Коммунисты удивились, что в сносе памятника Ленину нет состава преступления
Коммунисты удивились, что в сносе памятника Ленину нет состава преступления
На внеочередной сессии Николаевской областного совета, которая состоялась 3 апреля, коммунисты напомнили о сносе памятника Ленину и потребовали, чтобы начальник управления внутренних дел Юрий Седнев доложил о ходе расследования дела и о том, привлечены ли виновные к ответственности.
Ничего, что могло бы удовлетворить коммунистов, генерал не сообщил. Он сказал, что данные действия могли бы квалифицироваться по двум статьям Уголовного кодекса — это ст. 194 (Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, которое причинило вред в больших размерах) и ч. 2 ст. 298 (Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей).
Однако оказалось, что по первой статье привлечь невозможно, поскольку остаточная стоимость памятника составляет 0 грн. Невозможно привлечь и по второй статье, поскольку памятник не является культурным наследием. Таким образом, уголовные производства были прекращены в связи с отсутствием состава преступления.
Депутат от КПУ Елена Симоненко недоумевала, каким образом остаточная стоимость памятника могла оказаться нулевой, если пять лет назад этот памятник ремонтировали и даже выделили на него 50 или 60 тыс. гривен. Начальник УМВД отвечал, что данные о нулевой стоимости памятника предоставил горисполком.
Руководитель фракции коммунистов Сергей Пучков интересовался, выясняла ли николаевская милиция, давал ли и.о. городского головы Юрий Гранатуров разрешение на снос памятника и было ли заседание исполкома по этому вопросу. Юрий Седнев говорил, что если у милиции нет состава преступления, то в качестве кого и на основании чего органы внутренних дел должны допросить Гранатурова?
- Вот если бы был состав преступления, то его бы тогда допрашивали, согласно Уголовного Процессуального Кодекса, в статусе либо свидетеля, либо подозреваемого. Но уголовного производства нет, соответственно, и допрашивать его мы не можем, - объяснял начальник УМВД.
На слова генерала о закрытии уголовного производства на основании декларируемой «нулевой стоимости» отреагировал депутат Николай Машкин, избранный от Партии регионов.
- А если я, например, по каким-либо причинам разломаю памятник Черноволу или Шевченко, это тоже не будет иметь состава преступления? - спросил он.
На это генерал-майор ответил, что есть субъективная, а есть объективная сторона любого деяния. В каждом отдельном случае, при совершении преступления или правонарушения, уголовное производство начинается с установления потерпевшего, затем выставляется сумма нанесенного убытка, определяется моральный ущерб, а потом ввиду собранных вещественных доказательств и свидетельских показаний идет квалификация преступления, дальнейшее расследование, выявление и привлечение к ответственности виновного.
Однозначного ответа на вопрос Машкина генерал не дал.
Свое недовольство в адрес начальника областной милиции высказал и присутствовавший на сессии депутат Верховной Рады, член фракции КПУ Николай Дзарданов.
- За месяц до этого события (сноса памятника Ленину — авт.) я вам направлял письменное обращение от имени народного депутата. И у меня есть ответ, что памятник охраняется и все в порядке, - сказал коммунист. - Вот уровень вашей работы!
На вопрос Дзарданова, почему милиция не охраняла памятник, Юрий Седнев ответил, что в тот день на площади находились жители города Николаева, и главная задача, которая стояла перед милицией, - это минимизировать последствия, которые могли бы нести опасность для жизни и здоровья граждан.
- Я считаю, что в данной ситуации милиция свою задачу выполнила. А уже все остальные вопросы, они политические, и вы их решайте самостоятельно, - сказал Седнев. - Прошу органы внутренних дел в политику не втягивать. Мы находимся посередине. У органов внутренних дел есть своя четкая функция, которую они должны выполнять, - это охрана общественного порядка и защита прав граждан.
Но коммунисты не унимались, и член их фракции Алла Могилевская снова затронула вопрос ущерба. Она считает, что материальный ущерб от сноса памятника есть, поскольку затрачены средства на его реставрацию. Но куда более очевиден, по ее мнению, моральный ущерб — в первую очередь, для ветеранов и тех людей, которые прожили и проработали в СССР большую часть своей жизни и в жизни которых, как ни крути, Ленин играл свою роль. И призналась, что лично для нее, как ветерана, снос памятника стал настоящим потрясением.
Седневу оставалось лишь развести руками и констатировать, что милиция может оперировать только фактами. Для оценки того же морального ущерба необходима экспертиза, говорил он. Насчет материального ущерба он сказал следующее:
- Есть памятник. Он принадлежит громаде. Официальный орган предоставления интересов громады — исполком. От исполкома официального заявления либо оценочной стоимости не поступило. Что мы можем рассматривать? Заявления граждан? Они не являются субъектом уголовного производства, касающегося этого памятника.
В свою очередь, руководитель фракции Партии регионов Феликс Ольшевский внес предложение, чтобы все памятники, независимо от их состояния и значимости, были переданы на баланс местных органов власти и чтобы была проведена их денежная оценка. Он считает, что в дальнейшем это позволит избежать той коллизии, которую мы сейчас наблюдаем в случае с памятником Ленину. И даже если с каким-то из этих памятников что-то случится, уже не составит труда установить материальный ущерб.
- Когда памятник ольшанцам, памятник Черноволу или еще кому-то, будет передан на баланс местного совета, тогда мы можем говорить о том, что они являются частью какого-то наследия и представляют какую-то ценность, и тогда они будут защищаться, - сказал Ольшевский.
А первый секретарь обкома КПУ, народный депутат Украины прошлых созывов Владимир Матвеев в ходе сессии высказал предположение, что при определении остаточной стоимости памятника Ленину допущена досадная, а, может быть, даже умышленная ошибка.
- Не может горисполком дать нулевую остаточную оценку памятника, - убежден он. - Точно с такой же остаточной стоимостью у нас может быть зоопарк, который построен на средства предприятия методом народной стройки, балансовая его стоимость будет «ноль», сегодня его могут снести и за это никто не будет нести ответственность.
Заверения Седнева в абсолютной нейтральности милиции Матвеев подверг сомнению.
- Я не буду называть фамилию человека из областного управления внутренних дел, который мне сказал: поступила команда министра внутренних дел стать на сторону тех, которые сносят памятник, - проинформировал первый секретарь обкома КПУ.
Он также сообщил, что у коммунистов есть документы и видеозаписи, которые подтверждают, что спецподразделения милиции прокладывали путь технике, которая валила памятник.
- Мы сделаем новую оценку, экспертную оценку, документально заверенную и художниками, и скульпторами, и попросим вернуться к этому вопросу и найти тех, кто виновен, - заявил коммунист.
Александр Влащенко