В Николаеве нет сыворотки против укусов каракуртов и гадюк
В городе нет антидотов против укусов ядовитых змей и насекомых. Как рассказала «Новостям-N» заведующая токсико-терапевтическим отделением больницы скорой медицинской помощи Светлана Маркова, на сегодняшний день в этом нет никакой необходимости. За прошлый год с укусом каракурта поступили пять человек, в текущем — пока что один. Персонал отделения успешно оказывает лечебную помощь с помощью имеющихся медикаментов, без наличия антидотов.
Это не значит, что государство не предлагает сывороток. Просто в последние годы их качество настолько ухудшилось, что тратить бюджетные деньги на приобретение таких антидотов было было сверх неразумным.
- В свое время у нас была противокаракуртовая сыворотка хорошего качества из Ташкента. С ее помощью удавалось быстрее избавиться от симптомов укуса паука. Человек быстрее выздоравливал, соответственно, меньше мучился. Эффект от ее действия наступал через 1,5 суток в то время, как без нее выздоровление проходит в течение 4-5 дней. Когда эта сыворотка закончилась, мы стали получать другую — она оказывала слабый эффект и вызывала сильные аллергические реакции, - рассказывает Светлана Маркова.
Кроме этого, врач отмечает, что цена данной сыворотки в 3тыс.грн за ампулу еще несколько лет назад была неоправданной, а для эффективного курса лечения необходимо минимум 2 ампулы сыворотки и более в зависимости от интенсивности укуса. Учитывая факт достаточно слабого воздействия данного антидота, аллергические реакции, которые он вызывает, а также непосредственно стоимость, необходимость закупки данного препарата неоправдана.
Но как же в таком случае справляются врачи со случаями укуса каракуртов и гадюк? Что касается лечения последствий укусов гадюк, то, как отметила заведующая отделением, опыт последних лет показывает, что укусы змей вызывают только местные реакции, исключая общетоксические.
За последние годы укусы змей не оказывают больших неприятностей населению, вызывая только местные небольшие реакции. У нас нет гюрзы, у нас только степная гадюка. Стационарно больные не лечатся, все, в основном, амбулаторные - пришли показали укус — небольшая отечность и все. При местном лечении отек уходит сам в течение недели полностью.
Под местным лечением подразумевается обработка места укуса спиртом для избежания инфицирования, а также применение антикоагулянтом прямого действия типа гепариновой мази. Ее эффект достигается за счет особых компонентов, которые высвобождаясь, уменьшают воспалительный процесс и оказывают антитромботическое действие.
- Самое главное, чтобы после укуса люди не высасывали, не выдавливали, не надрезали место укуса. Если возникают вокруг покраснения или болезненность — используем гепариновую мазь, прикладываем компрессы полуспиртовые.
Несколько лет назад было зафиксировано два случая укуса крымской степной гадюки, в таких случаях наблюдается явление тромбофлебита, потому что укус затрагивает большее количество конечностей, происходит их отек вплоть до начала гангрены. В том случае сотрудниками токсико-терапевтического отдления также были использованы препараты, разжижающие кровь, аналог гепарина, препятствующие образованию тромбов.
Что касается способов лечения пациентов с укусами каракуртов, то главное здесь — вовремя констатировать укус и доставить пострадавшего в больницу:
Яд каракурта очень быстро распространяется по организму. По ходу нервов он поднимается к пояснице, грудной клетке, человек не может помочиться, вздувается живот, возникает парез кишечника, повышается давление, появляется чувство страха, сильная дрожь в теле и мышечная боль, - отмечает Светлана Маркова.
Вышеуказанные симптомы развиваются в течение 20 минут, поэтому как только становится понятно, что это укус каракурта, за то время, пока человеку не оказали специализированную медицинскую помощь в больнице, необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, необходимо давать пострадавшему обильное питье, во-вторых, укутывать, в-третьих дать антигистаминные препараты (диазолин, димедрол и пр.), в случае наличия - гормональные (преднизолон и пр.), имеющиеся обезболивающие препараты. Если человек является гипертоником — обязательно дать выпить гипотензивные препараты, увеличив дозу при необходимости. Контроль давления является обязательным, потому что во время повышения давления вследствие укуса, возможны серьезные осложнения такие, как инсульт.
Что касается общеизвестного метода прижигания места укуса спичкой, то он действителен только при незамедлительном применении. Если делать это, когда человек уже ощущает вышеописанные болевые синдромы, то такой метод вызовет только ожог.
Относительно мер, предпринимаемых в отделении, то медперсонал сделает все необходимое для снятия интоксикационного синдрома: введет гипотензивные препараты, перманганат калия (банальная марганцовка), цель которого заключается в окислении яда. Все остальные мероприятия будут снимать только симптомы: снижать давление, убирать чувство страха, уменьшать болевой синдром. Для этого проводятся внутривенные инфузии, устанавливается катетер для выведения мочи, проводиться борьба с парезом кишечника. Как правило, в ходе такого лечения уже в течение трех-четырех дней состояние больного обычно улучшается.
- Летальных исходов у нас не было очень давно. Как правило больше недели такие больные не лежат, - подтверждает заведующая отделением.
Кроме укусов каракуртов, Светлана Маркова предупреждает об укусе пауков, именуемых «херакантусами» - их яд не настолько токсичен, как яд каракуртов, но вызывает достаточно болевые ощущения. Херакантус, или виноградный паук, обитает не только в листьях винограда, достаточно часто его можно встретить также в садово-парковых зонах. Через некоторое время после укуса, возникает сильная боль, которая поднимается вверх по руке. По симптоматике укус этого насекомого похож на укус каракурта, разница в том, что боль локализуется только в руке и проходит уже в течение двух дней. В 2015 году был зафиксирован один случай укуса херакантуса. Методика после укуса херакантуса аналогична действиям после укуса каракурта — использование антикоагулянтов и купирование боли.
Таким образом, по словам николаевских врачей, реальной необходимости наличия в отделении антидотов от укусов пауков и змей, не существует. Во всяком случае не по той цене и не такого качества, как это было еще несколько лет назад. Речь идет о «взрослом» токсико-терапевтическом отделении БСМП, где возраст пациентов — от 18 лет. Что касается использования сывороток в случае укуса детей, то, учитывая более интенсивную интоксикацию молодого организма, здесь использование антидотов было бы более оправданным. Ведь данные препараты ускоряют процесс выздоровления, сокращая период обострения болевых ощущений.
Елена Худолеева