-Тахрир» и «Братья-мусульмане». Об этом знают все: и милиция, и спецслужбы, да и многие простые граждане. Правда, пока ещё не дошло до того что террористическая организация «Хизб-ут-Тахрир» совершенно свободно проводит свои митинги на улицах и площадях – как это наблюдается в соседнем Крыму или в далёком поволжском Татарстане. В Николаевской области знают все и о том, что в среде местных мусульман ведётся идеологическая обработка со стороны представителей различных исламистских радикальных организаций.
Регулярно Николаевскую область посещают проповедники из Турции и арабских стран, а также из российской республики Дагестан. Среди них – и ваххабиты, и представители «Хизб-ут-Тахрир», и эмиссары организации «Братья-мусульмане». Нередко зарубежных гостей в поездках по области сопровождают единомышленники из числа представителей экстремистских организаций действующих в Крыму. Как правило, главной целью визита исламистских эмиссаров является Крым, но и мусульман Николаевской области они не забывают проведать. Зачастую зарубежные эмиссары приезжают в регион к своей пастве, даже не останавливаясь в областном центре: напрямую в гг. Вознесенск, Очаков и Южноукраинск.
Среди «этнических мусульман», постоянно проживающих в Николаевской области, есть азербайджанцы, турки, крымские и волжские татары, узбеки, таджики, чеченцы, ингуши, арабы и представители народов Дагестана (лезгины, даргинцы и кумыки, лакцы, цахуры и табасараны).
«Этнические мусульмане» живут повсеместно в каждом районе области. Сейчас в Николаевской области проживает, по разным подсчетам, от 15 до 20 тысяч мусульман. Этнический состав уммы за последние годы изменился – значительно увеличилась доля турок, арабов и представителей Дагестана. В частности, за последние 2 года в области увеличилась численность выходцев из Египта и Сирии. По информации источника в местной милиции, среди выходцев из этих двух арабских стран есть немало салафитов (приверженцев т.н. «чистого ислама»).
Среди проживающих в регионе арабов, узбеков и таджиков немало тех, кто находится в родных странах в розыске за экстремистскую и террористическую деятельность. Среди выходцев из Азербайджана также есть те, кому в родной стране грозит наказание за экстремистскую деятельность и выступления против конституционного строя Азербайджана.
В Николаевской области ни для кого не секрет, что среди представителей местной азербайджанской диаспоры есть дельцы, которые за известную плату готовы помочь
«беженцам» из мусульманских стран и документы выправить, и проблемы с местной милицией решить.
Об этом прекрасно знают и те сотрудники милиции и спецслужб, которые непричастны к коррупционным схемам по «социализации» мигрантов. И в личных беседах с экспертами-политологами и представителями СМИ они не скрывают тревоги в связи со сложившейся в регионе ситуацией. Тем не менее, сделать они (по их словам) ничего не могут.
Однако большую озабоченность правоохранителей вызывает тот факт, что среди мусульман значительно увеличилось число русских и украинцев.
В г. Вознесенске и его окрестностях недобрую славу имеет «амир» (лидер) местного ваххабитского джамаата 35-летний Абдулла, которого в «прошлой жизни» до принятия ислама звали Алексеем. Однако ещё до принятия ислама Алексей был известен под именем «Белояр» – именно такую кличку ему дали в местной неоязыческой общине, активистом которой он был до недавнего времени.
Известно, что на конференциях, которые проводит в разных городах Украины организация «Аль-Раид» (украинский филиал «Братьев-мусульман») – охрана мероприятий нередко доверяется Абдулле вместе с другими «братьями» возглавляемого им джамаата. Однако вовсе не этот факт принёс ему недобрую славу.
До того как стать Абдуллой, этот «религиозный деятель» прославился своим участием в нападении «родноверов» (неоязычников) на местную общину «Свидетелей Иеговы». В 2008 г. приехавший в Николаевскую область по приглашению местной «родноверческой» секты Владимир Голяков (последний известен в России как «Волхв Богумил») возглавил нападение на Дом собраний иеговистов в г. Вознесенске. Зайдя в зал, где «Свидетели Иеговы» проводили собрание, группа «родноверов» силой отстранила лидера иеговистов из-за трибуны, после чего Голяков занял его место и начал поливать присутствующих грязью и издеваться над ними. Данное событие было заснято неоязычниками на видеокамеру. После проведения этой акции Белояр, теперь известный как Абдулла, выложил это видео на хостинг Rutube и в соцсеть «Вконтакте» на всеобщее обозрение.
Это нападение в 2008 году стало причиной напряжённости в межрелигиозных отношениях в данном районе Николаевской области – местные адепты секты «Свидетели Иеговы» обратились с заявлениями в милицию и городскую администрацию, где не только выступили с требованием разыскать и наказать неоязычников участвовавших в данном инциденте, но и требовали обеспечить их общину милицейской охраной, чтобы защитить в случае повторения подобных агрессивных действий. После того как видеоролик запечатлевший данное нападение на сектантов был выложен в интернет – агрессивных действий со стороны неоязычников стали опасаться не только иеговисты, но и члены общин других неопротестантских организаций области. Однако и «Волхву Богумилу», и «Белояру» тогда почему-то удалось безнаказанными уйти от ответственности.
Видимо, чувствуя безнаказанность, Абдулла не гнушается подобных действий и после того как из почитателя Перуна и Сварога превратился в последователя «салафов» . Так, в сентябре этого года на одной из улиц Вознесенска средь бела дня Абдулла и двое его соратников избили членов общины «Свидетелей Иеговы». Этому предшествовало то, что двое иеговистов занимались на улице обычным для себя делом – религиозной пропагандой, обращаясь с этой целью к прохожим. На свою беду, они предложили «поговорить о Боге» тройке местных ваххабитов. По всей видимости, своего давнего знакомого «Белояра» они не узнали из-за бороды , которую последний отрастил после принятия ваххабизма. Свидетелями избиения иеговистов стали многочисленные прохожие, и находившиеся рядом сотрудники дорожной автоинспекции – которые предпочли не вмешиваться в данный конфликт.
До этого эпизода с избиением иеговистов Абдулла умудрился принять участие в конфликте местных неопротестантских организаций. Речь идёт о конфликте, который в октябре 2012 года в г.Николаеве спровоцировал пастор неопротестантской секты «Хлеб Жизни» Николай Алексеев. Тогда пастор Алексеев выступил с заявлением, в котором отверг божественность Иисуса Христа и христианское учение о Святой Троице. Это заявление стало причиной религиозной напряжённости в Николаевской области, поскольку привело к многочисленным стычкам между адептами Алексеева и представителями других неопротестантских сект. Сразу после того как пастор секты «Хлеб жизни» выступил с этим заявлением – лидер ваххабитов г. Вознесенска Абдулла выступил с не менее провокационным заявлением на известном русскоязычном салафитском интернет-форуме (среди участников последнего – радикал-исламисты не только СНГ, но и стран Балтии). «Пастор Николай Алексеев находится на пути к Истине – скоро он примет Ислам», – сделал он смелый прогноз в своём интернет-обращении и предложил Алексееву «силовую поддержку» со стороны своего джамаата – в случае если он будет подвергаться угрозам со стороны лидеров других неопротестантских организаций. Дело в том, что в тот период неопротестантские секты г.Николаева сформировали целый «Совет пасторов» для противодействия деятельности Алексеева, которую они расценили как «еретическую», и выступили с заявлением, в котором осудили учение последнего.
Неизвестно, принял ли Николай Алексеев предложение местечкового «амира» воспользоваться «силовой поддержкой» руководимого последним джамаата, однако ислам пастор не принял.
Зато известно, что среди адептов ваххабитского джамаата г.Вознесенска помимо самого Абдуллы имеется ещё два бывших «родновера». Ислам в радикальной форме они приняли, находясь в местах не столь отдалённых за имущественные преступления.
В последние годы одна из тенденций в религиозной жизни Украины – русские и украинцы в колониях и тюрьмах принимают ислам и становятся приверженцами радикальных течений данной религии. Так, лидер ваххабитов г. Южноукраинска, известный под именем Муса, в своё время принял ислам, отбывая срок в Изяславской исправительной колонии (именно под влиянием проповедей Мусы стал ваххабитом упоминаемый выше Абдулла-Белояр).
К сожалению, опыт показывает: даже приняв мусульманскую религию от проповедников традиционного татарского или дагестанского ислама, лица славянской национальности рано или поздно становятся приверженцами радикальных форм этой религии – членами «Хизб-ут-Тахрир», «Нурджулар» или ваххабитского сообщества.
Так, в 2012 году председатель Николаевской мусульманской общины шейх Руслан Бинали-оглы несколько месяцев посещал с проповедями места лишения свободы, занимаясь пропагандой ислама (дагватом) среди заключённых. Разумеется, проповеди среди зэков проводились с разрешения Государственной пенитенциарной службы.
Руслан Бинали-оглы является приверженцем т.н. «хабашитского» ислама, который большинством мусульманских улемов-традиционалистов стран СНГ расценивается как одна из традиционных форм исламской религии. Однако, как сообщает источник в управлении Государственной пенитенциарной службы Украины в Николаевской области, после проповедей господина Бинали-оглы двое зэков русской национальности стали приверженцами «Хизб-ут-Тахрир». И это – несмотря на то что сам шейх Руслан Бинали-оглы является ярым противником и ваххабизма, и «Хизб-ут-Тахрир», и др. форм радикализма.
После его проповедей двое зэков заинтересовались мусульманской религией, и выразили желание изучать исламскую религиозную литературу. Их тут же взяли в «обработку» отбывающие наказание (за общеуголовные преступления) в этом же пенитенциарном учреждении проповедники «Хизб-ут-Тахрир» татарской национальности. Русских зэков они снабдили соответствующей литературой, и популярным языком объяснили, что та версия ислама, которую проповедует Руслан Бинали-оглы – это неправильная версия.
В личной беседе с автором данной статьи дипломированный юрист, сотрудник пенитенциарной службы высказал следующее мнение: «Славянам лучше никакого ислама не проповедывать – какой бы мирной и традиционной версии ислама их не учили, если русские или украинцы становятся мусульманами – то именно ваххабитами или хизбами».
Русских и украинцев, принявших ислам, сотрудники правоохранительных органов расценивают как потенциальных террористов.
При этом, как признаются сотрудники Государственной пенитенциарной службы Украины, из-за несовершенства законодательства у них нет возможности реально противодействовать пропаганде исламского радикализма, равно как и противодействовать пропаганде «Свидетелей Иеговы» (которые весьма успешно ведут проповедь в местах лишения свободы), харизматических и других сект среди заключённых.
Исламизация криминальной среды наблюдается и на «воле», за пределами тюрем и колоний. Наиболее ярко это проявляется на территории Крыма – в некоторых населённых пунктах члены организованных преступных группировок (ОПГ) практически поголовно стали приверженцами «Хизб-ут-Тахрир» или ваххабизма. В значительно меньшей степени это характерно для Николаевской области. Однако на территории последней действует «азербайджанская» ОПГ, лидер которой (этнический азербайджанец) стал ваххабитом после того как освободившись из российской «зоны» к нему приехал его брат, за время «отсидки» превратившийся в исламского радикала. Несмотря на то что данная ОПГ среди местных жителей считается «азербайджанской», среди её участников имеются и представители народов Дагестана, и русские принявшие ислам.
Именно исламизация славянского «криминалитета» вызывает большую озабоченность правоохранителей. Лидеры славянских ОПГ представляют интерес для проповедников радикал-исламизма прежде всего потому, что как правило имеют устоявшийся бизнес (не обязательно нелегальный), с помощью которого можно финансировать исламистскую ячейку. Лидеры криминальных сообществ после принятия ислама начинают набирать к себе на работу исключительно единоверцев. Определить точную религиозную принадлежность таких сообществ не всегда бывает твозможно – зачастую их участники придерживаются синкретической идеологии, в которой салафитское учение причудливым образом смешано с учением «Хизб-ут-Тахрир». При этом свою принадлежность к исламу члены славянских ОПГ не афишируют.
Так, в Николаеве есть автосервис, в котором работают исключительно славяне, ранее отбывшие различные сроки в местах лишения свободы и принявшие (кто на «зоне», а кто уже на «воле») ислам радикального толка. Принадлежит данный автосервис известному криминальному «авторитету». За автозапчастями и другими «расходниками» работники данного автосервиса выезжают на оптовый склад, находящийся на территории Крыма. Этот оптовый склад примечателен тем, что на его территории находится офис международной мусульманской организации, которая принимает участие в финансировании «демократической оппозиции» в Сирии (т.е. банд международных террористов, воюющих против законного правительства этой страны).
Поэтому не вызывает удивления и тот факт, что на территории Николаевской области среди мусульманского населения до сих продолжается работа агитаторов призывающих ехать в Сирию воевать на стороне исламистов.
По информации спецслужб, значительная часть средств выделяемых международными экстремистскими организациями на радикализацию мусульманской уммы Украины – попросту разворовывается. Наверно, именно это и спасает пока нашу многострадальную страну. К примеру, разберём такую схему: турецкие или арабские спонсоры предлагают провести курсы по изучению Корана в туристическом лагере в приморском посёлке – для молодых мусульман из разных регионов Украины. Разумеется, на подобных курсах учат именно радикальной трактовке сур Корана. Однако большая часть подобных мероприятий , задуманных зарубежными кураторами, попросту не была проведена. В большинстве случаев деньги расходовались на выпуск листовок о мероприятии, и на взятки чиновникам, курирующим религиозную сферу. Разумеется, приходилось оплачивать и услуги фирмы, специализирующейся на выпуске «липовых» счетов и отчётов. В результате зарубежные благодетели получали отчёты в которых фигурировали и расходы на питание участников, и на аренду помещения, которое никто никому не сдавал (поскольку мероприятие не было проведено). Правда, за последние годы зарубежные спонсоры стали умнее и теперь требуют вести на мероприятиях видеосъёмку.
По информации источника в Духовном управлении мусульман Украины, в 1990-е и нулевые годы активно разворовывались финансовые средства, выделяемые зарубежными спонсорами на радикализацию мусульманской уммы Крыма: денежные поступления, предназначенные для этой цели, духовные лидеры крымских мусульман успешно тратили на покупку недвижимости и автомобилей, на строительство индивидуальных домов и т.п.
Однако, к сожалению, не все средства зарубежных «доброжелателей» ушли впустую. И этим объясняется тот факт, что зарубежные эмиссары на территории Украины успешно вербуют добровольцев для участия в гражданской войне в Сирии на стороне т.н. «демократической оппозиции» – т.е. в интересах США, Катара и Саудовской Аравии.
Буквально несколько месяцев назад в июне 2013 года с территории Николаевской области выехали в Крым около десятка «сирийских добровольцев» разных национальностей, из числа приверженцев ваххабитской организации «Ат-Такфир-валь-Хиджра» («Обвинение в неверии и исход») и активистов местной ячейки «Хизб-ут-Тахрир». В расположенном в окрестностях Симферополя мотеле их уже ждали несколько десятков таких же одурманенных джихадистской пропагандой единоверцев, собранных из разных регионов Украины (в основном из Крыма). Большинство готовых ехать на джихад составили члены «Хизб-ут-Тахрир», в меньшинстве оказались «такфиристы» (адепты «Ат-Такфир-валь-Хиджра»). Однако никаких идеологических разногласий между грезящими о халифате радикалами не возникало. Прибывшие в лагерь сотрудники Симферопольского Арабского культурного центра (который финансируется Катаром и Саудовской Аравией) провели подобный инструктаж, рассказав каким путём из Турции надо будет добираться до расположенных на территории Сирии лагерей «вооружённой оппозиции», и где получать деньги и оружие.
Ранее СМИ сообщали о том, что в Николаевской области организация «Нурджулар» вела вербовку наёмников славянской внешности для участия в боевых действиях на стороне «демократической оппозиции». Недавно стало известно, что в июле этого года на территорию Крыма прибыли адепты «Нурджулар», которые уже успели повоевать в Сирии. До этого они проходили лечение в турецком госпитале по поводу ранений. А вот долечиться, восстановить силы перед возвращением на «священную» войну они решили в Крыму. Видимо, по какой-то причине их зарубежные кураторы сочли, что так будет лучше. Как сообщает имевший беседу с этими людьми сотрудник Духовного управления мусульман Крыма, «в Сирии эти люди превратились в салафитов». Однако потом он пояснил: вернувшиеся из Сирии исповедуют синкретическую идеологию, в которой учение «Нурджулар» (учение Фетхуллаха Гюлена) сочетается с салафитскими (ваххабитскими) доктринами. Впрочем, подобные метаморфозы не должны никакого удивлять – вполне объяснимо, что воюющие под одними знамёнами люди сближаются между собой в идеологическом плане.
После Сирии эти люди могут быть перекинуты своими кураторами куда угодно: в Поволжье, на Кавказ, в Центральную Азию или в Пакистан. Однако, как считают эксперты-политологи и сотрудники правоохранительных органов, с большой долей вероятности рано или поздно они вернутся к себе на родину – на Украину. Те, кто не погибнет на джихаде, возвратятся – уже получив опыт участия в боевых действиях, получив навыки ведения диверсионно-террористической деятельности. И эти навыки они неизбежно попытаются реализовать на родине, по приказу своих кураторов либо по собственной инициативе – для установления халифата, хотя бы в части территории нашей страны. С исламским терроризмом в его широком проявлении (как мы видим его в Сирии или Ираке), жители Украины, Слава Богу, не знакомы. Долго ли осталось ждать? И кто знает: далеко ли нам до халифата?
Сергей Овчаренко, религиовед