Белобережье Святослава

22.02.2013 в 19:13

Кинбурнская коса – земля, овеянная древними легендами. Этот песчаный полуостров занимает территорию между Днепро-Бугским лиманом и Ягорлыцким заливом. Западная часть косы расположена в Очаковском районе Николаевской области Украины, восточная часть – в Херсонской.


Парк четвертичного периода


Геологическое происхождение косы связано с многочисленными регрессиями-трансгрессиями Черного моря и воздействием дельты Днепра на береговой ландшафт. Поднятие и опускание морского дна в четвертичный период колебалось, по мнению геологов, от 40 до 60 метров к современному уровню водной поверхности. Море то наступало на сушу, затопляя прибрежные долины, то отступало, оставляя за собой языки мелких лиманов и озер.


Древнее русло Днепра находилось гораздо восточнее. Река впадала в Черное море там, где сейчас находится Ягорлыцкий залив. Она несла песок, который тысячелетиями откладывался в дельте песчаными наносами. Шло время, Днепр сместился к западу и занял свое нынешнее положение.


Во II тысячелетии до нашей эры началась последняя трансгрессия моря. Оно затопило обширную песчаную равнину и образовало Ягорлыцкий залив. После этого морские воды стали «подпирать» старую дельту Днепра, вклиниваясь глубоко в сушу. Затем вода вновь отступила, оставив за собой современный Днепро-Бугский лиман. Вот уже целых 1500 лет Кинбурнская коса существует в тех пределах, которые обозначены на географических картах.


Мифы Борисфениды


Hынешний полуостров в древние времена был довольно хорошо известен финикийским купцам и пиратам. Этот край они называли Гилеей либо Борисфенидой. «Если переправиться через Борисфен (Днепр), то первой от моря будет Гилея, а вверху от нее живут скифы-земледельцы», — писал о Кинбурнской косе древнегреческий историк Геродот, посетивший эту землю в V веке до нашей эры. Гилея в переводе с греческого – «земля под густым лесом».


Геродот застал только остатки некогда могучих лесов. Задолго до греков территорию старой дельты Днепра освоили многочисленные племена сабатиновской, катакомбной и ямной культур. Это были охотники и рыболовы, земледельцы и ремесленники, жившие в эпоху поздней бронзы. Именно они уничтожили основную часть материковой Гилеи.


Лес был необходим древним металлургам, чтобы выжигать древесный уголь для плавильных печей, торговцам и рыбакам – строить суда и лодки, остальным – возводить жилища и отапливать их в зимние холода. К началу греческой колонизации в конце VII – начале VI вв. до нашей эры первозданный лесной массив сохранился только на территории современного Кинбурнского полуострова.


Ольвиополиты считали Гилею священной землей. Здесь обитали боги. Это был ритуальный центр древней Скифии. Cын Геракла - Таргитай укрыл в таинственных лесах сокровища племени. Это золото искали древнегреческие герои и… не нашли.

 

Многие античные авторы пересказывают предание о том, что накануне троянской войны корабли мирмидонян под предводительством Ахиллеса нанесли сокрушительное поражение союзному ахейскому флоту. В честь победы Ахилл устроил состязание в беге и быстрее всех пробежал стадию. Эти соревнования стали традицией, потомки героя назовут спортом. Напротив современных Рымбов есть высохшие соленые озера. Длина окружности одного из них равна двум стадиям – размеру классического стадиона для легкоатлетов (387 метров).


Хронисты позднего Рима Евсевий Кесарийский и Евхерий Лионский подробно описывают маршрут апостола Андрея Первозванного в его путешествии по Скифии. Двигаясь из Приазовья на Тамань, он посетил древнюю Гилею на Кинбурнском полуострове, затем пошел на Кавказ, откуда на корабле перебрался в Элладу. Здесь в городе Патры он был распят.


Степная вольница


В VIII – X вв. территория косы делается очень привлекательной для купеческих и военных кораблей. Удобные гавани полуострова позволяют останавливаться торговым караванам, чтобы провести переоснастку и мелкий ремонт судов для дальнейшего продвижения «из варяг в греки». После византийского похода в 971 году киевский князь Святослав был вынужден зимовать на полуострове, так как у днепровских порогов его поджидали печенеги. В древнерусских летописях эта местность получила название «Белобережье Святослава».


Татаро-монгольское нашествие надолго включило Северное Причерноморье в экономическую и политическую орбиту Золотой орды. Торговые артерии из Передней Азии, путь «из варяг в греки», янтарная торговля и Великий шелковый путь оказались под контролем единой державы. Однако монгольская государственность не стала прочным образованием. Единая империя начала дробиться на отдельные улусы. В ХVI веке в морских лоциях генуэзских купцов появляется новое название полуострова – Килин-бурун. В переводе с татарского – мыс тонкий, как волос.


XV—XVI века – белое пятно в истории Косы. Источники, которыми пользовался известный российский историк Василий Татищев, доносят до нас глухие сведения «о маргинальной стране», где «дикие татары и вольные казаки составили воровское сообщество».


Кинбурнская коса и Днепро-Бугский лиман в позднее средневековье стали территорией, где действовали вооруженные отряды татар и запорожских казаков, занимающиеся морским разбоем и работорговлей. Эти банды были неподконтрольны крымскому хану и сечевым полковникам. Они грабили торговые суда, устраивая ложные маяки, совершали набеги в глубь Украины за человеческим ясырем.


Запорожские бурдюжники и ногайские татары создали здесь свою криминальную экономику. В начале ХVI века в одну из гаваней Кинбурнской косы напротив военной крепости причалил турецкий корабль, который среди бела дня был разграблен и сожжен. Нападавшие уничтожили экипаж, в плен к бандитам попал 5-летний мальчик – племянник турецкого султана Сулеймана I. Похитители запросили за пленника большой выкуп. Султан заплатил и… послал на Кинбурн карательную экспедицию из янычар, чтобы наказать разбойников. Отряд вернулся ни с чем. Татары и казаки «растворились» в бескрайних степях и лиманских плавнях Аджигола.


К началу ХVIII века на турецкой территории, которая контролировалась Очаковским пашой, проживало немногочисленное население. Запорожские казаки основывали здесь свои зимовники. Они ловили рыбу, охотились. Время от времени объединялись с татарами и занимались мелким разбоем. Это мирное сосуществование казаков и татар нарушалось во время русско-турецких войн. Ногайцы, состоявшие в вассальной зависимости от султана, разоряли зимовники. Казаки уходили воевать с турками в составе русских войск. Однако войны заканчивались, и мирная жизнь на Кинбурнской косе продолжалась.


Периодические войны во второй половине ХVIII века превратили территорию полуострова в стратегически важный форпост для воюющих сторон. Летом 1787 года Турция объявила России войну. Главной целью османской Порты было овладение Крымом. К выполнению этой задачи привлекался флот с сильным десантом и гарнизон в Очакове.


Стремясь использовать выгодное положение нападающей стороны, турки сразу же проявили большую активность на море и 1 октября высадили десант на Кинбурнской косе. Охрана Кинбурна, прикрывавшего Херсонские верфи, была доверена генерал-аншефу Суворову. Его отряд значительно уступал в численности янычарскому корпусу. Тем не менее, после картечного залпа пехота и конница бросились на турок. В первые минуты боя был убит командир янычар Эюбага. Противник не выдержал натиска русских солдат и откатился к своим укреплениям на оконечности косы. Суворовские гренадеры с ходу захватили 10 траншей из 15, но… сразу попали под жестокий огонь корабельных батарей турецкого флота. Ядра и картечь косили солдат и казаков. Ранены были почти все батальонные командиры. У лошади Суворова ядром оторвало голову. Русская пехота, состоящая из новобранцев, дрогнула и начала отступать.


Генерал-аншеф со шпагой в руке отходил в последних рядах. Вечером его ранило картечью в грудь. Однако командир не покинул поля боя. Он возглавил третью контратаку, которая и принесла победу русским войскам. Полководец точно определил момент для решающего удара. Суворов бросил в бой последний резерв - 400 отборных пехотинцев и 900 кавалеристов.


Турки потерпели сокрушительное поражение. Было убито и потоплено около 5000 янычар. Потери русских составили - 16 офицеров и 419 солдат. Кинбурнская победа произвела сильное впечатление и в Стамбуле, и в Санкт-Петербурге. Екатерина II прислала Суворову орден Андрея Первозванного - высшую российскую награду.


Война и мир


Эпоха войн закончилась присоединением Крыма и всего Северного Причерноморья к Российской империи. Кинбурнская коса стала пограничной территорией. Старая турецкая крепость в западной части полуострова была восстановлена по приказу губернатора Новороссийского края, в восточной – разместилась пограничная стража Олешковской сечи. Земли полуострова постепенно стали «обрастать» казачьими селами и хуторами. Население несло пограничную службу, занималось огородничеством, охотой и рыболовством. Православное казачество, особо почитающее Пресвятую Богородицу, строило храмы в честь нее. Названия первых сел - Покровские хутора и Покровка – стремление обрести поддержку Божьей матери в суровом краю.


Во время Крымской войны Кинбурнская коса вновь становится стратегическим объектом, за который начинается борьба.


3 октября 1855 года англо-французские союзники высадили десант на полуостров и отрезали крепость от суши. После этого союзный флот под командованием французского адмирала Брюэ стал на якорь в 6 кабельтовых от русских укреплений и начал артподготовку из бомбических орудий. Линейные корабли стреляли по главному форту, фрегаты, корветы и канонерские лодки - по передовым батареям.


Крепость защищал небольшой гарнизон из 1500 человек во главе с генералом Кохановичем. Слабые насыпные валы не выдержали бомбардировки плавучих батарей «Лавэ», «Тоннант» и «Девастасьон». Орудия крупного калибра, установленные на бронированных баржах, буквально снесли крепость. Французский император Наполеон III, по чертежам которого были построены эти прообразы броненосцев, внимательно следил за ходом событий.


Кинбурнский гарнизон, имевший на вооружении 62 устаревших орудия, отчаянно сопротивлялся. «Девастасьон» получила 31 попадание в борт и 44 в палубу, «Тоннант» и «Лавэ» - по 60 и 59 попаданий соответственно. Но их броня ни разу не была пробита. 5 октября в 12.30 союзники начали свозить с кораблей дополнительные силы десанта, в 13.35 Кинбурн капитулировал. Андреевский флаг крепости был спущен. Гарнизон потерял 45 человек убитыми и 130 защитников получили ранения. Это была последняя победа франко-турецко-английской коалиции. Союзники так и не сумели прорваться к Николаеву.


Командующий десантом оставил зимовать на косе две полуроты сардинских пехотинцев и взвод алжирских спагов. Оккупанты ограбили крепостную церковь, разрушили памятник Суворову, забрали с собой и бронзовый бюст полководца, отлитый в Петербурге по модели скульптора Демут-Малиновского. Солдаты вели себя плохо. Они реквизировали у местных жителей всех лошадей, домашнюю скотину и птицу. Однако судьба этого гарнизона печальна. Теплолюбивые алжирцы и уроженцы Сардинии часто болели и умирали на продуваемом зимними ветрами полуострове. За три месяца «зимовки» из 250 человек в живых остался только 131.


По условиям Парижского мирного договора России запретили строить военные корабли и морские базы на Черном море. В 1857 году было принято решение упразднить кинбурнский гарнизон и не восстанавливать крепость.


Рыбацкий край


Время суровых баталий ушло. Население полуострова начало создавать свою мирную экономику. Рыбацкие артели снабжали сырьем четыре очаковских рыбных завода. Возродились соляные промыслы. Теперь уже не артели воинственных чумаков, а частные владельцы определяли экономическую политику территории. Коса жила мирной жизнью вплоть до 1917 года.


Гражданская война и интервенция «касательной линией» прошлись по территории полуострова. Деникинцы, отступая из Очакова, пытались затопить на оконечности полуострова тихоходные транспорты, которые они не могли увести в Крым. Однако затопить суда в Днепро-Бугском лимане не получилось. Белогвардейцы сумели взорвать корабли только на северном траверзе Тендровской косы.


После октябрьской революции большевики организовали на Кинбурнском полуострове два рыболовецких колхоза, которые поставляли осетровую рыбу к «кремлевскому столу». Добыча соли оказалась здесь не рентабельной, древний промысел прекратился, и промышленная жизнь на этой окраине СССР едва теплилась.


Во время Великой Отечественной войны через Кинбурнскую косу проходила эвакуация армейских частей Очаковского укрепрайона в Севастополь. По союзному договору между фашистской Германией и Румынией территория полуострова вошла в румынскую провинцию Транснистрию. Однако немецкая оккупационная администрация из-за стратегической важности полуострова оставила контроль этой территории за собой. В Покровке находилась немецкая комендатура, а в Очакове – румынская уездная администрация. При отступлении оккупанты разграбили имущество рыболовецких колхозов и сожгли села. После войны хозяйство восстановили. Кинбурнская коса обрела статус пограничной территории.


Богемная территория


В 1971 году по решению Николаевского облисполкома вся территория косы объявлена государственным заповедником. Это тихое место облюбовала богема. Музыканты, художники, поэты и киношники уезжали «в провинцию у моря», чтобы на безлюдном пляже релаксироваться от «пятилетки качества», «ускорения» и «перестройки». Позднее к ним подтянулись хирурги, стоматологи, космонавты и профессура из окрестных вузов. Элитарная мода на уединенный отдых стала привлекательной и похоронила одиночество на косе.


16 декабря 2009 года Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ № 1056, в котором поручил создать на территории Очаковского и Березанского районов Николаевской области национальный парк «Белобережье Святослава». К территории национального парка, как сказано в документе, включено 35223,15 гектара земель госсобственности. Кабинету Министров Украины поручено изыскать средства для функционирования национального парка «Белобережье Святослава». Однако стоит сказать, что с созданием парка проблемы не были решены — их даже прибавилось.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив