100 дней "азаровщины"

17.06.2010 в 14:59

Подробности

 

Вслед за первой круглой датой президентства Виктора Януковича подоспел и 100-дневный юбилей правительства. Бюджет принят, международное сотрудничество кипит, реформы на пороге – делается все, чтобы воплотить в жизнь идеи гаранта.

С момента формирования "азаровского" Кабинета было очевидно, что ему предстоит стать своего рода исполнительным органом при Викторе Януковиче. Основная задача правительства (с которой его глава спорить и не собирался) с самого начала вырисовывалась, как намерение всячески содействовать претворению в жизнь президентского представления об "Украине для людей". В рамках успешного формирования жесткой вертикали власти, неотъемлемой деталью которой считается и парламентская коалиция (де-юре – "родительница" Кабмина, наделенная правом карать и миловать в случае чего), ожидать, что действия исполнительной власти со старта рискнут выбиваться из общей струи, не приходилось. Так и получилось: большинство действий премьера со товарищи соответствуют магистральной линии Банковой.

Если президент осуществляет общее руководство (причем по Конституции – все больше внешнеполитического плана), то на правительство возлагается обязанность воплощать эти "общие места" в реальность. То есть, за "вступительные" 100 дней теоретически должно стать понятно куда (гарант) и каким образом (Кабмин) новая власть собирается вести страну. Исходя из задекларированных приоритетов "новоселов" властного Олимпа, можно было сделать вывод, что речь пойдет о стабильности и реформах. С последними ситуация начала проясняться сравнительно недавно. А первую, вероятно, был призван символизировать бюджет. Вернее, сам факт его создания.

Долгожданное принятие главной сметы страны в конце апреля, наверное, является основным достижением Кабинета министров на сегодня. Знакомство с этим документом позволяет составить более полное впечатление о приоритетах и намерениях новой власти, чем презентованная незадолго до него официальная программа экономического и социального развития. Оный текст, как и многие другие представители жанра "Догнать, перегнать, содействовать, выполнить, реализовать и направить", имел, скорее, декларативный характер. А благодаря бюджету стало ясно, каким образом правительство намеревается зарабатывать деньги и как именно их тратить.

Помимо генерального курса, намеченного бюджетными рамками, особый интерес представляют первые шаги по его воплощению в жизнь. В случае с правительством Николая Азарова особый интерес сходу вызвала фискальная политика новой власти – ведь ее возглавил известный специалист в этой области. За три месяца управления государством соратниками Виктора Януковича стало ясно, какое внимание будет уделяться увеличению налоговый поступлений (его должен обеспечить непременный экономический подъем и обязательное улучшение администрирования). Тем временем обещанные налоговые каникулы были плавно перенесены на следующий год, повышены акцизы (да так затейливо, чтобы не допустить роста розничных цен), а недавно отправленный в парламент проект Налогового кодекса вызвал массу вопросов (особенно в тех пунктах, которые сокращение шансов претендовать на налогообложение по упрощенной схеме). Заодно с интересом экспертная общественность встретила и  другие неоднозначные "околофискальные" инициативы новой власти – вроде идеи отметить НДС на импортируемый газ или возвращать тот же налог на добавленную стоимость в форме облигаций внутреннего государственного займа.


Готовность жить за счет заимствований – еще одна черта, которую ярко демонстрирует новое правительство. Сформулированные в бюджете намерения, кредит в 2 миллиарда долларов, полученный от российского "Внешторгбанка" (условия которого пока еще доподлинно неизвестны), пока безуспешные попытки обаять МВФ на новую программу "стоимостью" в 19 миллиардов долларов – Кабинет настойчиво ищет пути покрытия дефицита главной сметы страны, который, по прогнозам специалистов, в реальности может оказаться куда более впечатляющим, чем те 5,3 процента ВВП, что прописаны в угоду Международному валютному фонду.

Заручившись помощью спонсоров (или – плотно пересмотрев внутренние ресурсы), Кабмин планирует в ближайшие месяцы наметить не только налоговую, но и административную, пенсионную и прочие реформы, попытаться "усреднить" коммунальные тарифы по стране, "разрегулировать" экономику (например, уменьшая круг занятий, требующих лицензии), взяться за энергетику (хотя дешевый газ, обеспеченный "Харьковским пактом", тут существенно упростил задачу) поднять уровень жизнь каждого украинца, возродить армию, провести гуманитарные преобразования… Проще говоря, действовать в полном соответствии с недавно провозглашенной программной речью президента. Из фарватера главы государства правительство не выбивается. В том числе – и во внешнеполитической деятельности.

Как и в случае с внутриукраинскими делами, за границами Украины Николай Азаров и его соратники старательно воплощают в жизнь базовые установки, обусловленные решениями гаранта. Президент дружит с Россией – Кабмин проводит переговоры, разрабатывает планы, готовит соглашения, намечает отрасли первостепенного стратегического сотрудничества. Среди общего громадья планов наибольшие подвижки пока видны в атомной сфере, а вот безоглядно сливаться с РФ в едином судо- и авиастроительном порыве на словах Украина пока не спешит. Но наиболее интересные "интеграционно-риторические" усилия правительства и его главы были связаны со знаменитым "экспромтом" Владимира Путина, привести который в полное соответствие с желаемыми представлениями о реальности сторонам так пока и не удалось.

Дружить с Россией Николай Янович готов во всем, где это одобрит президент – в торговле, в сотрудничестве стратегическими отраслями, в таможенном союзе, если в этом появится необходимость. Таким же горячим остается и намерение поддерживать высокий градус отношений с Европой, от которой Украина ждет поддержки в реформах. Правда, в отличие от "предметно" выраженного пророссийского курса, сотрудничество с Евросоюзом пока конкретикой не слишком радует. Недавно премьер отметил трудности переговоров по поводу зоны свободной торговли, да и с визовым вопросом дела, по мнению европейцев, обстоят не так радужно, как хотелось бы официальному Киеву. Тем не менее, время от времени подвижки наблюдаются. В частности, к отправке в парламент наконец-то готов закон о рынке газа, принятие которого ЕС ожидал в рамках реализации принципов прошлогодней газотранспортной декларации, подписанной в Брюсселе.

В отличие от экономики, лицом которой в "стабильных" спектах является Николай Азаров, а в "реформаторских" – Сергей Тигипко, многие внешнеполитические действия и заявления Кабмина входят в сферу обязанностей министра иностранных дел, назначаемого с подачи президента. В общем, глобальных расхождений между позициями Виктора Януковича и Константина Грищенко и не наблюдается: сотрудничество в рамках СНГ – хорошо, с Россией – еще лучше, да здравствует Европа, а без НАТО можно чудесно обойтись – международная генеральная линия Кабмина полностью соответствует вкусам  Банковой. Впрочем, если в случае глав МИД и Минобороны к некоторой автономности их обязывает положение, то в остальном Кабинет министров на первые несколько взглядов может показаться монолитом, заявления от имени которого делает не такой уж и широкий круг лиц.

За три с небольшим месяца существования нового правительства, помимо Николая Азарова яркими спикерами регулярно выступали разве что вице-премьеры (в первых рядах – уже упомянутый Сергей Тигипко и Борис Колесников – "Евро -2012" власти свято, и реже – Андрей Клюев) и некоторые "тематические" министры, в тех случаях, когда их присутствие в медиасфере необходимо. Чаще всего – Юрий Бойко (особенно во времена газовой неустроенности), Александр Лавринович (работа над законами кипит), Анатолий Могилев, Дмитрий Табачник… Сложившиеся обстоятельства вынудили главного милиционера страны превратиться в одного из наиболее интересующих общественность представителей правительства. Стабильную популярность главе МВД обеспечил принцип расстановки руководящих кадров на местах (с преобладанием кандидатур "донецкого" происхождения), многочисленные нарекания на взаимоотношения правоохранителей с участниками акций протеста (от жесткого блокирования пикетов силами "Беркута" до неоправданного бездействия в противостоянии защитников харьковского парка с "муниципальной охраной") и неоднозначная реакция милицейского руководства на смерть студента в киевском РОВД. Другой причиной стать "любимцем" публики для Анатолия Могилева оказались его риторические таланты. Как минимум, два высказывания их поклонники запомнят надолго: допущение о политическом характере судимостей Виктора Януковича (в противовес жизненному опыту Вячеслава Чорновола) и "рацпредложение" в адрес оппозиции проводить протестные митинги "в поле на окраине Киева" – чтобы никому не мешать… Другой "звездой" Кабмина предсказуемо остается глава МОН Дмитрий Табачник. Наиболее масштабный деянием старшего по образованию и науке пока остается изменение правил внешнего тестирования выпускников. Но широкий диапазон гуманитарных инициатив Дмитрия Владимировича (в целом – в русле общих веяний, близких новой власти, но зачастую – в более радикальной форме, соревнуясь с вице-премьером Владимиром Семиноженко) продолжает пугать его антипатиков с момента обнародования жалоб "львовских прокатчиков" на снижение посещаемости кинотеатров, которые были опровергнуты не только всеукраинскими прокатчиками, но и данными Министерства культуры…

За сто дней правления правительство успело принять бюджет и анонсировать совместные с президентом реформы, провести масштабные кадровые перестановки и реализовать некоторые инициативы, отрапортовать о стабилизации экономической ситуации и сделать приятные прогнозы на будущее, лишиться министра в целях спасения столицы и замминистра из-за коррупционного скандала… Но, пожалуй, главное, что удалось продемонстрировать команде Николая Азарова за три с лишком месяца – готовность четко следовать президентскому курсу. Что от нее, в сущности, и требовалось. В ситуации, когда главной краткосрочной целью власти является стабилизация ее вертикали, ожидать скорых эпохальных свершений не приходится. С такой "программой-минимум" Кабмин справился. Но и от "программы-максимум", в которую входят не только реформы, но и выполнение бюджета, и благополучие всех украинцев, ему тоже никуда не деться.

Ксения Сокульская

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив