Новое стремление России к власти и влиянию
Несмотря на признаки доброжелательности и взаимного расположения Обамы и Медведева на состоявшемся на прошлой неделе ядерном саммите, переворот в Киргизии стал новым доказательством превосходства России в этом регионе в ущерб интересам США.
Забудьте про любвеобильные тосты, высокопарную риторику и коллективные фото на память в Праге и Вашингтоне, где президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев подписали первое за многие годы соглашение о сокращении ядерных вооружений, и где они всячески расхваливали свое сотрудничество в обеспечении безопасности ядерного топлива. Возможно, новый пакт о сокращении вооружений, в рамках которого количество стратегических боеголовок будет уменьшено на треть, и является, как сказал в Праге Обама, "важной вехой для ядерной безопасности и нераспространения". Но он никак не может быть началом (тоже выражение Обамы) новой счастливой эры американо-российского сотрудничества.
Наоборот. Беспорядки в соседней с Россией Киргизии говорят о том, что Москва победила в очередном раунде непрекращающейся американо-российской борьбы за влияние в Евразии, и что действия России по сохранению своего господства в традиционной для нее сфере влияния могут в предстоящие месяцы еще больше активизироваться.
Во-первых, Вашингтон и Москва, очевидно, "согласились не соглашаться" по поводу главного и крайне важного момента в новом договоре – о роли противоракетной обороны в Восточной и Центральной Европе. Если высокопоставленные чиновники из администрации подчеркивают, что Соединенные Штаты вновь подтвердили свою решимость развивать систему ПРО, то русские утверждают, что в договоре, на самом деле, нет ничего подобного. В договоре не решен также и другой вопрос, вызывающий разногласия – о развертывании оперативно-тактического ядерного оружия в Европе. Речь идет о ракетах, на выводе которых настаивает Россия и ряд европейских союзников США. Американские военные стратеги, со своей стороны, заявляют, что эти ракеты необходимо оставить, по крайней мере, в обозримом будущем.
Более того, дебаты по поводу введения новых санкций против Ирана могут породить еще более серьезную напряженность. Вашингтон настойчиво предлагает Москве поддержать мощные и сокрушительные санкции, которые помешают Тегерану продолжать свои ядерные работы в прежнем темпе. Но Россия, скорее всего, будет выступать против таких мер, учитывая ее давние и весьма выгодные экономические связи с Ираном. На самом деле, вопрос о введении санкций даже не стоит в апрельской повестке Совета Безопасности. Поэтому, пока американские дипломаты крутят свои дипломатические штурвалы в Нью-Йорке и Москве, иранские центрифуги тоже продолжают крутиться, обогащая уран.
А теперь задумайтесь над беспорядками в Киргизии. Старший директор по российским и евразийским делам из Совета национальной безопасности Майкл Макфол (Michael McFaul) заявил, что Россия напрямую не замешана в этом заговоре. Однако работающие в Киргизии эксперты и репортеры с ним не согласны. Бывший посол США в Таджикистане и Афганистане Роберт Финн (Robert P. Finn), преподающий сегодня в Принстоне, отмечает, что Москва не только поддерживала, но и, скорее всего, разжигала и подстрекала бунт против коррумпированного киргизского руководства после того, как Бакиев отменил свое решение закрыть американскую базу в аэропорту "Манас", являющуюся принципиально важной перевалочной точкой для снабжения войск США и НАТО в Афганистане. Финн утверждает, что резкий рост цен, заставивший граждан Киргизии выйти на этой неделе на улицы, стал результатом российского решения о приостановке в феврале второго транша двухмиллиардного кредита на сумму 1,7 миллиарда долларов. Этот кредит был предоставлен Бакиеву, чтобы сохранить его власть на плаву, когда тот пообещал закрыть американскую военную базу. Кроме того, Россия 1 апреля решила на 30 процентов повысить пошлины на поставляемые в Киргизию газ и нефть.
"Они победили", - сказал Финн.
Безусловно, оппозиция бакиевской власти не испытывает сомнений в правильности своего выбора. По словам местных репортеров, советы и рекомендации ей дают люди из ФСБ, являющейся преемницей КГБ. Лидеры оппозиции давно уже заявляют, что выдворят западные войска с базы в "Манасе", как того хочет Россия. Вскоре после переворота новая исполняющая обязанности президента Киргизии Роза Отунбаева позвонила премьер-министру Путину и поблагодарила его за "значительную поддержку" со стороны России. Путин вновь заявил, что американскую базу необходимо закрыть, и что в Киргизии должна быть всего одна база – российская. После этого новое руководство несколько раз меняло свою позицию, и последнее заявление Отунбаевой сводится к тому, что база останется и после завершения в июле срока ее аренды. Она отметила, что срок аренды будет "автоматически" продлен еще на год. Но в пятничном интервью Лэлли Веймут (Lally Weymouth) из Washington Post Отунбаева отказалась подтвердить, что аренда будет продлена на год, отметив при этом, что "Манас" "не является для нас важным приоритетом".
Но для России этот вопрос безусловно важен и интересен. Она выступила против Бакиева после того, как тот обманул русских и продлил аренду американцам, хотя Москве обещал, что такого не случится. Хотя США активно воздействуют на новое правительство, самое большее, чего им удалось добиться, сводится к ежемесячному продлению аренды одной базы. У России же там имеется уже две базы, и она планирует создать третью.
Если Россия незамедлительно признала лидеров переворота в качестве легитимной власти в Киргизии, то пресс-секретарь президента Обамы Роберт Гиббс (Robert Gibbs) был совершенно очевидно застигнут врасплох событиями в Бишкеке. Он в четверг ограничился тем, что призвал к восстановлению "спокойствия" в стране "в соответствии с демократическими принципами и с соблюдением прав человека".
Выбор времени для осуществления переворота также является отличительной российской чертой. Москва давно уже ставит США в неловкое положение во время важных международных событий. Например, летом 2008 года, во время Олимпиады в Пекине президент Путин мимоходом сообщил президенту Бушу, что российские войска скоро откроют огонь в Грузии. А когда Обама после подписания нового договора СНВ проводил на прошлой неделе ядерный саммит, это стало для русских самым удобным моментом, чтобы показать свои мускулы в этой бедной республике из бывшего Советского Союза, которая, тем не менее, чрезвычайно важна для американских интересов.
Намек совершенно и абсолютно понятен. Иэн Бреммер (Ian Bremmer), возглавляющий консалтинговую фирму Eurasia Group, которая пристально следит за политическими и экономическими событиями в этом регионе, говорит следующее. Провоцировала или нет Россия переворот в Бишкеке – это не столь важно. Но то, что она выгадала от него, это несомненно. Главное, говорит Бреммер, заключается в том, что в результате переворота "решения по базе будут приниматься под контролем Москвы или при ее активном участии". События в Киргизии наверняка приведут к усилению давления на бывшие советские республики, чтобы те уступали геостратегическим требованиям России, претендующей на свою исключительность в этом регионе, которым она правила издавна. Избрание Виктора Януковича на Украине, а также его традиционно почтительное отношение к российским интересам вполне может предвещать грядущие изменения.
Но все это отнюдь не говорит о том, что Вашингтону неизбежно грозит разрыв с Россией. Договор СНВ создает четкий механизм для снижения обеими сторонами своей зависимости от ядерного оружия, а состоявшийся на этой неделе саммит был нацелен на обеспечение сохранности и безопасности ядерных вооружений и радиоактивных материалов. Все это дает четкие стратегические выгоды как Москве, так и Вашингтону.
Но имейте в виду: Россия не проявляет никакого желания уступать власть и влияние в Евразии американцам. Переворот в Киргизии вряд ли был проявлением антидиктаторских и демократических настроений в обществе. Скорее всего, он свидетельствует о том, что Россия и дальше будет демонстрировать свою военную и дипломатическую мощь в этом регионе, который она считает жизненно важной для себя сферой влияния.
Джудит Миллер, Дуглас Шон, "The Daily Beast", США