Виктор Ющенко: «Я жду сигнал от НАТО»
Источник: inoСМИ.ru, Кристоф Шатело ("Le Monde", Франция), фото newsru.ua
На следующий день после саммита - который он назвал 'историческим' - между его страной и Европейским Союзом президент Украины Виктор Ющенко, обеспокоенный российскими происками на Кавказе, вынужденный решать серьезный внутриполитический кризис, дал интервью ряду журналистов из западных СМИ, в том числе специальному корреспонденту Monde в Киеве.
- Существует информация, что Москва раздает российские паспорта жителям украинского полуострова Крым, часть которых настроена проросийски. В Крыму же расквартирован Черноморский флот Российской Федерации. По Вашему мнению, Россия представляет угрозу для территориальной целостности Украины?
- Я придерживаюсь того же анализа. Независимость, территориальная целостность и суверенитет Украины в некотором роде постоянно подвергаются испытаниям. Однако эти вещи не могут быть предметом спора. Однако традиционные угрозы продолжаются. В прошлом веке независимость нашей страны провозглашалась шесть раз. Пять раз, она была утрачена.
И сегодня, Крымский полуостров стал самой болезненной точкой на карте Украины. Тем не менее, что бы там не говорили русские, присоединение Крыма к Украине произошло не после обретения нашей страной независимости (1991), а гораздо раньше. С одной стороны, существуют серьезные идеологические противоречия. С другой стороны, присутствие Черноморского флота РФ создает многочисленные проблемы - не только военного плана, - которые до сих пор не решены. Я имею в виду земельную собственность, зоны навигации, радиочастоты . . . Ситуация с национальными меньшинствами в Крыму также непростая.
- Недавно Вы потребовали, чтобы Вас информировали о передвижениях Черноморского флота. Вы не боитесь, что это ухудшит Ваши отношения с Москвой?
- Не должно. Украина соблюдает условия договора (от 1997г.) о временном базировании российского флота в Крыму. Однако необходимо, чтобы уровень размещенных сил и их передвижение регулировались, как в любом другом суверенном государстве, на чьей территории находится иностранная военная база. Это вопрос нашей национальной безопасности. Разве мы можем допустить, чтобы танки проходили через три региона нашей страны, не известив об этом нас? Поэтому я надеюсь, что Россия и военное командование на полуострове будут уважать национальные интересы Украины.
- Считаете ли Вы, что вступление Украины в НАТО - 'красная линия', которую, по мнению Москвы, нельзя пересекать - защитит Ваши национальные интересы?
- Я не вижу другого способа - особенно после событий в Грузии - гарантировать независимость, национальную целостность и суверенитет Украины, кроме как присоединиться к европейским структурам коллективной безопасности. По примеру других бывших советских республик. Наше участие в европейской и евроатлантической безопасности - лучший ответ на все вызовы. Расширение на восток зоны мира и стабильности в интересах и самой НАТО. Именно поэтому я ожидаю получить положительный сигнал во время саммита НАТО, который состоится в декабре с.г.
- Какие уроки Вы вынесли из грузинского кризиса?
- Я всегда полагал, что альфой и омегой международных отношений является признание суверенитета европейских государств, и не только их. Если эти нормы игнорировать, кризис будет очень сложно урегулировать. А если территориальная целостность Грузии будет поставлена под вопрос, в регионе начнется затяжной конфликт.
- Не считаете ли Вы, что между США и Россией идет новая 'холодная война'?
- Некоторые элементы могут позволить сделать подобное заключение, но я бы так далеко не заходил. Мы, со своей стороны, выступали и будем всегда выступать за диалог с Россией. Соседи обязаны к этому стремиться, и это соответствует условиям нашего стратегического договора. Однако в будущем определяющими станут решения, принятые после конфликта с Грузией.
Безусловно, сегодня, через сорок дней после начала конфликта, благодаря дипломатическим усилиям и четким позициям, которые позволили быстро добиться прекращения огня, уже выработан план урегулирования. Подобная ситуация встречается не часто. Однако нельзя не сожалеть о различиях в интерпретации таких фундаментальных принципов, как территориальная целостность.
- Усматриваете ли Вы руку Москвы в политическом кризисе, который привел поддерживающее Вас прозападное большинство на грань раскола, и стал причиной Вашего политического 'развода' с премьер-министром Юлией Тимошенко?
- Что касается сценария разрушения наших демократических ценностей, то очевидно, что вряд ли это дело рук исключительно наших политиков. За ними стоят действительно могущественные силы. Я считаю, что нынешняя политическая борьба - это борьба за наши национальные интересы. Настал момент истины для наших национальных ценностей.
- Вы довольны результатами саммита Украина-ЕС, состоявшегося 9 сентября в Париже, или Вы ожидали большего?
- Это был абсолютно успешный день. Мы выполнили все намеченные задачи. Отныне речь идет не только об отношениях добрососедства, но и о договоре об ассоциативном членстве в ЕС, безусловно, самом глубоком из всех, заключенных с европейскими государствами.
Он включает в себя договор о свободной торговле, запускает переговоры о свободе передвижения украинцев на территории ЕС. В нем обозначены принципы территориальной ценности, суверенитета и независимости. Всего этого не было в предыдущих договорах об ассоциативном членстве. Таким образом, мы достигли огромного прогресса.