Особенности провинциального пиара: как в Николаеве выигрывали выборы
Отличительной чертой местных выборов-2010 была стремительная, молниеносная избирательная кампания, во время которой не всем представителям политических партий удалось убедить избирателя в своей состоятельности. Более того, избирателей даже не удалось уговорить хотя бы прийти на избирательные участки - рекордно низкая явка стала еще одной особенностью прошедших выборов.
Но на данный момент бюллетени подсчитаны, протоколы заполнены, деньги потрачены. Кстати о деньгах — огромные суммы, потраченные на предвыборную агитацию некоторыми политическими партиями, увы — не стали залогом хорошего результата. Кто и как убеждал николаевцев отдать свои голоса и почему соотношение «цена — качество» в агитации не стало догмой в предвыборной кампании на местных выборах в Николаеве — попробуем разобраться.
Начать нужно с конца — то есть, с результатов волеизъявления горожан: семь политических партий прошли в городской совет по итогам голосования в многомандатном избирательном округе. Мы не берем во внимание депутатов-«мажоритарщиков» — их избирательная кампания — это тема для отдельного разговора. Итоги голосования по партийным спискам выглядят так — 35,5% поддержки у Партии регионов, что вместе с бонусами дали возможность «завести» в горсовет 22 депутата, 8,7 % и, соответственно, 6 депутатских мандатов — у КПУ, 7,5 % и 5 депутатов у партии «Третья сила», у «Батькивщины» 7 % , у «Фронта змин» - 6,5% , но по четыре депутатских места от каждой политической силы, 3,7 % — у «Сильной Украины» и 3,1 % у «Партии зеленых Украины» - по 2 депутата.
Одной из весомых причин таких итогов стала та самая низкая активность избирателей — 36,3 % николаевцев нашли в себе силы и чувство гражданской ответственности и проголосовали. Низкая активность избирателей одним политическим партиям была выгодна и принесла дивиденды в виде дополнительных процентов, для других оказалась гильотиной, которая нещадно отсекала вожделенные голоса избирателей. Причин, по которым две трети николаевцев проигнорировали местные выборы, несколько. Первая — полная апатия и неверие избирателей в то, что ситуация поменяется в лучшую сторону. Проще говоря, слоган: «Голосуй, не голосуй…» стал идеологией для многих. Еще одна причина — сжатые сроки агитации. За три недели перед избирателями промелькнуло такое количество призывов, буклетов, плакатов и обещаний, что люди просто не смогли разобраться во всем этом. Третья причина — отсутствие интриги. Впервые местные выборы проводились отдельно от парламентских, а это значит, что по телевизору не шли яркие политические шоу с дебатами лидеров разных политических партий, не было скандальных разоблачений и громких заявлений с центральных каналов — а ведь именно это каждый раз и подогревало интерес к избирательному процессу. Как бы там ни было, но низкая явка сыграла свою роль и отразилась на результатах.
Например, для Партии регионов такой ход событий был на руку — не пришел голосовать именно протестный электорат. При более детальном изучении успех Партии регионов, взявшей большинство депутатских мандатов в городском совете, не кажется таким уж безоговорочным: соотношение потенциальных возможностей и реального результата не тождественно. Использовав «на полную катушку» свое привилегированное положение правящей партии, «регионалы» не смогли улучшить в Николаеве свой результат в сравнении с прошлыми выборами, хотя хитрых технологий они в этот раз внедрили немало. Начать нужно с того, что в метровых бюллетенях, где названия партий были вписаны мелкими буквами, Партия регионов стояла под номером один — поставил избиратель галочку за первую попавшуюся (в прямом смысле) партию, и готово. Случайно? Ну конечно же нет! Такая ситуация была по всей Украине. В соседнем Херсоне и вовсе конфуз случился— из-за того, что местные «регионалы» откровенно «прошляпили» «вказивку» сверху – быть во всех списках первыми. В итоге разгорелся всеукраинский скандал с мордобоем, и все же херсонский теризбирком, наплевав на все законы, отменил собственное решение о регистрации нескольких политических партии. По закону, очередность в избирательном бюллетене определяется временем регистрации в ТИК: раньше подал документы — выше в списке в избирательном бюллетене. В итоге в Херсоне Партия регионов все же была в бюллетене под № 1, как и в Николаеве. Местные «регионалы» попытались это даже использовать в рекламных целях — мол, мы везде «намбер ван», даже в бюллетенях, но после нескольких скандалов, подобных херсонскому, пыл поубавили — слишком комичным выглядело это первенство.
В принципе, результат Партии регионов абсолютно эквивалентен их предвыборной агитации. Свою кампанию «регионалы» проводили без надрыва, спокойно - эту политическую силу по понятным причинам не волновали ни сжатые сроки избирательной кампании, ни недостаток финансов, ни даже такие мелочи, как отсутствие в Николаеве накануне выборов свободных билл-бордов — специально для правящей партии рекламные щиты доставляли, расширяли, некоторых рекламодателей «попросили» на время отказаться от размещения рекламы. Как результат — билл-борды с рекламой Партии регионов заполонили Николаев. На одних мальчик в строительной каске предлагал «построить Николаевщину», другие сообщали о том, что «Николаевщина поддерживает политику Президента Януковича». Если первые не вызывали практически никаких эмоций (по задумке, видимо, планировалось умиление), то вторые настолько напоминали бессмысленные – и уже изрядно позабытые лозунги типа «Политику КПСС одобряем и поддерживаем!», что у людей старшего поколения вызывали эмоции – у одних ностальгическую ухмылку, у других – кислую мину. Так недалеко и до анекдотов «а-ля Леонид Ильич».
Еще одна серия рекламных щитов должна была раскрывать какую-то масштабную идею «единой команды» — на них изображались кандидаты в депутаты с надписью «Я в команде Партии регионов». Замысел, видимо, был в том, чтобы известный человек рекламировал партию. Получилось не очень удачно: были изображены много людей, далеко не все были известны николаевцам, и в итоге было не ясно: кто кого рекламирует — партия кандидата или кандидат партию.
Нельзя не упомянуть о вызвавшей массу противоречий акции «Детям любимого города», в рамках которой «регионалы» устанавливали детские игровые площадки. С одной стороны — хорошее дело, с другой — откровенный предвыборный контекст акции привел к тому, что площадки устанавливали на видных местах — вдоль дорог и магистралей, трамвайных путей. А все потому, что «венцом» детской площадки была табличка с названием партии, которая их установила, причем обязательно на видном месте. Ради этой таблички все и затевалось. Хотя нужно отдать должное — ход достаточно дешев по материальным затратам и результативен в плане поддержки электоратом. Что еще можно отметить? Реклама на центральных каналах, призывающая поддержать власть на местах, немного печатной продукции - вот, в принципе, и вся кампания «регионов». Стоит вспомнить разве еще «звездные» концерты, ради организации которых перекрывались центральные улицы (это ли не еще один пример использования своего привилегированного положения?) и фейерверки. Говорить о результативности такой агитации сложно — рассчитаны праздничные мероприятия были по большей части на молодежь, а как раз молодые люди в основном на выборы-то и не пришли. В общем, результат Партии регионов был предсказуем, и основывался он уже на той информационной платформе, которая существовала ранее. Даже если бы «регионалы» вообще не проводили никакой агитации, их результат в Николаеве был бы точно таким же.
То же самое можно сказать и о результате коммунистов, занявших второе место по количеству своих представителей в городском совете. Их результат стал прямым следствием низкой явки, при этом сыграла свою роль позиция самых активных избирателей на минувших выборах — бабушек и дедушек «за 60». К тому же в избирательном бюллетене коммунисты были вторыми, долго искать не нужно — просто подарок пожилым людям. Избирательная кампания КПУ в Николаеве проходила настолько тихо и незаметно, что можно сказать, что ее практически и не было. Партийная газета да наклейки на столбах с серпом и молотом — вот и вся агитация. А вот вспомнили и заговорили о КПУ лишь после подведения итогов голосования. Результат превзошел даже ожидания самих коммунистов — 8,7 % и 6 мест в городском совете при практически полном отсутствии затрат на кампанию.
Настоящим прорывом можно считать третье место и пять депутатских мандатов у еще месяц назад никому не известной в Николаеве «Третьей силы». Построив свою избирательную кампанию на двух брендах — кандидате в мэры Сергее Исакове и общественной организации «Наш город», партия смогла сделать практически невозможное: пройти в городской совет с достаточно приличным результатом, обойдя большинство старожилов украинской политики. Это при том, что назвать кампанию очень уж масштабной тоже нельзя: билл-борды, спецвыпуски газеты «Наш город» и качественная печатная продукция — это все, с чем партия «Третья сила» шла к избирателям.
Билл-борды были полностью завязаны на одного человека — Сергея Исакова. Именно он с рекламных щитов призывал николаевцев поддержать «Третью силу» на выборах. Первые билл-борды (те, на которых улыбающийся Исаков) вызвали противоречивую реакцию — одним безоговорочно нравились, другим столь же безоговорочно не нравились.
Подпорченной оказалась и последняя серия из-за плохой печати на многих щитах «картинка» оказалась блеклой и неяркой – судя по всему, полиграфисты «сэкономили» на краске. А вот слоган «Выбор — ваш, ответственность — моя» оказался удачным, причем настолько, что его начали «передирать» кандидаты из других городов.
В спецвыпусках газеты «Наш город» постоянно проводилась ассоциативная цепочка «Исаков - Наш город -Третья сила». Сергей Исаков на встречах с избирателями призывал проголосовать не только за него, но и за его команду в горсовете — партию «Третья сила». И таки убедил — более 10 000 горожан проголосовали за неизвестную партию, положившись лишь на авторитет Исакова и «Нашего города».
А вот кампанию «Батькивщины» назвать успешной нельзя — если в 2006 в городской совет пришли 11 депутатов от БЮТ, то на этих выборах «просочились» лишь 4. Сказалось на результате бегство из партии многих, казалось бы, «ярых сторонников» БЮТа, и так называемый «черный пиар», исходящий как от этой партии, так и направленный против нее. Но это уже совсем другая история.
Назвать избирательную кампанию «Батькивщины» активной не получается — считанные билл-борды и ситилайты, немного печатной продукции. Можно, конечно, припомнить скандал с изображением известного российского математика Перельмана, которого разместили на ситилайтах в качестве символа нищего украинского пенсионера, но официально «бютовцы» свое авторство под этим шедевром не признают. И напрасно — хоть чем-то бы запомнилась их предвыборная агитация. Потому как назвать их официальные рекламные щиты яркими и запоминающимися не получится — красные пятна на белом фоне, силуэт напоминает даму с косой. Текст - что-то там то ли про Батькивщину, то ли про Юлю... Кстати, сама Тимошенко лично приезжала поддержать свою команду в Николаеве — но ее приезд не принес много дивидендов, остался практически без внимания в местных СМИ. «Батькивщина» полностью положилась на имя и авторитет своего лидера — Юлии Тимошенко, но избирателю этого оказалось мало. Да и вообще, «Батькивщины» в этот раз было мало.
Строили свою кампанию на авторитете партийного босса и николаевские «фронтовики» - Арсений Яценюк призывал с экранов телевизора поддержать его команду на местах. А потом и лично приехал в рамках «предвыборного турне». Даже не смотря на то, что Сеня приехал не с пустыми руками, а подарил Николаеву очередную скульптуру, на результате голосования это особо не отразилось.
«Фрнтовики», как и «регионалы», в своей кампании также пытались эксплуатировать авторитет известных николаевцев — размещали на билл-бордах и ситилайтах фотографии известного художника Андрея Антонюка, главного редактора газеты Татьяны Фабриковой, сына известного поэта Дмитрия Креминя — Тараса и других. Но то ли лики с рекламных щитов не узнали, то ли авторитета их оказалось маловато, но кампании, построенной только лишь на размещении рекламы на щитах и ситилайтах, оказалось недостаточно для лучшего результата. Поэтому николаевский «Фронт змин» получил свои 6,5 % - что лишь не намного больше, чем получили Яценюк в Николаеве на президентских выборах.
Крайне неудачной и даже провальной оказалась избирательная кампания «Сильной Украины».
Всю свою кампанию «сильноукраинцы» в Николаеве построили на авторитете лидера партии— Сергея Тигипко. Совсем недавно, в первом туре президентских выборов, Тигипко занял в Николаеве почетное второе место, чем его местные сторонники страшно гордились. И решили, что Сергею Леонидовичу ничего не стоит протащить на своем авторитете в горсовет большую и дружную команду. Сказано – сделано! Город заполонили билл-борды. Но какие! Здоровенный глава николаевских «сильноукраинцев» Болтянский пожимал руку маленькому, тщедушному Тигипко. Пропорции были выдержаны в соотношении примерно 1:2, поэтому Болтянский выглядел значительным, добродушным великаном, Тигипко же, напротив, маленьким, сердитым карликом. Избиратель, похоже, так и не разобрался, кто из них кого представляет, кто старше и за кого, собственно, здесь призывают голосовать...
По финансовым вливаниям кампания «Сильной Украины» была одна из самых весомых — ходят слухи, будто только на печатную продукцию ухнули несколько миллионов. А широко разрекламированный и достаточно затратный праймериз среди кандидатов!
Издавали последователи идей Тигипко и некое подобие газет, но лучше бы они этого не делали! Стотысячный тираж с залитым синей краской Тигипкой на первой полосе изрядно повеселил горожан. После этого острые на язык николаевцы прозвали «Сильную Украину» «Синей Украиной», а слоган мэрской кампании Александра Болтянского «Сильный мэр – сильный Николаев», переиначили в «Синий мэр – синий Николаев!». Получилось смешно. Другое, в полиграфическом отношении более удачное издание, заполнялось каким-нибудь интервью с Болтянским, статьей про того же Болтянского, что-нибудь про Тигипку и всякой ерундой вроде «как уложить спать ребенка» или «худеем правильно». В качестве агитационного материала эти издания оказались провальными.
Кстати, Болтянский и «Сильная Украина» появились и в Интернет-пространстве Николаева — несколько местных сайтов разместили у себя его рекламу, а сам он тоже проспонсировал создание новостного интернет-ресурса. Но свой сайт раскрутить не успели, а от рекламы на чужих толку было маловато — не тот контингент.
Ходят слухи, будто сейчас у «сильноукраинцев» возникли некие «разногласия» со спонсорами, которые деньги дали – а в горсовет не прошли. Но «маємо те, що маємо» — еле-еле «сильная Украина» преодолела трехпроцентный барьер, приведя в горсовет аж двух депутатов.
И уж совершенно никакой кампании не было в Николаеве у «Партии Зеленых». Результат в 3,1%, или 4316 голосов — это всего лишь удачное, третье место в избирательном бюллетене, да наивность части николаевцев, полагающих, будто эта партия соответствует своему названию и действительно занимается проблемами экологии.
Таким образом, первые «самостоятельные» местные выборы состоялись. В Николаеве партии использовали три тактики для того, чтобы попасть в городской совет. Первая — это эксплуатация «бренда», названия самой партии. Именно по такому принципу строили свою кампанию Партия регионов, «коммунисты» и Партия зеленых. «Сильная Украина», «Фронт змин» и «Батькивщина» въехали в городской совет на именах своих партийных лидеров, полагаясь на их рейтинги во время минувших президентских выборов — и это вторая тактика. Третья заключалась в том, чтобы использовать в качестве «бренда» имя местного лидера. В связи с катастрофической нехваткой таковых получилось это только у партии «Третья сила».