Политгерои не нашего времени
Политгерои не нашего времени
Пока власть укрепляет свои позиции, а оппозиция пытается хоть что-то ей противопоставить, электоральные настроения в Украине развиваются своим чередом. И чередом для политиков неутешительным. Кандидаты "Против всех" и "Не пойду на выборы" становятся все популярнее. Так что же не устраивает народ?
"Какая-то в державе датской гниль"
Спустя год после президентских выборов украинцев накрыла очередная волна разочарованности. Согласно социологическим исследованиям, знакомый по предыдущим волеизъявлениям протестно-равнодушный настрой избирателей продолжает набирать обороты. По данным опроса, проведенным компанией GfK Ukraine, если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее время, то участие в них не стали бы принимать более половины опрошенных: 10 процентов вовсе не хотят идти на выборы, 21 процент готов проголосовать против всех, и столько же респондентов не представляют, кому бы они могли отдать свои симпатии. С гипотетическими президентскими выборами дела обстоят схожим образом, но с поправкой на перераспределение мнений между "неходильцами" и неопределившимися — 18 процентов останутся дома, 22 процента вычеркнут всех, а 14 находятся в раздумьях...
Подобные цифры специалистов впечатляют. "На сегодня избиратели, которые не определились с партией или кандидатом в президенты или вообще отказываются голосовать, составляют более половины населения Украины. Это максимум за период с прошлых президентских выборов", - поясняет старший исследователь GfK Ukraine Инна Волосевич. Частично картина поясняется растущим недоверием к действиям власти. По данным опроса GfK Ukraine, полагают, что события в стране развиваются не в том направлении, в котором стоило бы, 54 процента украинцев. Недавнее социсследование Киевского международного института социологии дает схожий результат — 57 процентов, как и чуть менее "свежий" (еще ноябрьский) опрос социологической службы Центра Разумкова — 53,9 процента. Но нужно учитывать, что одной только разочарованностью в действиях руководства страны впечатляющие цифры объяснить трудно.
"Прелесть" нынешней ситуации заключается в том, что, вопреки кажущейся логике перераспределения электоральных симпатий, у оппозиции "прибывает" совсем не теми темпами, что "убывает" у власть имущих. "… если у Януковича рейтинг падает с 50% до 20%, и "освободившиеся" 30% никто не подбирает, и они просто растворяются в воздухе – значит что-то не так. Это свидетельство того, оппозиция тоже не соответствует уровню народа. Тимошенко, в силу своей харизмы, подбирает немного больше, чем другие. Но в целом, оппозиция выглядит совершенно не так, как могла бы при нынешних обстоятельствах", - цитирует ForUm политолога Александра Палия.
Невысокий рейтинговый прирост (а то и потери) оппозиционеров первого эшелона может объясняться тем, что избиратели уже не спешат довериться и им — вернее, не видят в них полноценной альтернативы. "Оппозиция из числа бывшей власти не находится на подъеме. Более того – она растеряла кредит доверия, а это гораздо хуже, чем простое его отсутствие. Это, конечно, не означает полное вытеснение ее из политического процесса, но говорить о "былой мощи и влиянии" не приходится", - уточняет в интервью From-UA руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук. Проблема малого (несмотря на благоприятствующие этому неоптимистичные обстоятельства) прироста популярности оппозиционеров со стажем объясняется тем, что большинство из них успели побывать при власти и проявили себя там не самым лучшим образом, а потому удерживать планку могут пока по большей части за счет реваншистских настроений своих преданных избирателей. Несколько более интересным представляется положение тех "молодых" игроков, которые хоть и успели засветиться в былых политреалиях, но самостоятельность обрели позже — как Арсений Яценюк или Анатолий Гриценко. Но проблему недостатка ресурсов для полноценной раскрутки решить им не так уж и просто.
"А у вас нет такого же, но без крыльев?"
Очевидно, что актуальное на сегодня предложение на политическом рынке не слишком соответствует спросу. Но четко формулировать, чего же ожидает народ от политиков, большинство экспертов не рискует — воспользоваться образовавшейся лакуной могут многие. Одни предсказывают победы на левом фронте (причем, как укрепление позиций традиционной КПУ, так и успех "новых левых"), другие — предполагают, что пространством для рывка воспользуются правые радикалы (вроде той же "Свободы", которая за последние годы обзавелась хорошо узнаваемым брендом), третьи допускают, что разочарование избирателей не проявит себя в поиске новых путей, а скорее пойдет по накатанной и выразится в дальнейшем падении явки на участки. Впрочем, при всей справедливости тезиса об усталости граждан от политики, стоит отметить, что с масштабами политизированности украинского общества, говорить о полном отсутствии интереса к этой теме рановато. Подтверждением служит недавнее исследование интернет-поведения соотечественников: как оказалось, политику в социальных сетях и на блог-платформах украинцы обсуждают куда активнее, чем, например, секс.
В нынешних условиях, можно предположить, что электоральное мнение немалого числа избирателей неплохо укладывается в формулу "Кого хотим — не знаем, кого знаем — не хотим". Набросать приблизительный портрет "Тех, кого не хотят" с "бытовой" точки зрения не так уж и сложно. Раздражение народа может объясняться разрывом между обещаниями политиков (причем практически у всех они идентичны) и реалиями, в которых власть имущие предпочитают существовать. Маловероятно, что украинцам нравится отход сильных страны всей от принципа разделения власти и бизнеса. Более того, нередко государственный режим называют олигархическим — просто у каждой власти олигархи свои и их благоденствию мало мешает укрепление президентской власти при Виктора Януковиче...
Существенный диссонанс из года в год порождает и понимание того, что об Украине определенно нельзя сказать, что в нашей стране один закон для всех. Начиная от любви власть предержащих обеспечивать себе "зеленый коридор" на городских улицах ценой пробок для простых автомобилистов... Через представление о степени погруженности всей властной системы в коррупционную "питательную среду"... Заканчивая все растущим народным возмущением, который сопровождает каждое спасение "мажора" на машине или высокопоставленного любителя пострелять по людям от правосудия... Равноправия в Украине нет, и, похоже, мало кто верит, что оное предвидится при ныне действующем политикуме.
Мало удовольствия у избирателей вызывает и очевидный разрыв не только перед правовыми, но и материальными возможностями "верхов". Причем, свою долю отрицательных имиджевых дивидендов обеспечивают и "мелочи", вроде приверженности исполнителей народной воли к часам стоимостью в десятки тысяч евро, туфлям из страусовой кожи или дорогостоящим дизайнерским сумочкам, и примеры более системного злоупотребления народным терпением за народный же (то есть бюджетный — чего только стоила трогательная история с покупкой остро необходимого главе государства вертолета) счет.
Злоупотребляющие властью, роскошествующие, мало прислушивающиеся к мнению "маленького украинца" коррупционеры — собирательный портрет народного нелюбимца от власти набросать несложно. Сложнее предположить, кто именно может прийти ему на смену. Особенно в условиях Украины, где уровень развития демократии и гражданского общества проявляется и в том, что власть у нас "портит" многих, даже более-менее многообещающих политиков, а избиратели нередко голосуют в порыве, коррелирующемся с принципом меньшего зла: старые политики уже "сытые", а новым только предстоит "наесться".
При этом можно допустить, что в основе "политических" претензий многих украинцев лежат не идеологические расхождения с активными на сегодня политиками (хотя не исключено, что какая-то часть избирателей лишена адекватного представителя своих чаяний — к примеру, в нашей стране мало интересуются либеральным флангом — не столько даже в политическом, сколько в экономическом отношении), а, скорее, понимание того, что власть имущие не способны удовлетворить их социальные запросы. Согласно уже давнему (май 2009-го) исследованию социологов из Центра Разумкова, неполных два года назад украинцы полагали, что более прочего отечественным политическим партиям не хватает: умения и желания защищать интересы простых людей (так считают 32,1% респондентов), наличия четкой позиции относительно стратегии развития страны (18,6%), умения решать конкретные проблемы, беспокоящие простых граждан (16,9%). Вероятнее всего, за минувшие годы вкусы избирателей не изменились. Подтверждением этому служит социальная подоплека недавних и намечающихся протестов, предварительная реакция на непопулярные реформы, а также результаты не слишком репрезентативных, но показательных опросов, которые говорят о том, что, например, в вопросах пенсионного обеспечения подавляющее большинство украинцев (77 процентов) предпочли бы положиться на государство.
В таких условиях трудно предположить, кто на самом деле сможет воспользоваться той 20-30 процентной "форой", которую обеспечивает разочарование электората в нынешних политиках. Теоретически в стране из года в год назревает потребность в "молодых реформаторах", которые как раз имеют четкое представление о стратегии развития государства. Но проблема заключается не только в том, откуда же их взять, но и в том, точно ли на подобные идеи среагирует избиратель. От выборов к выборам украинские политики побеждают за счет хорошо развитых популистских инстинктов. Они обещают то, что хотели бы услышать их слушатели (часть из них сами рады обманываться, другие соглашаются на это, скрипя сердцем и исходя все больше из все того же принципа меньшего зла), потом, правда, нередко не выполняют — но выборы уже были отыграны по привычным правилам. Сможет и захочет ли народ преодолеть свою зависимость от приятных обещаний (причем, речь может идти не только о близкой каждому "социалке", но и о других извечных рейтинговых прессов, вроде гуманитарных или внешнеполитических раздражителей) — сказать сложно. Выбирать "устаревшие модели" украинцы, судя по их электоральным умонастроениям, уже подустали. Но с истинными "героями нашего времени" еще только предстоит определиться. Причем, вполне возможно, не выбрать из предложенного ассортимента, а "вырастить" самим.
Ксения Сокульская