ЦЕНЫ: есть ли лекарство от монополии?

03.12.2009 в 13:04
Юрий Дробилко

Юрий Дробилко

Среди «пересичных» граждан не часто услышишь понятие «монополия» или «ценовой сговор». Звучит как-то не совсем понятно — не «по-нашему».

Тем не менее, большинству николаевцев пришлось покупать в период гриппа лекарства, а в магазинах — лимоны. Население страны, взбудораженное информацией о растущем «не по дням, а по часам» количестве заболевших, кинулось в аптеки — за лекарствами, на рынки и в магазины — за чесноком и лимонами. И бизнесмены, пользуясь случаем, решили, что людям деваться все равно некуда: не хотите болеть — платите сполна! И столько, сколько МЫ вам прикажем.

Примеров подобного рода попыток заработать на ажиотаже огромное количество. Не миновала эта «пошесть» и Николаев.

Отделением Антимонопольного комитета было возбуждено два дела — в отношении ООО «Торговый дом СИНЕС» и ЧП Прудникова. Сотрудникам АМКУ удалось зафиксировать на фотоснимках стоимость препаратов (значительно завышенную), спрос на которые в тот момент «зашкаливал». «Анаферон» продавался по 60 гривен, «Афлубин» - 50 и 80 гривен (в зависимости от размера флакона), «Иммунофлазил» - 60 гривен и т.д. Цены были завышены от 3 до 50%, хотя в Антимонопольном комитете поднятие цены до 5% уже считается существенным, ощутимым для потребителя.

Во время «активности гриппа» в поле зрения «антимонопольщиков» попали также магазины ООО «Водный мир» и ООО «ЦТМ «Пятый Океан». В результате проведенных исследований удалось установить, что в них практически одновременно (31 октября — 2 ноября) была существенно повышена розничная цена на лимоны — до 30 гривен за килограмм. При этом наблюдался парадокс: лимоны закупались в разное время, у разных операторов, а цена возросла и достигла одинакового уровня (с разницей разве что в 2%) чуть ли не день в день. Однако стоило Антимонопольному комитету направить в эти заведения свои рекомендации, стоимость лимонов в них сразу же была уменьшена до прежнего уровня.

И в нынешнем, и в прошлом году, примерно в одно и то же время — осенью, Антимонопольному комитету приходилось фиксировать также завышение цены на сжиженный газ. В 2008 году отделением было рассмотрено дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции шестью операторами розничной торговли сжиженным газом, которые осуществляют свою деятельность в г. Николаеве...

Желание воспользоваться ситуацией и взвинтить цены на товар, пользующийся повышенным спросом в данный момент и в данном месте, возникает от стремления поживиться и увеличить свой доход. Но от таких действий страдают люди. Вы можете подсчитать, на что вам хватит вашей зарплаты и что вы сможете покупать в течение месяца. Но если резко возрастет цена на какой-то необходимый товар, вам, ясное дело, придется от чего-то отказываться. То есть, экономическое преступление в таком случае можно рассматривать и как преступление против всего населения.

Везде ли так происходит, или только у нас — вопрос, скорее, риторический. А вот то, что антимонопольное законодательство в Украине нуждается в серьезных коррективах (возможно, в ужесточении мер, применяемых к нарушителям), может даже не обсуждаться. Вопрос в другом: КАК и ЧТО нужно сделать, чтобы крупный бизнесмен, у которого и так карманы не пустые, не имел возможности залезть слишком глубоко в карман простого гражданина. Который, если подумать, является беззащитным перед ценообразованием и «ценообразователями», грабящими его, как оказывается, больше всех.

В разговоре с журналистами председатель Николаевского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Юрий Дробилко, отвечая на вопросы, указал по крайней мере на три фактора, которые помогли бы лучше справляться с установлением монопольных цен на рынке товаров и услуг, злоупотреблением монопольным положением со стороны некоторых субъектов хозяйствования.

 

Обязательность кассовых аппаратов

 

Некоторые бизнесмены позволяют себе договариваться между собой о ценах потому, что очень сложно проконтролировать их ценовую политику. Налоговым законодательством не предусмотрено, что частные предприниматели должны иметь кассовые аппараты. Вот и думается некоторым: «Если не предусмотрено, зачем они мне нужны?».

Таким образом, доказать, что в какой-то период он продавал что-либо по завышенной цене, практически невозможно.

Потребители должны брать в магазинах чек, чтобы потом, в случае чего, можно было засвидетельствовать, скажем, то, что в данном заведении продавалась продукция вдвое дороже. Но многие магазины не выдают чеки своим покупателям, да и значительная часть покупателей не считает нужным эти чеки брать.

- Это все-таки большой недостаток. Неправильно, что кассовые аппараты «отменили». Какой-то контроль за оборотом на рынках, в розничной сети должен быть. Хотя бы следы какие-то должны оставаться. В случае чего, всегда нужно иметь архив, к которому можно было бы обратиться и зафиксировать, что же действительно происходило. Это послабление не на пользу добросовестным участникам рынка, - сказал Юрий Дробилко, заметив, что такая мысль звучала не только в АМКУ, но и ряде других инстанций.

 

Повышение сумм штрафов или введение уголовной ответственности

 

Напомним, что единственное, чем Антимонопольный комитет может наказывать за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции — это штрафы. Размер штрафа может составлять до 10% от валового дохода предприятия за прошлый год.

По словам председателя Николаевского отделения АМКУ, это не самый большой в Европе штраф. Он такой, как в Германии. А вот в Великобритании за монопольный сговор может быть наложен штраф в размере 20% от годового валового дохода.

Куда строже антимонопольное законодательство в США — там предусмотрена уголовная ответственность. За ценовой сговор, со слов Ю. Дробилко, в Штатах можно получить от 20 до 200 лет за решеткой, в зависимости от количества и тяжести эпизодов.

- В Верховной Раде находится проект, который предусматривает криминальную ответственность за сговор о ценах, о распределении рынков, - сказал он. - То есть, то, что называется картель — сговор о ценах, и то, что называется синдикат — формирование, где договариваются о ценах и распределении рынков, по объемам продаж или по кругу покупателей.

 

Программа защиты свидетелей

 

Часто большую помощь в раскрытии и разоблачении монопольных схем могут оказать свидетели. Между тем, большую сложность в накапливании информации о нарушителях антимонопольного законодательства представляет то, что потенциальные свидетели боятся давать какие-либо показания. Особенно если речь идет о крупном предприятии, которое если и не убьет, то обеспечит нежелательному свидетелю проблемы на всю оставшуюся жизнь.

- В Соединенных Штатах Америки есть программа защиты свидетелей. Она также есть и в странах европейского содружества. Я думаю, такая программа будет принята и Верховной Радой Украины, - надеется Юрий Дробилко.

Такая программа, как стало ясно из сказанного руководителем Николаевского отделения АМКУ, предоставляет определенные выгоды для того, кто сможет выступить в роли свидетеля.

- Субъект хозяйствования, добровольно принесший достоверную информацию о согласованных действиях, полностью должен быть освобожден от ответственности (имеется в виду, если субъект сам был вовлечен в монопольные «игры» - авт.). Штраф такому субъекту — первому, который придет — может не накладываться вообще. При одном, правда, исключении — если он не является инициатором. Потому что бывает так: проявил инициативу, а потом всех сдал, - смеется Юрий Дробилко...

Основными нарушителями антимонопольного законодательства, по словам руководителя АМКУ в Николаевской области, являются субъекты естественных монополий - «Николаевгаз» и «Николаевоблэнерго». Больше всего заявлений поступает именно в отношении этих контор.

Антимонопольный комитет работает по заявлениям, обращениям или по поручениям. Если жалобы поступают в Кабинет Министров, в облгосадминистрацию или в облсовет, эти органы перепоручают соответствующему отделению Антимонопольного комитета разобраться с имеющейся ситуацией.

Нередки случаи, когда субъект, которому Комитет вменяет нарушение антимонопольного законодательства, отстаивает свою правоту в суде.

Но Ю. Дробилко заверил, что любое начатое дело обязательно доводится до конца — нарушители несут ответственность и платят штрафы. Впрочем, штрафами наших ушлых бизнесменов особо не испугаешь — они и не из таких ситуаций выкручивались.

А единственное «оружие» простых граждан — внимательно следить за ценами и не отказываться от чеков...

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив