Беспризорники в Николаеве: сказки или быль?

15.11.2010 в 20:01

В Николаеве власть и общественные организации до сих пор не могут прийти к общему заключению, сколько в городе беспризорных детей и есть ли они вообще. В очередной раз эта проблема обсуждалась на заседании координационного совета по вопросам борьбы с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств, алкоголизмом, заболеваемостью ВИЧ/СПИД и туберкулезом, которое состоялось 15 ноября в малом зале горисполкома.

Напомним, что на одном из предыдущих заседаний совета, в конце мая, глава правления Николаевского областного благотворительного фонда «Новое столетие» Валентина Макарова ошарашила всех заявлением о том, что их организация обнаружила в Николаеве 207 (!) детей-беспризорников и 17 мест их локального обитания. Милиция и городские социальные службы были крайне взбудоражены этим заявлением — они не то что не могли им помочь, но, как оказалось, даже не знали об их существовании! Реакцией с их стороны стал рейд по поиску этих детей, проведенный 8 июня, но ни одного беспризорного ребенка в ходе рейда обнаружено не было. А на сессии городского совета николаевский мэр Владимир Чайка заявил, что такого числа беспризорников в Николаеве давным-давно нет, каждый «неблагополучный» ребенок находится на учете, а все эти истории о беспризорных детях, их болезнях и жутком образе жизни были выдуманы организацией для получения гранта.

 

«Черные» списки

 

В ходе сегодняшнего заседания старший социальный работник «Нового столетия» Ольга Брага сообщила, что в рамках реализации проекта «Социальный патруль детям» организация проводит профилактику ВИЧ-СПИДа и других заболеваний среди «детей улиц», а также работу по улучшению качества жизни этих детей. На сегодняшний день проектом охвачено 240 детей, которым организация предоставляет ряд услуг — раздает продуктовые пайки, гигиенические наборы, медикаменты, одежду, информационные материалы, предоставляет консультации юриста и психолога, тестирует на ВИЧ сифилис (из 70 протестированных выявлен один ребенок с положительным ВИЧ-статусом) и т. д.

Отвечая на вопросы участников координационного совета, Ольга Брага дала понять, что «дети улиц» - это чаще всего дети-сироты и «дети из неблагополучных семей», которые живут «сами по себе». Но есть среди них и «бесхозные» дети, у которых нет родителей и которые лишены внимания со стороны государства, — таких 15 человек.

Начальник городской службы по делам детей Ирина Шамарина возмущена — она по-прежнему слышит от организации о существовании множества беспризорников, но так и не может уговорить руководство организации предоставить списки этих детей, чтобы можно было оказать им помощь.

Но Ольга Брага объясняла, что предоставить списки не может, поскольку детям было обещано, что о них никто не узнает. Если дети узнают, что о них рассказали социальным службам (а они это поймут сразу же как только их приедут забирать в милицию и в приют), они это воспримут как предательство, и в дальнейшем общаться с ними будет невозможно.

В напряженном диалоге на сторону Ольги Браги и «Нового столетия» стала и представитель областного центра лечения и профилактики ВИЧ/СПИД Людмила Островская. По ее мнению, предоставлять списки выявленных беспризорников организация не обязана вообще.

- Почему они должны показывать вам, в какие норы, в какие подвалы они лезли? Вы должны эти подвалы сами знать! - горячилась она. - И я считаю, что если я туда поехала и ко мне не вышли из этого подвала — значит, Я плохо работаю, значит, МЕНЯ там не хотят видеть. А они приехали — к ним вышли... Пускай 150, пускай 120, пускай 15 детей, но они это сделали. А что сделали вы, как представители госучреждений?.. Придите к ним, посоветуйтесь, и вместе побудьте с этими детьми, чтобы дети заинтересовались ВАМИ — тогда будет какая-то работа. А так, что вы придите, вы принесите, вы отвезите, вы покажите и скажите, чтобы они ко мне вышли, потому что я вот откуда-то там приехал — никогда такого не будет.

Секретарь координационного совета Вячеслав Шкляров рассказал, что выезжал несколько раз с «Новым столетием» на маршруты по поиску беспризорных детей. Увидеть их удалось не с первого раза.

- В следующий раз я поехал — я надел уже кроссовки, джинсы, футболку, убрал презентабельный вид. Дети вышли, но с осторожностью, и ко мне практически не подходили. И когда соцработники «Нового столетия» поговорили с детьми, они по одному, с опаской начали ко мне подходить. Я с ними только беседовал... Дети — как волчата. Сразу взять этого ребенка и начинать с ним проводить серьезную работу: вот давай, мы туда поедем, — я считаю, это глупо.

- Работа очень тяжелая, и к ним надо постепенно подходить. Как дрессировщик ко львам — потому что это все-таки львята. Они озлоблены на жизнь. Их надо немножко приручать, а потом уже с ними проводить работу, - убежден В. Шкляров.

 

Путь из подвала — в школу или на скамью подсудимых?

 

Предложения определить этих детей в приют Ольга Брага отмела сходу: забирать детей в приют нельзя, потому что дети этого НЕ ХОТЯТ. Попав в приют, они все равно сбегут оттуда. И в дальнейшем снова понадобится время, чтобы их найти, и не факт, что второй раз они пойдут на контакт.

И лучше, по убеждению О. Браги, потратить это время на то, чтобы УБЕДИТЬ ребенка, чтобы он не боялся взрослых, чтобы закончил образование в школе и ЗАХОТЕЛ жить нормальной жизнью.

- Одно дело — когда человек сам, осознанно принимает решение и берет за себя ответственность. И другое, когда мы искусственно — вот, так надо, и все. Когда человек сам принимает решение: да, я готов, я созрел, - он с удовольствием это берет и делает, он понимает, что это ему надо.

Только много ли найдется детей, которых удастся «убедить» и «поощрить» к этому, не может сказать никто. Ведь кто-то захочет обеспечить себе нормальную жизнь, а кому-то окажется по душе жить по «уличным» правилам — как быть со вторыми?..

Директор приюта Светлана Клюйко прогнозирует, что рано или поздно многие из этих детей окажутся на скамье подсудимых.

- Правоохранительные органы доставляют детей к нам в приют. Эти дети получают образование, - сказала директор приюта. - Но очень страшно, что многие дети, которые продолжительное время находятся на улице, попав в милицию говорят: «Я хочу быть проституткой, это моя профессия. Вы помешали мне уехать в Турцию».

Она не исключает и варианта, что многие из беспризорников, о которых долго и горячо рассуждали на совещании, даже не имеют свидетельства о рождении. Их ловит милиция, завозит в приюты, но документально эти дети — НИКТО. С ними можно сделать все что угодно: продать в рабство, изнасиловать, убить, разобрать на органы — и никто не понесет за это ответственности, потому что дети эти вроде бы как и не существуют в документальном смысле.

Уже четыре месяца власть общается на эту тему общественными организациями, и за все время не был сделан шаг навстречу. Все эти четыре месяца «Новое столетие» искало к этим детям подход. Но вот наступил учебный год — а дети остались в подвалах, хотя могли бы сидеть за партами.

- Не надо за ними гоняться. Надо убедить их в том, что они хоть где-то должны получить образование, чтобы стать людьми, - убеждена Клюйко. 

Сколько в Николаеве беспризорников, где они концентрируется и каким способом зарабатывают себе на жизнь, так и осталось загадкой. Представители власти вспоминают о рейдах, которые этих детей не выявили, и обижаются на фонд «Новое столетие» за нежелание предоставлять данные о беспризорниках.

С уверенностью можно сказать пока лишь одно: пройдет еще десяток таких координационных советов — и обе стороны по-прежнему будут перетягивать канат. Довольно метко по этому поводу высказалась заместитель мэра Раиса Вдовиченко, которая вела сегодняшнее заседание: все вроде бы хотим одного — добра и благополучия для этих детей, но как только приходим к необходимости объединить усилия для совместной деятельности, каждый пытается доказать, что именно он работает лучше...

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив