Янукович обрел автономию

20.01.2011 в 15:35
Янукович обрел автономию

Янукович обрел автономию

Подробности

 

Первым масштабным госюбилеем 2011 года стало 20-летие автономии Крыма. Дату обретения самостоятельности готовятся отметить не без размаха. Но по иронии судьбы в последнее время власть центра над полуостровом становится все сильнее.

Взятие Крыма

Наступивший год для нашей страны может стать сезоном больших празднований. Именно в 2011-м предстоит отметить 20-й день рождения независимого государства и 15-й – Конституции. Но первым в череде таких праздников стоит двадцатилетие восстановления крымской автономии, решение о котором было принято 20 января 1991 года.

За минувшие два десятка лет неоднократно обсуждались вопросы целесообразности существования более или менее самостоятельной единицы в границах унитарного государства, или наоборот – возможного расширения прав автономии то ли национального, то ли "общего" характера. И, хотя в разное время разные власть имущие придерживались-таки разных взглядов на положение вещей, к памятной дате АРК по-прежнему существует, хотя права и возможности ее руководства за минувшие 20 лет и подвергались коррекции. На протяжении всех этих лет Крым трудно было бы назвать самым простым в управлении регионом Украины – как в политическом, так и в социально-экономическом отношении. Но все же контроль над одним из самых лакомых кусочков среди украинских территорий не теряет своей соблазнительности для тех или иных правящих сил. И нынешняя партия номер один – не исключение.

Последние годы правления Виктора Ющенко прошли под знаком не всегда подковерной борьбы между традиционно сильными в Крыму коммунистами и набирающими обороты "регионалами". И у первых, и вторых дела не во всем и не всегда обстояли благополучно. Главный "красный" Крыма Леонид Грач регулярно конфликтовал с Центром, да и местные группы влияния внутри ПР посвятили несколько лет кулуарным войнам, одним из этапов которых стало временное изгнание главы крымского отделения Василия Киселева из партийных рядов. Но окончательным поворот ситуации в пользу "регионалов" обеспечил результат президентских выборов. Как можно было ожидать, в 2010 году полуостров поддержал Виктора Януковича. Во втором туре действующему президенту свои голоса отдали 78,24% тех крымчан, которые пришли на избирательные участки.

С установлением власти новоиспеченного главы государства, обещанная правящей коалицией стабилизация не обошла стороной и автономию. В марте 2010 года "строптивый" спикер парламента автономии Анатолий Гриценко был заменен Владимиром Константиновым, а Совет министров АРК под чутким руководством Киева возглавил доселе просто "присматривающий" за Крымом "регионал" Василий Джарты. Следующие шаги – "перетряхивание" чиновников, замена "силовиков" кадрами из Донбасса – проходили по схеме, близкой к сценариям, реализовавшимся во многих регионах Украины. Ну, а громогласным аккордом в симфонии всеобщей стабильности под конец года стали местные выборы. Они прошли для "регионалов" не настолько блестяще, как, возможно, хотелось, но все же президентским однопартийцам удалось обеспечить далеко не худший в масштабах страны результат. В конечном итоге в масштабах автономии ПР оказалась на коне: за ней подавляющее большинство в Верховном совете Крыма – 80 мандатов из 100. На фоне такого успеха тот факт, что больше половины путевок в парламентскую жизнь были получены благодаря "мажоритарке", быстро забылся. "Регионалы", которые отныне не нуждаются в приложении коалиционных усилий, быстро закрепили достижения на практике, сформировав новый Совет министров и перераспределив руководящие парламентские кресла. Но самая верхушка принципиально не поменялась – главой Совмина остался Василий Джарты, а спикером – Владимир Константинов. Но без присмотра сверху они не остались.

В декабре 2010 года президент назначил очередного своего представителя в автономии. На этот раз оным стал экс-глава Минрегионстроя Владимир Яцуба, которого недавняя реорганизация Кабмина лишила портфеля. Экспертами подобный шаг оценивается по-разному. Одни допускают, что назначение в Крым является синекурой для заслуженного чиновника – приятно, необременительно, но полномочия подкачали. Другие, напротив, предполагают, что президент таким путем укрепляет свои позиции в автономии, выстраивая вторую линию обороны собственных позиций в Крыму. В таком случае, Владимир Яцуба может либо рассматриваться как возможный преемник Джарты (нынешнему главе Совмина то повышение "сватают", то напротив – вынужденную отставку по состоянию здоровья, пошатнувшегося  в последнее время), либо, наоборот, как противовес, позволяющий избежать усиления позиций нынешних кормчих полуострова. Сам же бывший министр обещает всецело поддерживать начинания руководства автономии. "Готов подставить свое плечо в решении этих вопросов на центральном уровне. Мы дружно будем работать на благо Крыма", - ободрил он окружающих.

Все те же грабли

Работать на благо Крыма обновленная власть готова, засучив рукава. Местные "регионалы" расписывают Стратегию экономического и социального развития Крыма, рекламируют грядущее выполнение всех предвыборных обещаний, мечтают о том, что Крым получит особый экономический статус, который позволит развивать автономию и без дополнительных реверансов в сторону Киева. Ну, а идеалом, которого бы хотелось достичь в ближайшее время, мог бы стать новый закон об АРК – с полномочиями пошире и поприятнее, и в первую очередь – с правом законодательной инициативы для местного парламента. "Мы просим больших полномочий и право законодательной инициативы. Так происходит во всех автономиях мира, и ничего здесь такого военного нет, поскольку законы могут касаться только деятельности и прав, установленных в Конституции", - цитирует "Зеркало недели" комментарий Владимира Константинова к просьбе крымских парламентариев, адресованной народным депутатам.

Гипотетическое расширение полномочий Верховного совета – бонус очень приятный. Ныне "околокрымские" законы, как и все остальные, принимаются ВРУ. А она далеко не всегда снисходительна к просьбам "младших" коллег. Ярким тому примером 13 января стало голосование за законопроект, которым предполагалось "усовершенствовать управление землями на территории АРК" – в сущности, предоставить местным органам власти право распоряжаться (вплоть до заповедных) исключительно с оглядкой на Совет министров автономии. Совмину такое расширение прав пришлось бы очень кстати. Собиранием земель (очевидно, не в ущерб действующей власти) Василий Джарты, похоже, готов заняться всерьез. Во всяком случае, в 2010 году в Крыму уже были отменены ряд более ранних решений о выделении земли, пообещали вернуть распроданные было части рекреационных зон, глава Совмина лелеет мечты о передаче под руку автономии территории ведомственных санаториев… А главное – "регионалы" декларируют готовность рьяно бороться с самозахватами.

Проблема пресловутых самозахватов, судя по реакции местных властей, особую актуальность приобрела вскоре после того, как принятие приятного "земельного" закона было сорвано. Законопроект поддержали всего 26 "за", и документ отправили готовиться к еще одному второму чтению. Такой провал сам Василий Джарты пояснил принципиальностью собственной позиции. "Причина, думаю, в том, что есть депутаты, которым невыгодно, чтобы этот закон действовал. Среди депутатов, в том числе и в Партии регионов, присутствуют люди, у которых есть интересы на побережье Автономной республики Крым. И им не хотелось бы, зная мою позицию, договариваться со мной, потому что договориться со мной будет невозможно", - убежден он. Оговорка по поводу "в том числе и в Партии регионов" прозвучала актуально – фракция ПР не дала ни единого голоса ради укрепления позиций однопартийца. А последний тем временем занялся вечной крымской проблемой – татарскими землями.

Своеобразным подарком власти крымским татарам к юбилею автономии стало открытое письмо Василия Джарты, который лишь недавно вернулся к работе. Желая разобраться с "так называемыми крымскотатарскими земельными самозахватами", глава Совета министров не слишком выбирает выражения и завершает обращение к лидеру Меджлиса на воинственной ноте. "В случае отсутствия реакции на мое предложение об освобождении самовольно захваченных участков, мною будет направлено соответствующее обращение в правоохранительные органы и прокуратуру с требованием принятия незамедлительных мер к нарушителям", - предупреждает главный крымский "регионал". О том, что "силовики" могут быстро решать некоторые проблемы, напоминают события на Ай-Петри в 2007 году, когда при сносе самовольных построек были задействованы "Беркут" и "Сокол". Но у представителей крымских татар резкость премьера вызвала недоумение. Вторая сторона не устает напоминать, что на долю татар приходится лишь 17 процентов самозахваченных земель, а заодно – и о других "долгоиграющих" затруднениях, вроде проволочек со строительством мечети в Симферополе. Стремление власти "с разбегу" решить одну из самых болезненных проблем в Украине может привести к слабо предсказуемым результатам. "В любом случае, ничем хорошим это не закончится. Может дойти до кровопролития. Особенно это реально там, где на участках уже построено жилье и человек потратил все, что имел, на стройку. Дома будут сносить вместе с людьми. Естественно, реакция будет непредсказуема", - предполагает Мустафа Джемилев.

Излишняя резкость порывов крымских властей удивляет и некоторых экспертов. "Я думаю, что премьеру было бы правильнее встретиться сегодня с руководством меджлиса в лице Мустафы Джемилева и сначала подробно вникнуть в суть этой проблемы, а потом искать какой-то компромисс", - считает крымский политолог Александр Форманчук. Но контакт с Меджлисом у новой власти не заладился и на более высоком уровне. Достаточно вспомнить о том, как летнее желание президента пообщаться с представителями крымско-татарских организаций в итоге воплотилось в придворное мероприятие, принимать участие в котором члены Меджлиса отказались – по причине присутствия там идеологических недругов (включая, по их словам, и ваххабитов). И, если судить по рассказу Мустафы Джемилева, наладить общение между президентом и татарами не получилось до сих пор. Кто тому виной – сказать трудно. Но очевидно, что в решении земельных проблем с национальным колоритом новые власти (как центральные, так и крымские) уже готовы наступить на успешно опробованные предшественниками грабли.

Одним только отношением к самозахватам крымский курс действующей власти не ограничивается. Возможно, в обозримом будущем станет ясно, каким он будет в более широком смысле – будут ли расширены политические права автономии или обойдутся привычной системой сдержек и противовесов; как видит руководство экономический потенциал региона… Пока же понятно одно: на 21-м году существования АРК истинная самостоятельность ее по отношению к Киеву выглядит все более зыбко. Впрочем, на фоне общего стремления к стабильности и централизации, удивительным это не кажется.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив