Игры патриархов
Недавний визит в Россию Вселенского патриарха оставил недюжинный "украинский" след. По конец поездки Варфоломей I высказался по поводу раскола, "канонической церкви" и объединения. Слова патриарха ясности сложной ситуации не добавили. В Киеве до сих пор спорят о том, что же он имел в виду.
Продолжительный (более недели) визит главы Константинопольской православной церкви в Россию еще до его начала рассматривался экспертами как одно из наиболее значимых событий в церковной дипломатии последних лет. Еще по результатам прошлогодней поездки лидера РПЦ в Стамбул наблюдатели заговорили об ожидаемом потеплении традиционно непростых взаимоотношений двух патриархий. Успех же нынешнего визита расценивается как очередная "дипломатическая победа" главы Русской православной церкви. Впечатляющий масштаб мероприятий, благосклонная реакция гостя, подвижки в обсуждении подготовки к Всеправославному собору – майские события оставили после себя яркие воспоминания. И не последнее место среди них занимают несколько реплик Варфоломея I касательно положения церковных дел в Украине.
По итогам поездки, программа которой была очень насыщенной, Вселенский патриарх сделал вывод о том, что "вера в Бога получила всеобщее распространение в России и отнюдь не скрывается". Торжественные богослужения (патриархи совместно совершили три литургии) как в Москве, так и в Санкт-Петербурге, поклонение святыням, крестные ходы, многотысячное шествие в день памяти святых братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия, "подкрепленное" студенческими массами, принятие военного парада в Кронштадте – в России встречали высокого гостя с размахом. Но как бы впечатляюще ни выглядела внешняя сторона визита, основное внимание заинтересованных кругов было сосредоточено на переговорном "закулисьи". И, если судить по словам самого патриарха Варфоломея, одним из главных предметов обсуждения стали перспективы ускорения подготовки к Всеправославному собору.
Проведение собора, готовиться к которому начали еще в 1960-ых годах (а заговорили о необходимости его проведения еще в первом десятилетии XX века), – давняя мечта Варфоломея I. Итогом майского посещение России стало совместное решение двух патриархов "ускорить процесс" с тем, чтобы к концу 2010 – началу 2011 года окончательно определились вопросы, которые и будут вынесены на обсуждение на соборе. Среди них – не только вопросы о посте, о препятствиях в браке, вопрос экологии, но и определение механизмов предоставления автокефалии и автономии – проблема, особенно значимая для украинского православия. На сегодня усредненная базовая позиция двух сторон такова: согласие на отделение "дочерней" церкви дает "материнская", а провозглашает автокефалию Вселенский патриарх с согласия всех поместных православных церквей. Но называть эту формулу окончательной пока рано. Еще одним потенциальной проблемой может стать обсуждения диптиха – "порядок чести", определяющий место главы каждой православной церкви среди "коллег". Традиционно "первым среди равных" является Вселенский патриарх, но в России любят подчеркивать то, что РПЦ среди этих "равных" церквей – самая большая…
При очевидной заинтересованности патриарха Варфоломея в проведении собора особое внимание привлекает вопрос компромиссов, благодаря которым это проведение может стать возможным. Недавняя история уже знает пример обострения взаимоотношений Москвы и Фанара (греческий район в Стамбуле, где "базируется" константинопольская патриархия) в 1990-ых годах, связанная со спецификой ситуации в Эстонии, где существует две православные церкви разных "юрисдикций". Теоретически, подобный повод для разногласий могла бы обеспечить и Украина, но пока – не складывалось.
Обычно считается, что среди главных "ночных кошмаров" Русской православной церкви числится уход одной из "раскольничьих" украинских церквей под омофор Вселенского патриарха, а обретение каноничного статуса "непророссийским" православием, в свою очередь, приведет к оттоку национально сознательных верующих из УПЦ (МП). Подобного решения в 2008 году ожидали от Киевского патриархата, а в 2009-м о своем желании пойти "под руку" заявила Украинская автокефальная православная церковь. Именно поэтому несколько предложений Варфоломея I о том, что он желает митрополиту Владимиру увидеть прекращение схизмы, сказанные в интервью российскому телеканалу, вызвали большое оживление. Слова предстоятеля, адресованные раскольникам, получили распространение в виде формулировки: "Пускай они не колеблются, а присоединяются к канонической Церкви, которая является кораблем спасения". В России подобная фраза была расценена однозначно – альтернативные украинские православные церкви должны покаяться и вернуться в лоно УПЦ (МП). В Украине же противоположный лагерь заговорил о том, что не уверен в корректности перевода, и подчеркнул: Вселенский патриарх не сказал, куда именно должны вернуться "бунтари".
Главным источником всего нынешнего богатства интерпретаций стало употребленное патриархом словосочетание "каноническая церковь". В Москве его расценили однозначно – речь может идти только о РПЦ. А вот в Киевском патриархате допускают, что Варфоломей I мог иметь в виду совсем иное. "Патриарх Варфоломей не дает уточнение, к какой именно "канонической церкви" он призывает присоединяться", - отмечал глава информационно-издательского департамента УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря). С равным успехом речь могла идти и о Константинополе, полагают эксперты. "… Говоря о возвращении в каноническую матерь-церковь, Варфоломей не сказал о Московской патриархии. Вместе с тем он не раз говорил, что такой материнской церковью для украинского православия является Константинополь", - цитирует "Коммерсант-Украина" главу Религиозно-информационной службы Украины Тараса Антошевского. В любом случае, вопрос о скорейшем покаянии не стоит, уверяют и в УПЦ (КП), и в УАПЦ, тем более, что несколько фраз из интервью нельзя назвать задокументрированной официальной позицией.
Своеобразие формулировок Вселенского патриарха (если они действительно были корректно переведены) сторонники схизмы склонны объяснять его дипломатичностью. "… Гость, когда приезжает, то всегда говорит приятные вещи. Он (патриарх Варфоломей, - "Подробности") приятное говорил украинцам, теперь приятное говорит россиянам. А когда встречается с митрополитом Владимиром – приятное говорит и ему", - предполагает патриарх Филарет. "Аккуратность" в высказываниях "первого среди равных" подтверждает и его недавний сеанс общения с Виктором Януковичем. Главе украинского государства он сказал, что молится за исчезновение раскола и выказал убежденность в том, что Виктор Федорович сделает все возможное, дабы "залечить эти раны" – и ничего более конкретного… Желание "говорить приятное" Москве может быть связано и с мечтами о Всеправославном соборе, и с попытками, заручившись поддержкой РПЦ (и России – с Дмитрием Медведевым глава Константинопольской церкви тоже встретился), укрепить свое влияние и в мире, и в Турции. Тем не менее, и в России "потепление" как однозначное благо во веки веков рассматривают далеко не все. Помимо точки зрения "Варфоломей окончательно отказался от Филарета" в ряде российских изданий получила распространение и другая точка зрения: с объединением с раскольниками центробежные настроения могут укрепиться уже в УПЦ (МП), которая тогда станет главным претендентом на автокефалию - в ущерб позициям РПЦ…
Каким бы ни был итог дипломатических игр между двумя патриархами и их конечные цели, стоит отметить, что "единой поместной" уже реже вспоминают и в Украине. С окончанием каденции Виктора Ющенко эта идея утратила свою значимость для украинской власти. Предпочтения Виктора Януковича очевидны – он является не просто приверженцем УПЦ (МП), но и высоко ценит общение с патриархом Кириллом, благословившим его на президентство. А взгляды главы РПЦ (который в июле собирается вновь проехаться по нашей стране с "пастырским" визитом) на "русский мир" и место в нем украинской "канонической территории" общеизвестны. И, кто знает, как будет развиваться ситуация, если осторожный Вселенский патриарх и в самом деле отступится от Киева всерьез и надолго.
Ксения Сокульская