Севастополь - русский оплот на Украине

29.12.2008 в 21:55

Севастополь, вошедший в состав Украины в 1954 году, служит базой для Черноморского флота России, а тем временем напряженность в отношениях между Киевом и Москвой растет, в частности по вопросу поставок газа.

Тьерри Порт, "Le Figaro"

 

Паспорт не является гарантом патриотизма

 

В Севастополе продавцы и покупатели зачастую называют цены в рублях, хотя из рук в руки при этом переходят украинские купюры. 'Давняя привычка со времен Советского Союза', - объясняет горожанка, одна из тех, кто испытывает ностальгию по СССР. Что ни говори, странный украинский город получился из этого русскоговорящего крымского порта, где в гавани стоят корабли российского флота - их черноморская база расположена именно здесь, и где символам украинского государства, начиная с его валюты, не удается покорить сердца горожан!

Крым, что правда, то правда, вошел в состав Украины только в 1954 году, по личному распоряжению Хрущева; Севастополь оставался закрытым городом до развала СССР; а украинская валюта гривна переживает тяжелые времена. После того как в обмен на заем в 16,4 миллиарда долларов, выделенный в ноябре МВФ, Украина пообещала больше не регулировать курс гривны, та обесценилась на 50% по отношению к доллару, валюте в которой рассчитываются кредиты, в частности займы на потребительские нужды. Обесценивание гривны вкупе с резким ростом безработицы свидетельствует о катящейся в пропасть экономике, в Крыму же (60% населения - русскоговорящие), а еще больше в Севастополе (75% населения - русскоговорящие) перипетии украинской валюты приобретают вид национального поражения. Этот кризис здесь более чем где-либо может обострить напряженность, постоянно нагнетаемую конфликтом между Киевом и Москвой.

Зимой обе страны вновь вступили в энергетическую схватку. Россия собирается в 2009 году повысить цены на газ. И почему Москва должна предоставлять льготные условия президенту Украины Виктору Ющенко, ярому националисту, который хочет получать газ по старым льготным тарифам времен СССР, но при этом готовит свою страну к вступлению в НАТО и требует, чтобы российский флот в 2017 году покинул арендуемую им базу в Севастополе.

Несомненно, в эти сроки российские корабли порт не покинут. Однако 'социального конфликта не избежать', и есть все основания опасаться 'напряженности', срежиссированной 'демагогами'. Отец Алексей низким голосом делится своей точкой зрения, которую многие в Севастополе разделяют. Этот настоятель храма Николая Чудотворца - его белокаменные стены вместе со зданием генштаба Черноморского флота и огромной статуей Ленина возвышаются над бухтой, не отличается от своей паствы: 'У многих моих предков украинские фамилии, у меня в родне даже есть грек, депортированный по приказу Сталина, но я ощущаю себя русским, потому что именно на этом языке я разговариваю и вижу сны'.

Приступ националистической лихорадки

Паспорт не является гарантом патриотизма. Жители Севастополя в момент обретения Украиной независимости, за которую они, кстати, голосовали, просто сменили национальность. Отец Алексей сильно не переживал по этому поводу - его церковь, как практически все храмы в Крыму, находится в ведении московского патриархата. Украинская православная церковь борется за то, чтобы стать независимой от РПЦ, а на западе страны униатская церковь поглядывает в сторону Рима. Но все это не затрагивает полуостров.

Более сложный выбор встал в момент обретения независимости в 1991 году перед моряками Черноморского флота. Мирослав Мамчак, представитель украинской общины, который возглавляет телеканал 'Бриз', расположенный в здании, где соседствуют департамент морского флота и министерство обороны Украины (этакая националистическая цитадель на вражеской территории), утверждает, что 'из 35 000 офицеров российского флота только двадцать семь, пятеро из которых украинского происхождения, согласились служить под сине-желтыми знаменами. Когда два флота делили корабли - Россия оставила себе большее количество и те, что находились в лучшем состоянии - перебежчик в другой лагерь становился предателем в глазах товарищей'. Сегодня в Севастополе проживают порядка 20 000 российских моряков с семьями, и Черноморский флот обеспечивает занятостью еще 20 000 обитателей города. Чтобы составить более-менее полное представление о населении Севастополя (380 000 жителей), прямо связанном с Россией, нужно еще учесть вышедших в запас моряков и их семьи, которые, как правило, остаются на месте, и многих людей, которые до сих пор существуют в советском мире. Сергей Ребак, гордый своими военными наградами и украшающими его кабинет тремя флагами- российским, белорусским и украинским, говорит, что его ассоциация Ветеранов армии, войны и труда насчитывает 97 000 членов, и все из них ощущают благожелательное отношение Москвы.

И пока Россия затягивает обсуждение о дате вывода своих кораблей, мэр Севастополя Сергей Куницын, убежден, что '2017 год не за горами'. Он надеется, что его город постигнет судьба Сингапура, который англичане вернули китайцам, и говорит о создании свободной экономической зоны. Противники Куницына обвиняют его в том, что он хочет захватить земли для своей личной выгоды. Коррупция, безусловно, является той язвой, что разъедает все тело Украины, от Киева до самой малой деревушки.

В настоящее время ощутимее всего представлен российский капитал. Москва провозгласила себя защитницей памяти российско-советской империи в Севастополе. Она поддерживает различные демонстрации и ассоциации, у нее есть в городе школа, госпиталь, университет, в настоящий момент она финансирует строительство двенадцати новых домов. Однако мэр Москвы Юрий Лужков стал на Украине персоной нон грата за то, что публично заявил, что передачу Украине Крыма и особенно Севастополя, который в советскую эпоху был закрытым городом, нельзя считать действительной.

Здесь часто случаются приступы националистической лихорадки. Весной с.г. произошли столкновения пророссийских демонстрантов и офицеров ВМС Украины, которые пытались установить на Графской набережной памятную табличку в честь 90-летия поднятия украинских флагов над кораблями Черноморского флота. Табличку в конечном итоге выбросили в море. Затем пророссийски настроенная городская администрация установила статую основательницы Севастополя Екатерине II. В ответ назначенный Киевом мэр отрыл памятник украинскому национальному герою. В ходе этих раздоров группа казаков денно и нощно охраняла статую русской императрицы. Их глава Анатолий Морьета (Anatoli Morieta) говорит о тесных связях с другими казаками России и утверждает, что стремится 'восстановить порядок, защищать родину, народ и православие, и сражаться с украинскими националистами'.

Украинский язык как иностранный

До сих пор часть жителей с гордостью говорит об имевшем место этим летом военном вторжении России в Грузию и о триумфальном возвращении кораблей в порт Севастополя. Правда, недавно был открыт новый фронт, на этот раз - телевизионный: президент Украины призвал к порядку различные телеканалы, вещающие на русском языке на Севастополь и Крым. Он хочет, чтобы кабельные каналы объединились под эгидой одной вещательной компании, которую Киев планирует контролировать. Всем телеканалам напомнили, что по закону полагается большую часть передач вести на украинском языке, использовать субтитры, и ни в коем случае не пускать рекламу на русском языке. Пока только один телеканал подал официальную жалобу, все же остальные просто проигнорировали пришедший из Киева приказ. Однако конфликт еще не исчерпан. 'Вы находите нормальным, что каналы не платят налоги на доход с рекламы и к тому же распространяют путинскую пропаганду?', - возмущается один из чиновников украинского телевидения. На что российский журналист отвечает, что телевидение не должно отдаляться от своей аудитории, а та не говорит по-украински.

Мало употребляемый сегодня украинский язык, через десять-двадцать лет, возможно, возьмет реванш, особенно если в Севастополе и Крыму экономические отношения между Европой и Россией, где сегодня перевес у последней, изменятся в пользу первой. На настоящий момент из 61 школ Севастополя только в четырех преподавание ведется на украинском языке. Другие же школьники, которые по идее должны получать такое же образование, как и по всей стране, на самом деле изучают украинский язык как иностранный - сначала три раза в неделю, в старших классах чуть больше, потому что для поступления в ВУЗ нужно сдать экзамен на украинском. Профессор Катерина Алтабаева, автор учебника этой не похожей на другие истории Крыма, напоминает, что 'у основанного русскими Севастополя существуют свои традиции', что 'Крым никогда не был моноэтническим', и что 'ни один народ не правил здесь более трехсот лет'.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив