"Регионалы" ошиблись с европейскими союзниками
"Регионалы" ошиблись с европейскими союзниками
17 октября стало известно о приглашении Партией регионов руководства Европейской народной партии (ЕНП) в Украину для контроля избирательного процесса. Это стало ответом на неоднократную критику ЕНП действующей украинской власти. Кроме того, на прошлой неделе "регионалы" заручились поддержкой противников ЕНП в Европе – глава украинского правительства Николай Азаров пребывая в Брюсселе 14 октября подписал соглашение о сотрудничестве ПР с "Прогрессивным альянсом социалистов и демократов" (ПАСД) – основным конкурентом ЕНП на политической арене объединенной Европы. При ближайшем рассмотрении оказывается, что "регионалы" и "бютовцы" взяли в себе в союзники своих идеологических противников. Такие действия украинских партий объясняются реалиями политической жизни Украины.
Приоритет формы над содержанием
Первые шаги к альянсу между партией "Батькивщина" и ЕНП были намечены в далеком 2007 году. Тогда партия Юлии Тимошенко, после недолгих раздумий, подала заявку на членство в Европейскую народную партию. В январе 2008 года ЕНП удовлетворила просьбу "Батькивщины" и пополнила свои ряды еще одной украинской партией. Справедливости ради, стоит отметить, что инициатива в данном вопросе исходила не столько от Тимошенко, сколько от "европейцев". Очевидно, причиной этого был тот факт, что до членства "Батькивщины" в ЕНП уже находились две других украинских партии – "Наша Украина" и "Народный Рух Украины". Несмотря на то, что НРУ и НУ входили в состав НУНС, лидер которого Виктор Ющенко к тому времени уже не раз конфликтовал с Тимошенко, их блоки создали после выборов 2007 года коалицию. Да и идеологически политическая сила Тимошенко тогда не проявляла столь сильной "левизны". Таким образом, у партии Тимошенко в ЕНП на момент вступления уже было определенное лобби.
ЕНП, в свою очередь, была активным участником украинского политического процесса с 2004 года, когда на выборах президента Украины "европейцы" поддержали Ющенко, возглавлявшего "альянс демократических сил", одним из лидеров которого была и Тимошенко. В 2007 году руководству ЕНП вряд ли могло подумать о том, что Тимошенко может в конечном итоге перейти на радикально "левые" позиции, начать раздавать компенсации вкладчикам советского "Сбербанка" и подумывать о реприватизации крупнейших промышленных предприятий страны. Ведь тогда и Тимошенко, и ее политсила все еще воспринимались через призму событий конца 2004 года. "ЕНП очень довольна, что вы боритесь за те же самые ценности, которые мы поддерживали во время Оранжевой революции", - говорил президент ЕНП Вильфред Мартенс, выступая на межпартийном съезде Блока Юлии Тимошенко с предложением о членстве "Батькивщины" в своей партии в августе 2007 года в Киеве. Кстати, тогда "европейцы" поддерживали не Тимошенко саму по себе, а Тимошенко в союзе с Ющенко. "Я верю, что БЮТ вместе с "Нашей Украиной" победит на парламентских выборах и сформирует новое демократическое правительство", - произнес тогда Мартенс. Он и предвидеть тогда не мог, что бывшие соратники вскоре станут злейшими врагами.
В свою очередь Тимошенко был выгоден союз с крупнейшей политической партией Европейского союза, членами которой, пусть и опосредствованно, были главы таких европейских государств, как Германия и Франция. Кроме того, в состав ЕНП в 2007 году входили партии, находящиеся при власти и в других европейских государствах. Сегодня, когда "Батькивщина" оказалась в оппозиции, ЕНП по инерции продолжает выступать арбитром на украинской политической арене. Так, "европейцы" присоединились к заявлению ПАСЕ о недопустимости ограничений демократических прав и свобод в Украине, адресованному руководству нашей страны. Кроме того, ЕНП приняла резолюцию, осуждающую "давление на оппозицию" в Украине. На что заместитель главы Администрации президента Анна Герман отреагировала следующим образом: "Нужно приехать и посмотреть телепрограммы, прежде чем заявлять, что у нас нет свободы слова, прямые эфиры, посмотреть и купить украинские газеты. Посмотреть на то, что у нас нет ни одной украинской газеты, которая не критикует власть. А затем уже говорить, что у нас нет свободы слова". Резолюция ЕНП была последней каплей, переполнившей чашу терпения "регионалов". 14 октября во время визита Азарова в Брюссель он подписал договор о сотрудничестве с ПАСД – основными конкурентами ЕНП на европейской политической арене. Украинская партия крупного капитала пошла на поклон к европейским "левым". Очевидно, это было сделано "в пику" ЕНП.
Сила рефлекса
Европейские "левые" оказались гораздо благоразумнее своих конкурентов. Они не решились сразу и безоговорочно представлять членство в своих рядах украинской Партии регионов. Для начала ПР должна будет довольствоваться "дружбой" и "партнерством" ПАСД. Об этом говориться в документе, подписанном Николаем Азаровым и лидером европейских "левых" Мартином Шульцем. И лишь спустя два года, подытожив результаты сотрудничества в ПАСД может быть и предложат членство "регионалам". Осторожность европейских "социалистов и демократов" понятна. Во-первых, Партия регионов – партия крупного капитала. Во-вторых, нынешнее правительство принимает законы и планирует реформы, которые слабо сочетаются с "левыми" идеологическими установками. В-третьих, новая украинская власть известна в Европе не столько успехами на экономическом поприще, сколько по многочисленным сообщениям о проблемах с обеспечением гражданских свобод. Да и мотивация у "регионалов", очевидно, одна – не столько сотрудничать с европейскими "левыми", сколько заручиться поддержкой на европейском уровне противником ЕНП: "враг моего врага – мой друг".
Партия регионов, поспешив заключить договор о сотрудничестве с "Прогрессивным альянсом социалистов и демократов" лишила себя прекрасной возможности… получить членство в ЕНП. Этот вариант, несмотря на кажущуюся невероятность, был вполне возможен. Во-первых, идеологические платформы ЕНП и ПР по ряду пунктов совпадают. Во-вторых, в уставе ЕНП говорится, что членом этой политсилы могут быть несколько партий из одного государтва, а значит "регионалам" путь в "европейцы" отнюдь не заказан. Для этого, правда, необходимо провести разъяснительную работу с ЕНП. Приглашение ЕНП участвовать в мониторинге местных выборов в Украине является, безусловно, удачным ходом "регионалов". Но не стоит на нем останавливаться. Можно, к примеру, предоставить данные о том, что законопроект, ограничивающий свободу собраний, который недавно критиковала Венецианская комиссия, был направлен в Верховную раду именно Юлией Тимошенко. Не лишне было бы напомнить европейцам о популистских шагах Кабмина Тимошенко, в частности, о выплате компенсаций вкладчикам "Сбербанка", о реприватизационных инициативах "бютовцев". Можно было бы показать статистику голосований по Трудовому кодексу "регионала" Хары, где идейные противники ПР "внезапно" выступают союзниками новой власти, поддерживая фактически "рабовладельческий" кодекс. Такие шаги если бы не лишили Тимошенко европейской поддержки, то значительно бы ее ослабили.
С другой стороны, альянс Тимошенко и ЕНП, как это ни странно, может быть использован "регионалами" против "Батькивщины". "Поддержка Меркель, Саркози и Баррозу", о которой Тимошенко заявила во время президентских выборов 2010 года, на самом деле была поддержкой лишь ЕНП, в которую входят партии вышеупомянутых политиков. Сами они не могут открыто поддерживать ту или иную политическую силу в Украине. Это было бы нарушением принципов международных отношений. Более того, помимо политических партий европейских лидеров в ЕНП входят и "партии-неудачники". Такой, в частности, является греческая "Народная демократия". Лидером этой партии является экс-премьер-министр Греции Костас Караманлис. Именно после отставки в 2009 году Кабинета министров, сформированного "Новой демократией" и возглавляемого ее лидером, оказалось, что на самом деле дефицит бюджета Греции не 3%, а 13%. Греческий экономический кризис, спровоцированный действиями правительства Караманлиса, стал притчей во языцех во всем мире. Несмотря на это, "Новая демократия" продолжает выступать с популистскими лозунгами о недопущении сокращении социальных выплат. Эта политсила выступила против подписания Грецией меморандума с МВФ и ЕС, обеспечившего стране "финансирование" этими двумя организациями и спасшего Грецию от неминуемого банкротства. Параллели с правительством Тимошенко напрашиваются сами собой. "Регионалам" нужно лишь провести грамотную пиар-кампанию.
Вместо этого, Партия регионов, подчиняясь воле выработанных на украинской политической арене рефлексов, идет "дружить против" ЕНП с ее конкурентами. Украинские политические силы экстраполируют опыт Украины на Европу, совершенно забывая о том, что там ситуативные политические альянсы уже давно не в моде. С другой стороны, ЕНП рано или поздно осознает, что в области прав и свобод граждан Тимошенко – это Янукович в юбке. Да и сотрудничество с влиятельными европейскими партиями или членство в них не обеспечивают "закрытие глаз" европейцев на проблемы в Украине: украинская политика пока еще сильно отличается от европейской.
Борис Рудь