Что за «камни» на БАМе?

18.09.2013 в 17:58

Загадочные скульптуры, сделанные из камня, в виде мужчины с поднятой рукой, быка с пустотами вместо рогов, группы людей, обращенных к небу, расположились на зеленой траве вдоль нижней набережной Флотского бульвара, в просторечье именуемого «Нижий БАМ». В фотоальбомах поколений школьников то и дело мелькали фотографии с изваяниями на БАМе. Привлекают они внимание и нынешней молодежи. Но многие ли знают, откуда появились эти «камни», кто их создал и что хотел ими сказать?

 В своей мастерской на улице Никольской автор большинства памятников в нашем городе Юрий Макушин надолго задумывается, вспоминая именно тот симпозиум скульпторов, в 1989 году. Юрий Андреевич был его участником, а сколько этих съездов произошло потом, сейчас и не счесть – симпозиум на Николаевском глиноземном заводе, в Ольвии, Очакове, других городах Украины. Но тогда, в канун 200-летия Николаева, Юрий Макушин «освободил» из камня Спартака.

- Эта фигура символизирует восстание рабов под руководством Спартака. Их пленили и распяли на дороге под Римом. Дорога выложена крупной брусчаткой, вдоль нее поставлены кресты, на которых и распяли невольников. Эта тема меня затронула, когда мы с супругой были в Италии, на Аппиевой дороге. Так появился в Николаеве «Сраженный Спартак» — наполовину полированная поверхность, лица нет, и угасающий глаз. В этой фигуре показана борьба за свободу. Выбран гранит, потому что память сильнее гранита. Спартак – он совсем не на коленях, заваливается, сражен, но величественен. Обобщенные геометрические формы, современный подход, детализирован до мелочей, реалистичен, - так описывает свою работу автор.

Кроме Спартака, Нижнюю Набережную 11 июля 1989 года украсили еще девять фигур: «Славянская Мадонна» - гордая, непокоренная мать, умоляющая о счастье для своих детей (автор – организатор симпозиума, скульптор из Киева Василий Федорук), влюбленные, слившиеся в одно существо (Галина Мирошниченко), нерушимый, меднорогий бык (Виктор Липовка), «Та, что сидит», раздвоенный камень и другие.

Творили их на улице Спортивной, за гостиницей «Турист». Газета «Ленінське плем'я» пишет: «Вначале в парке за «Туристом» появились гранитные камни. Потом горожане увидели возле камней людей с инструментом. Днем от камней откалывалось все лишнее. И вот уже в одной можно угадать ребенка, который замер с котенком на плече. Второй становится титаном, расправляющим плечи. А тут уютно прижались друг к другу бабушка с дедушкой».

 О том, что с 10 по 25 июня в Николаеве проходил Всесоюзный симпозиум по скульптуре, граждан оповещало натянутое здесь же, между деревьями, полотнище.

 Организовал мероприятие выходец из Николаева, скульптор, член Союза художников СССР Василий Федорук. В своих интервью журналистам он пояснял, что видел подобные симпозиумы в Прибалтике, участвовал в Ереване, а поскольку Николаеву вскоре должно было исполниться 200 лет, а ничего творческого, лирического, чтобы запоминалось в скульптуре (кроме памятников конкретным историческим деятелям), у нас тогда не было, он и решил подумать о родном городе, захотел наполнить просторы хотя бы этой набережной, которая, как и многие скверы и парки города, ничего не содержала, была пустынна с точки зрения художника.

 В Николаев приехали киевляне Александр Дяченко, Леонид Козлов, Леся Рубан, Виктор Липовка, львовские мастера Сергей Якунин и Юрий Мысько, армянин Алексан Кочарян, работали и наши земляки Юрий Макушин, Галина Мирошниченко. 

 Работа «закипела». В сжатые сроки из гранита, самого твердого из материалов, авторы сотворили скульптуры. Жаловались, правда, что техники не хватало (тогда не было ни «болгарок», ни алмазных дисков), а взятый где-то напрокат единственный компрессор то забирали, то привозили обратно.

 Сетовали скульпторы и на отсутствие внимания со стороны городской власти: мол, на площадку не заходят даже из любопытства. А между тем, если бы город надумал покупать эти фигуры, то влетели бы они городской казне в копеечку. А так – бесплатно, в подарок, потому что работали для души.

 И хотя по результатам симпозиума первую премию присудили Василию Федоруку, негласным победителем стал тот, кто занял второе место – армянин Алексан Кочарян. Он сделал многофигурную композицию, где и люди, и ангелы, и траурная символика Армении. Памятник символизировал возрождение армянского народа после Спитакского землетрясения, которое произошло за год до симпозиума в Николаеве и охватило около 40% территории Армении, полностью разрушив город Спитак и десятки сёл. Тогда погибло 25 тысяч человек.

Автор настолько проникся трагедией своего народа, что несмотря на все трудности и отсутствие инструмента, смог создать такую сложную фигуру. Как признается Юрий Макушин, армянин удивил его:

 - В короткий срок он сделал такую глыбу, тогда как я сумел создать только одну фигуру! У него подход настоящего каменщика, отец передал ему методику овладения камнем.

 Когда симпозиум завершился, николаевский журналист Юрий Агеев со страниц газеты «Південна Правда» отмечал: «Родился музей скульптуры под открытым небом. Думается, что его экспозиция не завершена».

Наверное, не мог тогда подумать Юрий Николаевич, что спустя четверть века из десяти скульптур на БАМе останется восемь. Две фигуры варвары окончательно разбили, и их пришлось убрать. Те, что есть, разрисованы. У быка Виктора Липовки вместо рогов пустуют отверстия. Его бронзовые, отполированные до золота рога, простояли несколько лет, а в начале 90-х были спилены николаевцами. Лишился своего щита и «Спартак» Юрия Макушина – его отбили и бросили в воду. Он там и лежит.

Но главное то, что скульптуры, многие из которых символизируют глубокие, порой трагические события, затерялись среди вереницы баров, поглотивших Нижнюю Набережную. Возможно, им теперь здесь не место? К примеру, некоторые горожане предлагают памятник возрождению Армении перенести к армянской церкви, что на дороге к Октябрьскому.

 У Юрия Андреевича иное мнение:

 - Я вообще отношусь к жизни положительно. Она всегда была разнообразной, и в этом разнообразии есть низ, а есть верх. Без молока не было бы сливок. Есть голос — он может быть минорный, тихий, но найдется слушатель и этого голоса. Есть классика, джаз и уличные «блатные». Жизнь — ее не изменить, она сложилась. Течет река, запреты не помогут. Поэтому я отношусь положительно ко всем проявлениям жизни, кроме жестокости, насилия и вульгарщины.

 Отметим, что следующий симпозиум скульпторов, который проходил в 1992 году, подарил  Николаеву еще две каменные композиции в исполнении Макушиных – Юрия и Виктора. Они расположены напротив бывшего Дворца культуры Металлургов. «Музыка всех времен» Виктора Макушина выполнена из гранита тогда студентом Санкт-Петербургской Академии художеств. Она символизировала гармонию человеческих отношений, любовь, музыку, единение.

Задира

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив